Статья "Октябрята – детская организация в Советском Союзе"
Елена Фотеева
05.11.2015
6897
0
Воспитательная работа
Фотеева Елена Николаевна
1 категория
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 7»
Г. Каменск-Уральский
Свердловская область
1 категория
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 7»
Г. Каменск-Уральский
Свердловская область
Октябрята – детская организация в Советском Союзе
Президент РФ подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". По мнению Матвиенко, документ своевременный, долгожданный и востребованный. "Указ нацеливает нас на выработку и реализацию новых форм и методов идейного, нравственного, духовного развития личности, воспитания убеждённых патриотов России, молодых людей, готовых активно трудиться на её благо", — отметила сенатор. Она призвала активнее использовать прежний опыт, наработанный в Советском Союзе при создании молодежных организаций, но с учетом реалий нашего времени.
Октября́та — в Советском Союзе учащиеся 7—9 лет, объединяемые в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.
Термин октябрята возник в 1923—24 гг., когда в Москве стали возникать первые группы детей, в которые принимались ребята — ровесники Великой Октябрьской социалистической революции.
Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей — символ пятиконечной звезды. Как правило в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей — командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.
ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят:
- Октябрята — будущие пионеры.
- Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
- Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
- Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.
- Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16—22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ленине (его день рождения 22-го апреля 1870 г.). Для октябрят издавались всесоюзные («Весёлые картинки» и «Мурзилка») и республиканские журналы. Например, в Молдавской ССР издавался журнал «Стелуца» («Звёздочка») на молдавском и русском языках. Материалы, предназначенные для октябрят, публиковали и пионерские газеты. Ежегодно для октябрят издательством «Малыш» выпускался настольный календарь «Звёздочка». Методические материалы о работе с октябрятами регулярно печатались в журналах «Вожатый», «Начальная школа», «Воспитание школьников» и других изданиях.
Объединения младших школьников при пионерских и других детских организациях, подобные октябрятам, действуют во многих странах.
Правила октябрят:
Наших правил ровно пять.
Мы их будем выполнять
Мы активные ребята,
Потому что октябрята.
Октябрёнок, не забудь —
В пионеры держишь путь!
Мы отважные ребята,
Потому что октябрята.
Как страны родной герои,
Жизнь свою хотим построить.
Мы прилежные ребята,
Потому что октябрята.
Только тех, кто любит труд,
Октябрятами зовут.
Мы правдивые ребята,
Потому что октябрята.
Никогда, нигде, ни в чём
Мы друзей не подведём.
Мы весёлые ребята,
Потому что октябрята.
Наши песни, танцы, смех
Делим поровну на всех.
В СССР воспитанию молодёжи уделяли серьезное внимание, почти все дети были вовлечены в активную деятельность. Мы изучали устав, давали клятву октябрятскую, а потом уже и пионерскую. И уже с малолетства отличали добро от нехороших поступков. Имело серьезное значение и воспитание, и влияние окружения. Неслучайно говорили – с кем поведёшься, от того и наберёшься. Октябрята жили по своим законам добра, дружбы, любви к Родине.
Нам с малолетства объясняли, что такое хорошо, что такое плохо, что должен октябрёнок делать, как он должен себя вести, как учиться, как его будут принимать в пионеры. Была своя атрибутика, свой кодекс, где говорилось о том, что должен делать октябрёнок, как он должен носить октябрятскую звёздочку, каким он должен быть примерным, как должен помогать старшим, как любить Родину.
А маршем октябрят стали стихи О. Высотской «Октябрята», где были перечислены все те же правила, выросшие из законов и обычаев пионеров:
Мы веселые ребята,
Мы ребята-октябрята.
Так прозвали нас не зря
В честь победы Октября.
Все привыкли мы к порядку.
Утром делаем зарядку
И хотим отметку «пять»
На уроках получать…
Октябрята объединялись в звёздочки. Я помню свою звездочку. Мы катались вместе на лыжах, выпускали стенгазету, оформляли альбом об Аркадии Гайдаре, разучивали песни, собирали макулатуру...
Я считаю – это прекрасно, когда у детей есть своя организация, когда у человека есть прекрасная идея. Ведь октябрята чему учились и какую клятву давали? Дружить, хорошо учиться, любить страну, родителей, уважать стариков, помогать слабым. И уже тогда мы понимали: звездочка это только первый шаг в пионеры.
Почему бы сейчас не создать подобную организацию в начальной школе?
Список использованных материалов:
1. http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all_09_2013/A/Октябрята.html
2. http://www.diets.ru/post/928352/
Объединения младших школьников при пионерских и других детских организациях, подобные октябрятам, действуют во многих странах.
Правила октябрят:
Наших правил ровно пять.
Мы их будем выполнять
Мы активные ребята,
Потому что октябрята.
Октябрёнок, не забудь —
В пионеры держишь путь!
Мы отважные ребята,
Потому что октябрята.
Как страны родной герои,
Жизнь свою хотим построить.
Мы прилежные ребята,
Потому что октябрята.
Только тех, кто любит труд,
Октябрятами зовут.
Мы правдивые ребята,
Потому что октябрята.
Никогда, нигде, ни в чём
Мы друзей не подведём.
Мы весёлые ребята,
Потому что октябрята.
Наши песни, танцы, смех
Делим поровну на всех.
В СССР воспитанию молодёжи уделяли серьезное внимание, почти все дети были вовлечены в активную деятельность. Мы изучали устав, давали клятву октябрятскую, а потом уже и пионерскую. И уже с малолетства отличали добро от нехороших поступков. Имело серьезное значение и воспитание, и влияние окружения. Неслучайно говорили – с кем поведёшься, от того и наберёшься. Октябрята жили по своим законам добра, дружбы, любви к Родине.
Нам с малолетства объясняли, что такое хорошо, что такое плохо, что должен октябрёнок делать, как он должен себя вести, как учиться, как его будут принимать в пионеры. Была своя атрибутика, свой кодекс, где говорилось о том, что должен делать октябрёнок, как он должен носить октябрятскую звёздочку, каким он должен быть примерным, как должен помогать старшим, как любить Родину.
А маршем октябрят стали стихи О. Высотской «Октябрята», где были перечислены все те же правила, выросшие из законов и обычаев пионеров:
Мы веселые ребята,
Мы ребята-октябрята.
Так прозвали нас не зря
В честь победы Октября.
Все привыкли мы к порядку.
Утром делаем зарядку
И хотим отметку «пять»
На уроках получать…
Октябрята объединялись в звёздочки. Я помню свою звездочку. Мы катались вместе на лыжах, выпускали стенгазету, оформляли альбом об Аркадии Гайдаре, разучивали песни, собирали макулатуру...
Я считаю – это прекрасно, когда у детей есть своя организация, когда у человека есть прекрасная идея. Ведь октябрята чему учились и какую клятву давали? Дружить, хорошо учиться, любить страну, родителей, уважать стариков, помогать слабым. И уже тогда мы понимали: звездочка это только первый шаг в пионеры.
Почему бы сейчас не создать подобную организацию в начальной школе?
Список использованных материалов:
1. http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all_09_2013/A/Октябрята.html
2. http://www.diets.ru/post/928352/
Другие статьи
- «Использование информационных технологий на современном уроке истории в условиях введения ФГОС».
- Ответственность как нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся
- Использование компьютерного моделирования при работе с историческими источниками
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- Мир добра в творчестве омского художника Евгения Дорохова
- Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
- Гражданско-патриотический клуб "Бурейский навигатор" (скаутское движение)
- Особенности психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Английский. Сюрприз на ладони
- Школьный дискуссионный клуб на английском языке как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции учащихся
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.