Статья "Электронные образовательные ресурсы нового поколения"
Елена Фотеева
02.11.2015
3413
0
Другое
Фотеева Елена Николаевна
1 категория
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 7»
Г. Каменск-Уральский
Свердловская область
1 категория
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 7»
Г. Каменск-Уральский
Свердловская область
Электронные образовательные ресурсы нового поколения
В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Что такое ЭОР? Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства (межгосударственный стандарт ГОСТ 7.23-2001).
Чем отличаются ЭОР от учебников?
- текстографические
- текстографические, с нелинейной навигацией по тексту (гипертекст)
- ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента
- мультимедиа ЭОР (учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука)
Каковы инновационные качества ЭОР?
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Что дают ЭОР учителю?
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Что дают ЭОР учителю?
- конспекты не писать;
- сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
- экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
- решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
- вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.
Особенно важны требования к интерактивности и мультимедийной насыщенности для учебных продуктов, используемых в общем образовании. Действительно, школьник имеет в своем распоряжении комплект полиграфических учебников, поэтому их электронная копия вряд ли вызовет интерес. Более того, обычная книга обладает массой преимуществ: не требует дополнительных технических средств воспроизведения, удобна в использовании в любом месте и в любое время, имеет, что немаловажно, 500-летнюю традицию применения.
Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
ЭОР, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные.
К традиционным относятся:
Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
ЭОР, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные.
К традиционным относятся:
- соответствие программе обучения (школьной, вузовской и др.);
- научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);
- соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);
- отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;
- оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам и пр. и пр.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
- Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
- получение информации;
- практические занятия;
- аттестация (контроль учебных достижений).
Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.
- Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубляться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.
- Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.
Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге – вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.
Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает:
Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает:
- интерактив;
- мультимедиа (аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира);
- моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта);
- коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями);
- производительность (в данном случае – производительность труда пользователя).
Достаточно часто неискушенными людьми выдвигаются лозунги «педагогической целесообразности/ценности ЭОР». Но о какой педагогике идет речь? Разумеется о традиционной: классно-урочная система, учитель в аудитории и книга дома дают информацию, в лаборатории (в классе) проводят эксперименты, решают задачи, пишут диктанты и сочинения, а на экзамене (или на уроке) учитель проводит аттестацию, которая, к сожалению, довольно часто сводится к контролю запоминания фактов и стандартных действий.
Отечественная и мировая практика последних лет показала, что использование ЭОР в рамках традиционных образовательных технологий не эффективно. Бездумное перенесение традиционных приемов на компьютер не только не даст эффекта, но может навредить образованию (яркий пример – профанация реферативной работы с появлением сайта referat.ru).
Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы. Очевидно, что это единственно возможное решение в современных условиях, характеризуемых лозунгом «образование – через всю жизнь». Действительно, трудно себе представить, что каждого трудоспособного гражданина, непрерывно повышающего общий уровень знаний, профессиональную квалификацию, «обслуживает» персональный (пусть даже так называемый «сетевой», т.е. действующий посредством телекоммуникаций) педагог.
Весь мир приходит к пониманию, что для эффективного использования ЭОР, информатизации образования в целом требуется развитие новых образовательных технологий. Доминирующими тенденциями в этом процессе является расширение возможностей учащегося в самостоятельной учебной работе (аудиовизуальная информация, практика, аттестация – «дома») и рост творческого компонента в деятельности педагога в аудитории. Предполагается постепенный переход в деятельности педагога от вещания к дискуссии с учениками и перенос многих традиционно аудиторных видов занятий во внеаудиторную (самостоятельную) часть учебной работы.
Сегодня никого не удивляет «домашнее задание», но появился этот компонент образовательных технологий «всего лишь» 500 лет назад – с изобретением книги. Так почему же значительно более мощный электронный образовательный ресурс не изменит технологии? Конечно, изменит. Поэтому «втискивание» интерактивного ЭОР в класс в качестве наглядного пособия или того хуже – попытки отправить школьника в неподготовленный для образования, далекий от дидактики Internet – это стрельба «из пушки по воробьям», глубокое заблуждение, от которого, к счастью, во всем мире уже избавляются.
При этом, заметим, ни учителя, ни книгу никто не отменял, просто роль учителя, равно как и технологии представления текстов существенно изменятся. Собственно, если вдуматься, они уже меняются, но процесс этот пока носит характер броуновского движения. Ясное понимание целевых функций ориентирует вектор развития. Тогда разнонаправленные попытки энтузиастов превращаются в мощное организованное движение к цели.
Список использованной литературы:
Отечественная и мировая практика последних лет показала, что использование ЭОР в рамках традиционных образовательных технологий не эффективно. Бездумное перенесение традиционных приемов на компьютер не только не даст эффекта, но может навредить образованию (яркий пример – профанация реферативной работы с появлением сайта referat.ru).
Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы. Очевидно, что это единственно возможное решение в современных условиях, характеризуемых лозунгом «образование – через всю жизнь». Действительно, трудно себе представить, что каждого трудоспособного гражданина, непрерывно повышающего общий уровень знаний, профессиональную квалификацию, «обслуживает» персональный (пусть даже так называемый «сетевой», т.е. действующий посредством телекоммуникаций) педагог.
Весь мир приходит к пониманию, что для эффективного использования ЭОР, информатизации образования в целом требуется развитие новых образовательных технологий. Доминирующими тенденциями в этом процессе является расширение возможностей учащегося в самостоятельной учебной работе (аудиовизуальная информация, практика, аттестация – «дома») и рост творческого компонента в деятельности педагога в аудитории. Предполагается постепенный переход в деятельности педагога от вещания к дискуссии с учениками и перенос многих традиционно аудиторных видов занятий во внеаудиторную (самостоятельную) часть учебной работы.
Сегодня никого не удивляет «домашнее задание», но появился этот компонент образовательных технологий «всего лишь» 500 лет назад – с изобретением книги. Так почему же значительно более мощный электронный образовательный ресурс не изменит технологии? Конечно, изменит. Поэтому «втискивание» интерактивного ЭОР в класс в качестве наглядного пособия или того хуже – попытки отправить школьника в неподготовленный для образования, далекий от дидактики Internet – это стрельба «из пушки по воробьям», глубокое заблуждение, от которого, к счастью, во всем мире уже избавляются.
При этом, заметим, ни учителя, ни книгу никто не отменял, просто роль учителя, равно как и технологии представления текстов существенно изменятся. Собственно, если вдуматься, они уже меняются, но процесс этот пока носит характер броуновского движения. Ясное понимание целевых функций ориентирует вектор развития. Тогда разнонаправленные попытки энтузиастов превращаются в мощное организованное движение к цели.
Список использованной литературы:
- Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004; издание второе – М.: Ритм, 2005.
- Осин А.В Создание учебных материалов нового поколения// Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» - М.: Просвещение. – 2003. – №2.
- Сероштанова Н.Ю. «Электронные образовательные ресурсы»
Другие статьи
- Творческий отчет по теме:"Проектно- исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности
- ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины «Английский язык»)
- Самообразование преподавателя – путь к повышению профессионального мастерства
- Компетентностно-ориентированные задания как средство мониторинга ключевых и предметных компетенций школьника (из опыта работы)
- Методические рекомендации по обследованию ребенка специалистами внутришкольного медико-психолого-педагогического консилиума
- Школьный журнал на английском языке как ресурс обучения и воспитания учащихся
- Пример гармонического анализа музыкального произведения
- Деятельность учителя начальных классов по здоровьесбережению школьников (из опыта работы)
- Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников
- Особенности творчества младших школьников
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.