Статья "Самооценка - является важнейшим показателем развития личности первоклассников"
Елена Фотеева
29.10.2015
2674
1
Оценка знаний учащихся
Фотеева Елена Николаевна
1 категория
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 7»
Г. Каменск-Уральский
Свердловская область
1 категория
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 7»
Г. Каменск-Уральский
Свердловская область
Самооценка - является важнейшим показателем развития личности первоклассников
В чем суть правил технологии оценивания?
1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи
5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
6-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень – функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи
5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
6-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень – функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».
А как быть с первоклассниками?
Отсутствие цифровой отметки не освобождает учителя первоклассников от разработки системы поощрения и порицания в учебном процессе. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. На каждого ученика заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
-дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
- критериальность;
- приоритет самооценки;
- непрерывность;
- гибкость и вариативность инструментария оценки;
- переход к сочетанию качественной и количественной составляющих оценки;
- естественность процесса контроля и оценки.
При оценивании не допускается использование любой знаковой символики,
заменяющей цифровую отметку (звездочки, тучки, солнышки и т. д.); допускается
лишь словесная объяснительная оценка.
Оцениванию не подлежат:
- темп работы обучающихся;
- личностные качества;
- своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
Учитель имеет право:
- иметь свое оценочное суждение об обучении первоклассников;
- самостоятельно определять приемлемые формы учёта учебных достижений
обучающихся.
Учитель обязан:
- работать над формированием у первоклассников самоконтроля и самооценки;
- оценивать не только знания, умения и навыки обучающихся по предметам,
но и сформированность универсальных учебных действий, уровень развития и степень проявления их творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;
- фиксировать динамику развития и обученности первоклассника только относительно его собственных возможностей и достижений;
- доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и
успехи их детей.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил. Сензитивным периодом для становления самооценки, как особого компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.
На протяжении всего учебного времени я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:
- выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, написания новой буквы. В конце страницы построить шкалу и указать свой уровень (нарисовать круг и раскрасить его тем цветом или символом, который скажет, как вы оценили свою работу в прописи);
- научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте;
- в конце недели каждый ребенок может нарисовать «дерево настроения» или «цветок настроения», в котором отражается его эмоциональный и психологический настрой и комфорт на этой учебной неделе.
Предлагаемые способы оценивания позволяют: ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.
Список использованной литературы:
Отсутствие цифровой отметки не освобождает учителя первоклассников от разработки системы поощрения и порицания в учебном процессе. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. На каждого ученика заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
-дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
- критериальность;
- приоритет самооценки;
- непрерывность;
- гибкость и вариативность инструментария оценки;
- переход к сочетанию качественной и количественной составляющих оценки;
- естественность процесса контроля и оценки.
При оценивании не допускается использование любой знаковой символики,
заменяющей цифровую отметку (звездочки, тучки, солнышки и т. д.); допускается
лишь словесная объяснительная оценка.
Оцениванию не подлежат:
- темп работы обучающихся;
- личностные качества;
- своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
Учитель имеет право:
- иметь свое оценочное суждение об обучении первоклассников;
- самостоятельно определять приемлемые формы учёта учебных достижений
обучающихся.
Учитель обязан:
- работать над формированием у первоклассников самоконтроля и самооценки;
- оценивать не только знания, умения и навыки обучающихся по предметам,
но и сформированность универсальных учебных действий, уровень развития и степень проявления их творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;
- фиксировать динамику развития и обученности первоклассника только относительно его собственных возможностей и достижений;
- доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и
успехи их детей.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил. Сензитивным периодом для становления самооценки, как особого компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.
На протяжении всего учебного времени я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:
- выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, написания новой буквы. В конце страницы построить шкалу и указать свой уровень (нарисовать круг и раскрасить его тем цветом или символом, который скажет, как вы оценили свою работу в прописи);
- научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте;
- в конце недели каждый ребенок может нарисовать «дерево настроения» или «цветок настроения», в котором отражается его эмоциональный и психологический настрой и комфорт на этой учебной неделе.
Предлагаемые способы оценивания позволяют: ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.
Список использованной литературы:
-
Оценка знаний учащихся в условиях введения ФГОС. Гриценко Лариса Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Николаевской СОШ Татарского района НСО
-
«Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ: дошкольное образование, начальная школа» (М.: Баласс, 2007) сайт- www.school2100.ru
Другие статьи
- Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности
- Карта индивидуального роста как инструмент формирующего оценивания
- Урок-семинар как одна из форм организации урока
- Творческий отчёт о работе пришкольного лагеря "Буратино"
- Учебная экскурсия как средство профессионального становления специалиста
- Подростки и гаджеты - вред или польза?
- Школьный дискуссионный клуб на английском языке как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции учащихся
- От компьютерных технологий к природе
- Использование мультимедиа презентации во внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации и введении федеральных государственных образовательных стандартов на примере специальной коррекционной школы – интерната №4
- Использование куклы на уроках английского языка.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 В рамках модернизации Образования, ваша статья своевременная и актуальная. очень чётко определены правила системы оценивания деятельности первоклассников. Спасибо за материал
Наталья Чубаева, дата: 29.10.2015 в 20:28
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.