Статья "Обратимся к наглядной геометрии"
Валентина Попова
17.04.2016
2033
4
Методика преподавания
Попова Валентина Николаевна
учитель математики первой квалификационной категории
МБОУ «Ровдинская СШ»
с. Ровдино
Шенкурский район
Архангельская область
учитель математики первой квалификационной категории
МБОУ «Ровдинская СШ»
с. Ровдино
Шенкурский район
Архангельская область
Обратимся к наглядной геометрии
В статье рассматривается роль факультативного курса «Наглядная геометрия» в приобщении учащихся к целостной геометрической деятельности.
Сегодня любой учитель скажет, какие требования предъявляются к процессу обучения по ФГОС нового поколения, но большинство продолжает работать «как обычно». Многие испытывают трудности в осуществлении системно-деятельностного подхода. Изучая концепцию деятельностного подхода, анализируя отдельные моменты своей практики, убеждаюсь, что работала в правильном направлении, стараясь заинтересовать, озадачить: «Зачем это надо знать, где может пригодиться?». Создавала проблемные ситуации; составляли с ребятами опорные схемы, алгоритмы; работали с условием задачи – неполное, избыточное, некорректное; анализировали полученный результат, проводили исследование. Но урок жестко ограничен временными рамками, объёмом изучаемого материала. Большую роль в общеинтеллектуальном развитии играет внеурочная деятельность. На протяжении многих лет я проводила факультативный курс «Наглядно-практическая геометрия».
Опытный учитель математики знает, с каким трудом начинается изучение геометрии в 7 классе. Ученики не видят составляющие элементы чертежей, не соотносят изучаемые фигуры с предметами окружающей действительности, непреодолимым препятствием для них становится высокий уровень абстракции, научный язык и крайне слабые графические навыки. Этот предмет вызывает много негативных эмоций у обучающихся, а результаты ЕГЭ и ОГЭ показывают низкий уровень выполнения геометрических заданий.
Формирование сенсорных эталонов, а значит, и развитие геометрического восприятия завершается у детей в возрасте 11-12 лет. Изучение геометрии ещё только начинается, а формировать образное мышление уже поздно. Начинать развивать геометрические представления школьников нужно как можно раньше. На это и нацелено изучение факультативного курса «Наглядная геометрия». Основной методической линией этого курса является организация специальной геометрической деятельности учащихся. Важно отметить, что именно на ступени 5-6-х классов угасает интерес ребёнка к учению, и с помощью таких видов деятельности как моделирование с использованием бумаги, пластилина, проволоки, компьютерное моделирование, рисование, игра, возможно достижение заинтересованности учащихся. Принципом организации учебного процесса должно стать разумное сочетание репродуктивных и творческих заданий, инструкций и исследований, коллективного и самостоятельного поиска.
Первоначально факультативный курс основывался на учебном пособии для 5-6 классов «Наглядная геометрия» Шарыгина И.Ф., Ерганжиевой Л.Н. [4] Задачный материал пособия направлен на развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков. Основные приёмы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент. Большое внимание отводится деятельности, связанной с пространственными объектами. С целью развития у учащихся чувства прекрасного, расширения общего кругозора, авторы знакомят их с историей геометрии, с ролью геометрии в искусстве, с красивыми геометрическими фактами и рассуждениями. Главным критерием усвоения содержания является приобретение умения (умения построить фигуру, описать её свойства и т.п.) Первые годы программу курса приходилось разрабатывать самостоятельно. Сегодня можно найти авторские разработки учителей, например, статьи Л.А.Мосенковой «Программа «Наглядная геометрия для 5-6-х классов»; А.Г.Белоусовой «Введение курса наглядно-практической геометрии как пропедевтики систематического курса геометрии» и др.
Сегодня любой учитель скажет, какие требования предъявляются к процессу обучения по ФГОС нового поколения, но большинство продолжает работать «как обычно». Многие испытывают трудности в осуществлении системно-деятельностного подхода. Изучая концепцию деятельностного подхода, анализируя отдельные моменты своей практики, убеждаюсь, что работала в правильном направлении, стараясь заинтересовать, озадачить: «Зачем это надо знать, где может пригодиться?». Создавала проблемные ситуации; составляли с ребятами опорные схемы, алгоритмы; работали с условием задачи – неполное, избыточное, некорректное; анализировали полученный результат, проводили исследование. Но урок жестко ограничен временными рамками, объёмом изучаемого материала. Большую роль в общеинтеллектуальном развитии играет внеурочная деятельность. На протяжении многих лет я проводила факультативный курс «Наглядно-практическая геометрия».
Опытный учитель математики знает, с каким трудом начинается изучение геометрии в 7 классе. Ученики не видят составляющие элементы чертежей, не соотносят изучаемые фигуры с предметами окружающей действительности, непреодолимым препятствием для них становится высокий уровень абстракции, научный язык и крайне слабые графические навыки. Этот предмет вызывает много негативных эмоций у обучающихся, а результаты ЕГЭ и ОГЭ показывают низкий уровень выполнения геометрических заданий.
Формирование сенсорных эталонов, а значит, и развитие геометрического восприятия завершается у детей в возрасте 11-12 лет. Изучение геометрии ещё только начинается, а формировать образное мышление уже поздно. Начинать развивать геометрические представления школьников нужно как можно раньше. На это и нацелено изучение факультативного курса «Наглядная геометрия». Основной методической линией этого курса является организация специальной геометрической деятельности учащихся. Важно отметить, что именно на ступени 5-6-х классов угасает интерес ребёнка к учению, и с помощью таких видов деятельности как моделирование с использованием бумаги, пластилина, проволоки, компьютерное моделирование, рисование, игра, возможно достижение заинтересованности учащихся. Принципом организации учебного процесса должно стать разумное сочетание репродуктивных и творческих заданий, инструкций и исследований, коллективного и самостоятельного поиска.
Первоначально факультативный курс основывался на учебном пособии для 5-6 классов «Наглядная геометрия» Шарыгина И.Ф., Ерганжиевой Л.Н. [4] Задачный материал пособия направлен на развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков. Основные приёмы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент. Большое внимание отводится деятельности, связанной с пространственными объектами. С целью развития у учащихся чувства прекрасного, расширения общего кругозора, авторы знакомят их с историей геометрии, с ролью геометрии в искусстве, с красивыми геометрическими фактами и рассуждениями. Главным критерием усвоения содержания является приобретение умения (умения построить фигуру, описать её свойства и т.п.) Первые годы программу курса приходилось разрабатывать самостоятельно. Сегодня можно найти авторские разработки учителей, например, статьи Л.А.Мосенковой «Программа «Наглядная геометрия для 5-6-х классов»; А.Г.Белоусовой «Введение курса наглядно-практической геометрии как пропедевтики систематического курса геометрии» и др.
С 2013-2014 учебного года работаю по учебному пособию Смирнова В.А., Смирновой И.М., Ященко И.В. «Наглядная геометрия» [2]. Задачи, включенные в пособие, носят исследовательский характер, не требуют знания специальных формул и теорем. Издание соответствует ФГОС. Также авторы разработали четыре рабочие тетради по наглядной геометрии [3], в которых реализована авторская примерная программа для 5-6 классов, рассчитанная на 68 часов. На сайте Смирновых [5] размещены примерная программа и компьютерные презентации по всем темам курса. Преимущества данного пособия в том, что наряду с многообразием нестандартных конструктивных задач, содержание их более приближено к систематическому курсу геометрии. Работая третий год в 5 и 6 классах по данной программе, хочу отметить высокую активность, заинтересованность учащихся на занятиях факультатива. Также положительные отзывы со стороны коллег получили открытые занятия по теме «Треугольник» (5 класс) и «Осевая симметрия» (6 класс). На факультативных занятиях с обучающимися были реализованы проекты: «Старинные меры длины. Зачем их нужно знать», «Правильные многогранники», «Косметический ремонт школьных кабинетов». Это ещё больше убедило меня в том, что пропедевтика основ геометрии необходима и вполне оправдывает себя в форме факультативного курса.
При разработке рабочей программы, для более эффективной работы желательно согласовать изучение отдельных тем с календарно-тематическим планированием уроков математики.
Чтобы поддерживать интерес детей к занятиям, одновременно использую в работе и пособие Шарыгина И.Ф. [4], и задания из рабочих тетрадей по наглядной геометрии Бурмистровой Н.В. [1], и, конечно, книги Я.И.Перельмана, различные Интернет- ресурсы.
Литература:
Чтобы поддерживать интерес детей к занятиям, одновременно использую в работе и пособие Шарыгина И.Ф. [4], и задания из рабочих тетрадей по наглядной геометрии Бурмистровой Н.В. [1], и, конечно, книги Я.И.Перельмана, различные Интернет- ресурсы.
Литература:
1. Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Наглядная геометрия: Тетрадь для учащихся 5-го класса (6-го класса).- Саратов: «Лицей», 2001.
2. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. Наглядная геометрия. – М.: МЦНМО, 2012.- 272 с.
3. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. Наглядная геометрия. Рабочие тетради № 1 – 4. – М.: МЦНМО, 2012.
4. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000– 192 с.
5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geometry2006.narod.ru/
Другие статьи
- Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся
- Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Предметно-развивающая среда образовательной организации, обеспечивающая требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Применение лингвокультурологического подхода как одного из средств познания культуры учащимися на уроках русского языка
- Я работаю с детством
- Электронное портфолио - перспективы использования в персональной деятельности
- Формы контроля знаний обучающихся техникума по информатике
- Равные условия обучения - для каждого
- Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников
- Всероссийская олимпиада школьников: как подготовить победителя?
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Очень хорошая и полезная статья для учителей математики и родителей.Согласна с Вами, что начинать развивать геометрические представления школьников нужно как можно раньше, причём делать это нужно с вдохновением и любовью к предмету. Вспомним А.С.Пушкина, который говорил: "Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии"
Валентина Титова, дата: 19.04.2016 в 19:04
#2 Результаты ЕГЭ по математике показывают, что основная проблема геометрической подготовки учащихся связана с недостаточно развитыми геометрическими представлениями, отсутствием пространственного воображения, неумением изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения. Практически все геометрические задачи, в которых требуется понимание геометрической конструкции, решаются гораздо хуже, чем те, в которых требуется просто найти ту или иную геометрическую величину.
Валентина Титова, дата: 19.04.2016 в 19:09
#3 Геометрические представления учащихся порой важнее знания конкретных формул. Геометрические представления остаются в памяти на долгие годы – это личная копилка, она либо есть, либо её нет. На это и должно быть нацелено изучение раздела «Наглядная геометрия». К сожалению, в действующих учебниках по математике для 5-6 классов больше внимания уделяется вопросам нахождения геометрических величин (длина окружности, площадь круга, длина отрезка, градусная мера угла, объём) и гораздо меньше – развитию геометрических представлений учащихся и развитию логического мышления.
Валентина Титова, дата: 19.04.2016 в 19:17
#4 Если изучить внимательно содержание учебника "Наглядная геометрия" (Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева), то окажется, что речь идёт не только о геометрических представлениях младших подростков, но и о настоящей математической деятельности учащихся по изучению ряда вопросов внешкольной (не хочется говорить - вузовской) математики... Полезная вещь!!!
Светлана Лебедева, дата: 06.07.2018 в 13:16
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.