С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Обратимся к наглядной геометрии"
Попова Валентина Николаевна
учитель математики первой квалификационной категории
МБОУ «Ровдинская СШ»
с. Ровдино
Шенкурский район
Архангельская область
 
Обратимся к наглядной геометрии
 
       В статье рассматривается роль факультативного курса «Наглядная геометрия» в приобщении учащихся к целостной геометрической деятельности.
      Сегодня любой учитель скажет, какие требования предъявляются к процессу обучения по ФГОС нового поколения, но большинство продолжает работать «как обычно». Многие испытывают трудности в осуществлении системно-деятельностного подхода. Изучая концепцию деятельностного подхода, анализируя отдельные моменты своей практики, убеждаюсь, что работала в правильном направлении, стараясь заинтересовать, озадачить: «Зачем это надо знать, где может пригодиться?».  Создавала проблемные ситуации; составляли с ребятами опорные схемы, алгоритмы;  работали с условием задачи – неполное, избыточное, некорректное; анализировали полученный результат, проводили исследование. Но урок жестко ограничен временными рамками, объёмом изучаемого материала. Большую роль в общеинтеллектуальном развитии играет внеурочная деятельность. На протяжении многих лет я проводила факультативный курс «Наглядно-практическая геометрия».
       Опытный учитель математики знает, с каким трудом начинается изучение геометрии в 7 классе. Ученики не видят составляющие элементы чертежей, не соотносят изучаемые фигуры с предметами окружающей действительности, непреодолимым препятствием для них становится высокий уровень абстракции, научный язык и крайне слабые графические навыки. Этот предмет вызывает много негативных эмоций у обучающихся, а результаты ЕГЭ и ОГЭ показывают низкий уровень выполнения геометрических заданий.
       Формирование сенсорных эталонов, а значит, и развитие геометрического восприятия завершается у детей в возрасте 11-12 лет. Изучение геометрии ещё только начинается, а формировать образное мышление уже поздно. Начинать развивать геометрические представления школьников нужно как можно раньше. На это и нацелено  изучение факультативного курса «Наглядная геометрия». Основной методической линией этого курса является организация специальной геометрической деятельности учащихся. Важно отметить, что именно на ступени 5-6-х классов угасает интерес ребёнка к учению, и с помощью таких видов деятельности как моделирование с использованием бумаги, пластилина, проволоки, компьютерное моделирование, рисование, игра, возможно достижение заинтересованности учащихся. Принципом организации учебного процесса должно стать разумное сочетание репродуктивных и творческих заданий, инструкций и исследований, коллективного и самостоятельного поиска.
      Первоначально факультативный курс основывался  на учебном пособии для 5-6 классов «Наглядная геометрия» Шарыгина И.Ф., Ерганжиевой Л.Н. [4] Задачный материал пособия направлен на развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков. Основные приёмы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент. Большое внимание отводится деятельности, связанной с пространственными объектами. С целью развития у учащихся чувства прекрасного, расширения общего кругозора, авторы знакомят их с историей геометрии, с ролью геометрии в искусстве, с красивыми геометрическими фактами и рассуждениями. Главным критерием усвоения содержания является приобретение умения (умения построить фигуру, описать её свойства и т.п.) Первые годы программу курса приходилось разрабатывать самостоятельно.  Сегодня можно найти авторские разработки учителей, например, статьи Л.А.Мосенковой «Программа «Наглядная геометрия для 5-6-х классов»; А.Г.Белоусовой «Введение курса наглядно-практической геометрии как пропедевтики систематического курса геометрии» и др.
       С 2013-2014 учебного года работаю по  учебному пособию Смирнова В.А., Смирновой И.М., Ященко И.В. «Наглядная геометрия» [2]. Задачи, включенные в пособие, носят исследовательский характер, не требуют знания специальных формул и теорем. Издание соответствует ФГОС. Также авторы разработали четыре рабочие тетради по наглядной геометрии [3], в которых реализована авторская примерная программа для 5-6 классов, рассчитанная на 68 часов. На сайте Смирновых [5] размещены примерная программа и компьютерные презентации по всем темам курса. Преимущества данного пособия в том, что наряду с многообразием нестандартных конструктивных задач, содержание их более приближено к систематическому курсу геометрии.       Работая третий год в 5 и 6 классах по данной программе, хочу отметить высокую активность,  заинтересованность учащихся на занятиях факультатива.  Также положительные отзывы со стороны коллег получили открытые занятия по теме «Треугольник» (5 класс) и «Осевая симметрия» (6 класс). На факультативных занятиях с обучающимися были реализованы проекты: «Старинные меры длины. Зачем их нужно знать», «Правильные многогранники», «Косметический ремонт школьных кабинетов». Это ещё больше убедило меня в том, что пропедевтика основ геометрии необходима и вполне оправдывает себя в форме факультативного курса.
      При разработке рабочей программы, для более эффективной работы желательно согласовать изучение отдельных тем с календарно-тематическим планированием уроков математики.
Чтобы поддерживать интерес детей к занятиям, одновременно использую в работе и пособие Шарыгина И.Ф. [4], и задания из рабочих тетрадей по наглядной геометрии Бурмистровой Н.В. [1], и, конечно, книги Я.И.Перельмана, различные Интернет- ресурсы.
 
Литература:
1. Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Наглядная геометрия: Тетрадь для учащихся 5-го класса (6-го класса).- Саратов: «Лицей», 2001.
2.  Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. Наглядная геометрия. – М.: МЦНМО, 2012.- 272 с.
3. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. Наглядная геометрия. Рабочие тетради № 1 – 4. – М.: МЦНМО, 2012.
4. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000– 192 с.
5.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geometry2006.narod.ru/
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Очень хорошая и полезная статья для учителей математики и родителей.Согласна с Вами, что начинать развивать геометрические представления школьников нужно как можно раньше, причём делать это нужно с вдохновением и любовью к предмету. Вспомним А.С.Пушкина, который говорил: "Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии"
Валентина Титова, дата: 19.04.2016 в 19:04  
#2 Результаты ЕГЭ по математике показывают, что основная проблема геометрической подготовки учащихся связана с недостаточно развитыми геометрическими представлениями, отсутствием пространственного воображения, неумением изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения. Практически все геометрические задачи, в которых требуется понимание геометрической конструкции, решаются гораздо хуже, чем те, в которых требуется просто найти ту или иную геометрическую величину.
Валентина Титова, дата: 19.04.2016 в 19:09  
#3 Геометрические представления учащихся порой важнее знания конкретных формул. Геометрические представления остаются в памяти на долгие годы – это личная копилка, она либо есть, либо её нет. На это и должно быть нацелено изучение раздела «Наглядная геометрия». К сожалению, в действующих учебниках по математике для 5-6 классов больше внимания уделяется вопросам нахождения геометрических величин (длина окружности, площадь круга, длина отрезка, градусная мера угла, объём) и гораздо меньше – развитию геометрических представлений учащихся и развитию логического мышления.
Валентина Титова, дата: 19.04.2016 в 19:17  
#4 Если изучить внимательно содержание учебника "Наглядная геометрия" (Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева), то окажется, что речь идёт не только о геометрических представлениях младших подростков, но и о настоящей математической деятельности учащихся по изучению ряда вопросов внешкольной (не хочется говорить - вузовской) математики... Полезная вещь!!!
Светлана Лебедева, дата: 06.07.2018 в 13:16  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ