Статья "Использование стратегий смыслового чтения при подготовке к государственной итоговой аттестации (стратегия компрессии текста)"
Юлия Алексеева
16.08.2015
5537
1
Научно-исследовательская деятельность учителя
Алексеева Юлия Павловна,
учитель русского языка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №8 им. А.С.Пушкина г. Черемхово» Иркутской области
Ежегодно выпускникам основного уровня общего образования на экзаменационных испытаниях необходимо продемонстрировать умения работать с текстом. Не всегда и не всем удается справиться с задание по компрессии текста. Зачастую выпускнику трудно понимать адекватно информацию, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (т.е. составить план, пересказать текст, написать само изложение), кроме этого, не в равной степени у всех сформировано умение выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов. Ряд взаимосвязанных обстоятельств затрудняет процесс подготовки и представления результатов на государственной итоговой аттестации.
Актуальность данной проблемы обусловлена следующими социально значимыми противоречиями:
1. Рост самосознания, самоопределения и развитие критического мышления вызывают неуверенность, напряженность и тревожность у современного школьника.
2. Уходит развитие ребенка с обязательным участием взрослого, но на смену приходит ситуация разорванных связей (огромный социум, с которым ребенок один на один).
3. Хаотичный поток информации, идущий из телевизора, Интернета, перекрывает знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, с которыми ребенок не может справиться в силу свой инфантильности.
Базовый компонент образования - чтение, уходит на второй план и «тянет» за собой развитие всех основных умений.
Бесспорно, данная проблема актуальна т.к. умение работать с информацией является сегодня одним из наиболее востребованных. От учителя требуется тщательная и кропотливая работа, продуманная до мелочей система обучения и контроля.
К 9 классу учащиеся умеют составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста. А это является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией. Освоив эти операционные шаги, школьники готовы к стратегии компрессии текста. Данная стратегия может быть использована на тексте любого типа. Она носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трем видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними.
Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Ученики начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года.
Цель стратегии – научить свертывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.
Для начала нужно бегло прочитать текст (или прослушать) и разделить его на смысловые части. Как правило, смысловая часть будет совпадать с абзацами текста. Затем, при необходимости, обсудить незнакомые слова. Далее предлагаем учащимся составить по 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому абзацу. После этого представляем учащимся заранее заготовленную таблицу из трех колонок (табл.2).
Таблица 2. Компрессия текста
учитель русского языка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №8 им. А.С.Пушкина г. Черемхово» Иркутской области
Использование
стратегий смыслового чтения
при подготовке к государственной итоговой аттестации
(стратегия компрессии текста)
стратегий смыслового чтения
при подготовке к государственной итоговой аттестации
(стратегия компрессии текста)
Актуальность решаемой проблемы для массовой практики
Ежегодно выпускникам основного уровня общего образования на экзаменационных испытаниях необходимо продемонстрировать умения работать с текстом. Не всегда и не всем удается справиться с задание по компрессии текста. Зачастую выпускнику трудно понимать адекватно информацию, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (т.е. составить план, пересказать текст, написать само изложение), кроме этого, не в равной степени у всех сформировано умение выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов. Ряд взаимосвязанных обстоятельств затрудняет процесс подготовки и представления результатов на государственной итоговой аттестации.
Актуальность данной проблемы обусловлена следующими социально значимыми противоречиями:
1. Рост самосознания, самоопределения и развитие критического мышления вызывают неуверенность, напряженность и тревожность у современного школьника.
2. Уходит развитие ребенка с обязательным участием взрослого, но на смену приходит ситуация разорванных связей (огромный социум, с которым ребенок один на один).
3. Хаотичный поток информации, идущий из телевизора, Интернета, перекрывает знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, с которыми ребенок не может справиться в силу свой инфантильности.
Базовый компонент образования - чтение, уходит на второй план и «тянет» за собой развитие всех основных умений.
Бесспорно, данная проблема актуальна т.к. умение работать с информацией является сегодня одним из наиболее востребованных. От учителя требуется тщательная и кропотливая работа, продуманная до мелочей система обучения и контроля.
Приоритетные цели и способы (направления) решения рассматриваемой проблемы
Поэтому главная цель учителя - обучить детей стратегиям смыслового чтения для качественной подготовки к государственной итоговой аттестации.
Целесообразность использования сжатого изложения как средства контроля знаний заключается не только в речевом развитии учащихся, но и в подготовке их к аннотированию, реферированию, конспектированию учебного материала в старших классах.
Изложение способствует развитию основных речемыслительных механизмов:
Целесообразность использования сжатого изложения как средства контроля знаний заключается не только в речевом развитии учащихся, но и в подготовке их к аннотированию, реферированию, конспектированию учебного материала в старших классах.
Изложение способствует развитию основных речемыслительных механизмов:
- закреплению знаний о типах и стилях речи;
- обогащению словарного запаса школьника;
- развитию логического мышления и повышение уровня грамотности;
- формированию важнейших навыков речевой деятельности - слушания и письма.
Идея целенаправленной поэтапной и системной подготовки к ГИА реализуется авторами учебника «Русский язык» Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой. Поэтому для реализации данной педагогической идеи были выбраны следующие способы представления:
- Анализ методического аппарата учебников для 5-9 классов Р.Н. Бунеева;
- Составление сводной таблицы, демонстрирующей поэтапную подготовку к реализации стратегии компрессии текста (по курсу);
- Представление стратегии.
Идеи, положенные в основу образовательной практики
Уметь работать с текстом учащиеся учатся в течение всей школьной жизни. Переходя из класса в класс, будущий выпускник овладевает приемами работы с информацией: бегло читать текст, делить его на смысловые отрывки, составлять к нему вопросы, видеть ключевые слова и т.д. Все эти усвоенные операции позволяют успешно сдать экзамены. Поэтому основная идея данной образовательной практики – демонстрация поэтапного формирования умений.
Творческая новизна образовательной практики
В 5 классе продолжается начатая на начальном уровне образования деятельность по работе с текстом. В учебнике русского языка Р.Н. Бунеева после каждой темы или раздела введена рубрика «Ключевые слова», которая учит работать с понятиями и приучает думать, почему эти слова являются ключевыми.
Упражнения для развития письменной и устной речи учащихся составлены с таким учетом, что используемые приемы работы поэтапно подводят к умению определять тему, основную мысль, подбирать заглавие текста, составлять план, видеть ключевые слова и понимать их смысл, понимать строение текста и его структуру, уметь его пересказывать. Включены и такие задания, которые готовят к умению высказывать собственную позицию.
Данные умения развиваются и в 6-7 классах. Так большая часть заданий направлена на формирование умения выражать собственную мысль, учитывая заданные ключевые понятия. В этот период школьники приучаются видеть последовательность изложения идей текста, работать по заданному плану, соблюдая орфографическую и пунктуационную зоркость.
В 8 классе детально прорабатываются умения преобразовывать информацию в текст, интерпретировать её, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера. Поэтому вводятся такие виды работ как аннотация, сочинения по личным впечатлениям, сочинения - рассуждения и др. (табл.1)
Таблица 1. Смысловое чтение и приемы работы с текстом в 5-8 классах
Упражнения для развития письменной и устной речи учащихся составлены с таким учетом, что используемые приемы работы поэтапно подводят к умению определять тему, основную мысль, подбирать заглавие текста, составлять план, видеть ключевые слова и понимать их смысл, понимать строение текста и его структуру, уметь его пересказывать. Включены и такие задания, которые готовят к умению высказывать собственную позицию.
Данные умения развиваются и в 6-7 классах. Так большая часть заданий направлена на формирование умения выражать собственную мысль, учитывая заданные ключевые понятия. В этот период школьники приучаются видеть последовательность изложения идей текста, работать по заданному плану, соблюдая орфографическую и пунктуационную зоркость.
В 8 классе детально прорабатываются умения преобразовывать информацию в текст, интерпретировать её, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера. Поэтому вводятся такие виды работ как аннотация, сочинения по личным впечатлениям, сочинения - рассуждения и др. (табл.1)
Таблица 1. Смысловое чтение и приемы работы с текстом в 5-8 классах
Класс | Используемый приём | Потенциал | Формулировка задания в учебнике |
5 |
Рассказ по ключевым словам |
Развивает умение работать с понятием, видеть его особенность |
Подробное изложение. Перескажи каждую часть текста с опорой на план и ключевые слова. |
Свободное письмо | Снимает у ребёнка психологическую боязнь "чистого листа", страх перед ошибками и некорректными формулировками |
Сочинение-описание по личным впечатлениям. Понаблюдай за природой, за красками и за звуками осени. Напиши первый вариант текста на листе. |
|
6 -7 |
Рассказ по ключевым словам |
Тренирует умения составлять целостный текст, вычленять сюжет по семантике ключевых слов. |
Сочинение. Свяжи данный ряд слов в повествовательный сюжет. |
Свободный диктант | Приучает видеть последовательность изложения идей текста, работать по заданному плану, соблюдая орфографическую зоркость | Сводный диктант. Озаглавь текст. Найди в тексте те образы, с помощью которых автор подчеркивает… Сформулируй основную мысль |
|
8 |
Рецензия | Развивается способность интерпретировать письменное высказывание и выстраивать по отношению к нему свою позицию. | Напиши рецензию на просмотренный фильм или прочитанную книгу. Обменяйся работами с одноклассником. Выскажите письменно свое отношение к предложенным тезисам. |
Рассуждение | Приучает к ответственности и тщательной "доводке" собственного текста. |
Сочинение. Составь и запиши текст – рассуждение «Какие открытия нас ждут в XXI?» |
К 9 классу учащиеся умеют составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста. А это является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией. Освоив эти операционные шаги, школьники готовы к стратегии компрессии текста. Данная стратегия может быть использована на тексте любого типа. Она носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трем видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними.
Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Ученики начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года.
Цель стратегии – научить свертывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.
Для начала нужно бегло прочитать текст (или прослушать) и разделить его на смысловые части. Как правило, смысловая часть будет совпадать с абзацами текста. Затем, при необходимости, обсудить незнакомые слова. Далее предлагаем учащимся составить по 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому абзацу. После этого представляем учащимся заранее заготовленную таблицу из трех колонок (табл.2).
Таблица 2. Компрессия текста
План в вопросах | Ключевые слова (основные мысли) | Индивидуальные слова (детали) |
1. 2. 3. |
Аннотация Краткий пересказ / реферат Пересказ
О чём? Что говорится?
В первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую – ключевые слова из текста, а в третью – индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.
К первому абзацу, содержащему, как правило, много информации, ставятся два вопроса, к другим – по одному. Но бывают исключения.
Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами из колонки №2. Обобщенные вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка№1).
Ключевое слово – это слово из текста, необходимое для ответа на поставленный вопрос. Таких слов бывает немного - 3- 5. Ключевыми обычно являются существительные и глаголы.
Колонка индивидуальных слов, определяющих детали содержания текста, заполняется каждым учеником индивидуально. Каждый учащийся знает то, что ему трудно запомнить – имена, цифры, прилагательные. Именно их он и записывает в третью колонку.
Если соединить слова из второй и третьей колонки, получится словарик основных мыслей и деталей, составляющих содержание полного пересказа текста. Ключевых слов только из второй колонки достаточно для составления краткого пересказа, который отвечает на вопрос «Что случилось с персонажами текста в описываемой ситуации?».
В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко – все слова используются, лишних не остается. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов.
Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры, «нот текста» невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ. Данную работу лучше начинать с более легкого вида задания – полного пересказа. Продемонстрировав классу один пример, далее можно предложить сделать эту работу в парах. Но краткий пересказ обязателен для каждого ученика.
Отработку стратегии на уроках русского языка необходимо проводить через обязательную совместную деятельность. Даже для взрослых она представляет некоторую трудность при первом использовании. А самостоятельное использование стратегии возможно после неоднократного совместного применения.
О чём? Что говорится?
В первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую – ключевые слова из текста, а в третью – индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.
К первому абзацу, содержащему, как правило, много информации, ставятся два вопроса, к другим – по одному. Но бывают исключения.
Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами из колонки №2. Обобщенные вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка№1).
Ключевое слово – это слово из текста, необходимое для ответа на поставленный вопрос. Таких слов бывает немного - 3- 5. Ключевыми обычно являются существительные и глаголы.
Колонка индивидуальных слов, определяющих детали содержания текста, заполняется каждым учеником индивидуально. Каждый учащийся знает то, что ему трудно запомнить – имена, цифры, прилагательные. Именно их он и записывает в третью колонку.
Если соединить слова из второй и третьей колонки, получится словарик основных мыслей и деталей, составляющих содержание полного пересказа текста. Ключевых слов только из второй колонки достаточно для составления краткого пересказа, который отвечает на вопрос «Что случилось с персонажами текста в описываемой ситуации?».
В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко – все слова используются, лишних не остается. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов.
Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры, «нот текста» невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ. Данную работу лучше начинать с более легкого вида задания – полного пересказа. Продемонстрировав классу один пример, далее можно предложить сделать эту работу в парах. Но краткий пересказ обязателен для каждого ученика.
Отработку стратегии на уроках русского языка необходимо проводить через обязательную совместную деятельность. Даже для взрослых она представляет некоторую трудность при первом использовании. А самостоятельное использование стратегии возможно после неоднократного совместного применения.
Результативность работы по достижению цели
для учащихся:
- Активизация пассивного словаря учащегося;
- правильное и логичное представление своих мыслей;
- языковое оформление текста;
для учителя:
- системная подготовка к государственной итоговой аттестации;
- составление банка приёмов по целенаправленной подготовке учащихся к сжатому изложению.
- Активизация пассивного словаря учащегося;
- правильное и логичное представление своих мыслей;
- языковое оформление текста;
для учителя:
- системная подготовка к государственной итоговой аттестации;
- составление банка приёмов по целенаправленной подготовке учащихся к сжатому изложению.
Список литературы:
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.
- Карманова И.С. Методы и приёмы смыслового чтения.
- Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2013. –126с.
Другие статьи
- Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Детям нужны воспитатели
- Из личного опыта работы с детьми с ДЦП
- Изучение трибологии в школьном курсе физики как одно из направлений для организации исследовательской деятельности школьников
- Применение компьютерных технологий в обучении математике
- Современные проблемы в преподавании ДПИ и пути их решения
- Возможности информационных технологий в физическом практикуме школьников.
- Преемственность эстетического воспитания между дошкольным образованием и начальной школой
- Развитие креативности учащихся 10-11 классов средствами предмета "Технология"
- История мультипликации
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Юлия Павловна,спасибо за полезный материал. Смысловое чтение и приёмы работы с текстом удачно представлены в таблице.
Ирина Щербакова, дата: 22.08.2015 в 18:21
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.