С нами 12551 учитель, 4459 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. Из опыта работы"
Ирина Парменова   28.03.2016   1952   0   ИКТ

 
Парменова Ирина Сергеевна,
учитель информатики МБОУ "Коношская СШ"
1 квалификационная категория
п. Коноша Архангельская область
 
Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. Из опыта работы
 
   Приоритетными направлениями работы ОУ являются: формирование единого информационного пространства ОУ; автоматизация управленческого процесса; ИКТ-компетентность учителя; ИКТ-компетентность ученика; ИКТ-компетентность родителя.
Администрация школы ведет систематическую и целенаправленную работу по формированию ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. Все кабинеты школы  оснащены современным оборудованием для успешного проведения образовательного процесса: компьютерами, интерактивными планшетами, интерактивными досками, проекторами, документ-камерами. В школе есть система интерактивного голосования и опроса, система видеоконференцсвязи. Имеется мобильный компьютерный класс (25 ПК). Все рабочие места педагогов оснащены компьютерами и мультимедийным оборудованием, объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет.
    В наше время иметь дома компьютер стало обычным делом. Родители считают, если ребенок пошел в школу, то у него обязательно должен быть компьютер. Для чего, скажем мы.  Дети очень быстро привыкают к очень умной и дорогой  игрушке, с детства.
   В последние годы компьютер стал доступным для большинства детей. В 1996 год средний возраст начала знакомства с новыми информационными технологиями приходился на 16-17 лет, то уже в 2001 году более половины респондентов - 5-7-классники и даже дети младшего школьного возраста. За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования.
Однако дети, постоянно пользующиеся компьютером, работают в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений (прослушивание музыки, просмотр видео фильмов и т.п.). При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте.
В нашей школе изучение информатики начинается с 8 класса, в специальных (коррекционных) классах 7 вида с 5 класса.
   Современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Главные приоритеты новых стандартов образования должны строиться  на развитии ИКТ грамотности обучающихся и формировании ИКТ-компетентности на всех ступенях обучения.
   Информационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности с использованием средств ИКТ.
   Следует отметить повышение интереса обучающихся к изучению информатики через получение практических навыков использования компьютерных технологий не только в учебе, но и в жизни.
Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса строится из ИКТ-грамотности, ИКТ-компетентности и информационной культуре личности.
ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов, коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
    ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности. 
Работа по формированию ИКТ-компетентности ведется мною по трем направлениям:
1.Работа с обучающимися 5-9 специальных (коррекционных) классов 7 вида. 
   Обучение данной категории детей нередко осложнено такими явлениями, как неспособность сосредоточенно работать, повышенная утомляемость, замедленный темп мышления и деятельности. У детей наблюдается низкая познавательная активность, которая обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, но как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события.
   Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
   Работа учителя опирается на нестандартные подходы, новые инновационные технологии. Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении.
   Посредством таких уроков активизируются познавательный интерес, психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление. «Тебе скажут — ты забудешь, тебе покажут — ты запомнишь, ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе для детей с задержкой психического развития.
   В преподавании учебных предметов использование ИКТ качественно изменяет восприятие учащимися информации. Для таких детей более эффективны такие уроки, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные экскурсии, погружающие в атмосферу прошлого или будущего.
   Задачи ИКТ в коррекционном обучении:
– развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
– знакомство с информационными процессами в современном обществе;
– формирование основных навыков использования компьютера;
– формирование коммуникативных способностей;
– развитие творческих способностей;
– индивидуализация обучения;
- использование компьютера как средства познания.
  Использование информационных технологий на уроках в коррекционных классах относят к наглядным средствам обучения.
   В рамках учебных занятий использую графический редактор Paint, мультимедийные презентации, выполненные в программе PowerPoint или Movie Maker.
  Презентации должны соответствовать  учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных  школах, быть доступными. Они составляются с учетом возрастных особенностей  школьников, должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом, эстетически оформленными. Презентации не должны быть перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро, нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией; для иллюстраций подбирать натуральные образцы  с ярко выраженными характерными признаками.
  «Презентация» - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. На уроке презентация должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую.
  Презентация, является самой распространенной формой. Она может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Лучше, если презентация будет сочетаться с другими видами деятельности учеников (это работа с учебником, выполнение заданий в тетрадях).
   Графический редактор выделен для занятий как самый простой и доступный в обращении. На уроках формируется информационно-образовательная среда, в которой обучающийся может и выражать и одновременно учить себя. Дети при выполнении работ имеют возможность проявить свой творческий потенциал. Главным условием каждого занятия является положительный эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить.
   В 2015 - 2016 учебном году для родителей и  обучающихся 8Г класса было проведено общее родительское собрание «Компьютер в моей жизни». Учащиеся 8 специального (коррекционного) класса участвовали в  мероприятии «Безопасный интернет", которое прошло в библиотеке имени И. Бродского. Цель этого мероприятия - сделать интернет безопасным для детей. Ведь сейчас даже у дошкольников есть гаджеты. И поэтому, чем раньше они будут знать: какие опасности таит в себе «всемирная паутина», тем лучше для ребенка. На школьном сайте мною была создана специальная страница о проведении урока  "Безопасный интернет".
2. Формирование ИКТ-компетентности у обучающимися 8 – 11 классов в рамках учебных занятий.
  ИКТ-компетентность подразумевает уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. В учебной образовательной программе по информатике в 8 – 11 классах особое внимание я уделяю практическим работам в прикладных программах, потому что компетентность можно сформировать только на практике.
Использование инновационных методов в деятельности педагога способствует успешному повышению ИКТ-компетентности. С 2012 года для разработки интерактивных заданий к уроку информатики я использую интернет-сервис LearningApps.org (http://learningapps.org/), Дневник.ру, программу MyTest.
  Организация внеурочных занятий, связанных с использованием ИКТ - проведение конкурсов, олимпиад, участие в конференциях – позволяет в значительной степени повысить уровень ИКТ-компетентности школьников. Конкурсов в интернете стало необычайно много, но, к сожалению, они почти все платные. Самые массовые конкурсы по информатике - это Всероссийские игры-конкурсы "КИТ" и "Инфознайка". Два года   являюсь организатором конкурса «КИТ» в школе. Обучающиеся нашей школы принимают участие и занимают призовые места в районных конкурсах, а также в районных и областных дистанционных олимпиадах  по предмету. Два года подряд школа активно участвует в акции «Час кода», которая формирует интерес молодежи к изучению информатики и программирования, а также повышение престижности ИТ-специальностей. Каждый год в учебном заведении проводится неделя математики, физики и информатики, которая направлена на создание условий для развития интереса обучающихся к  этим предметам. Ребята охотно участвуют в играх, турнирах, дискуссиях, круглых столах и т.п.
3.Подготовка учащихся 9 и 11 классов к ЕГЭ и ОГЭ.
   Современный учебный процесс уже не мыслим без широкого применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а выпускники школы всё чаще задумываются о получении престижных специальностей, связанных с программированием и бизнес - информатикой.
ЕГЭ по информатике и ИКТ – экзамен по выбору. Его результаты учитываются при приеме в многочисленные инженерно-технические ВУЗы; на факультеты, специализирующиеся в области информатики и компьютерных технологий.
  Для учителя информатики подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по информатике и ИКТ носит довольно широкий, разноплановый характер. Это обусловлено и различным уровнем подготовки учащихся, и различными условиями изучения непосредственно самого предмета в образовательном учреждении. Учитель выступает организатором процесса, обеспечивая его системность, содержательную часть, консультационную и контролирующую. Следует равномерно распределить силы учащегося и, скорее всего, создать возможность для дополнительных занятий, то есть разработать план подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по информатике и ИКТ с учетом индивидуальных особенностей учащегося или группы учащихся. Для подготовки обучающихся использую сайт Константина Полякова, Решу ЕГЭ и другие.
  В 2016 в нашей школе возобновил работу кабинет «БОС здоровье» (учитель Парменова И.С.). БОС (биологически-обратная связь) - позволяет человеку видеть и слышать как работает его организм, превращает сигналы его организма в увлекательную игру на компьютере. Компьютерная игра и будет сигналом обратной связи. Играть возможно только при условии, что мышцы, дыхание, сердце, зрение, мозг работают правильно.
   На протяжении нескольких лет в МБОУ «Коношская СШ» я являюсь администратором школьного сайта.
Сайт постоянно совершенствуется, но достичь желаемого результата мне пока не удалось. Проблемой считаю ограничение школьного сайта в шаблонном оформлении. В сети размещены методические и информационные материалы для общего доступа участников образовательного процесса:
-   Банк электронных методических материалов «Методическая копилка» (опыт работы педагогов МБОУ "Коношская СШ" и других школ района);
-   Сетевые папки методических объединений школы на сайте Дневник.ру;
-   Фотоальбом школы, содержащий фоторепортажи с мероприятий школы.
  Персональный сайт учителя-предметника является мощным инструментом в повышении ИКТ-компетентности. Благодаря использованию дистанционных образовательных технологий, удается значительно повысить интерес к предмету учеников разного уровня подготовленности. Замена урочной формы на самостоятельные виды деятельности создаст условия для продуктивного творчества учащихся.
Инновационные технологии играют в настоящее время важную роль в построении процесса обучения. Они позволяют повысить мотивацию, а, следовательно, улучшить усвоение предмета, снижают нагрузку учащихся, экономят время на уроке, в то же время осуществляется личностный и дифференцированный подходы, совершенствуются традиционные методы обучения.
Список информационных источников
  1. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании (проблемы, понятия, инструментарий) : учеб. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М. : АПК и ПРО, 2003.
  2. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
 

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.