Статья "Карта индивидуального роста как инструмент формирующего оценивания"
Елена Бахматова
10.06.2015
3507
1
ФГОС
Бахматова Елена Владимировна
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
МОУ Школа №8 им. А.С.Пушкина
г.Черемхово, Иркутская обл
Задачи этого инструмента: выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение; подготовить учащихся к проверочной работе по теме; построить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников; повысить активную роль детей в процессе обучения.
Рассмотрим этапы составления самой карты:
Из рабочей программы по тематическому планированию выбираем раздел и обращаем внимание на тематический контроль:
Таблица 1. Учебно-тематическое планирование рабочей программы
Таблица.2. Карта индивидуального роста
Сколько тем до контроля, столько столбиков в карте. (Таблица1-2) Дальше, смотрим в программе предметные результаты по изучаемой теме, которые пойдут в основу «таблицы требований»( Таблица 3).
Предметные результаты (из программы)
3 класс
Ученик научится: видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия),правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами; правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь.
Составляем таблицу требований (Таблица 3)
Например: Русский язык. 3 «в» класс.
Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова» Дата:15 октября 2014 г.
Таблица 3. Таблица требований
Критерии таблицы ложатся в основу карты (Таблица 4) причём дети их определяют сами). Для работы с картой требуется, прежде всего, предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) – то, что должно быть изучено, - и учебные результаты - то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. Поэтому, учебные показатели (цели) мы обсуждаем с детьми в начале урока, на следующем этапе урока мы определяем критерии для оценивания.(Таблица 4) Обязательно, чтобы критерии были заданы конкретно, так, чтобы показатели были очевидны. Таблица 4
Карта даёт возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы улучшить свой результат? В то же время это позволяет учителю отследить самое незначительное продвижение ребёнка и спланировать свою деятельность. Анализ карты детьми проводится накануне контрольной работы, при выполнении которой ученики будут на практике показывать свои умения. Определив, какого уровня владения материалом они достигли, ученики смогут вместе с учителем поставить новые задачи, которые могут быть разными для разных детей. Этот шаг в работе самый важный как для учителя, так и для ученика.
Приложение 1
Карты индивидуального роста Комар Ангелины
Список литературы
Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа. - М.: Просвещение,2014.-80с
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
МОУ Школа №8 им. А.С.Пушкина
г.Черемхово, Иркутская обл
Карта индивидуального роста как инструмент формирующего оценивания
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания. Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Внимание к формирующему оцениванию объясняется тем, что именно оно оказалось самым эффективным способом повышения образовательных достижений каждого ученика и, более того, сокращения разрыва между наиболее успешными учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении. Перед учителем возникают два ключевых вопроса: что оценивать и как оценивать?
Карта индивидуального роста поможет решит эти вопросы. Главным инструментом оценивания стали критерии, т.е. отличительные признаки, на основании которых производится оценка. Данная карта индивидуального роста – это обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели. Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения, необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса. Обратная связь – это информирование учителем ученика о результатах оценивания и, наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе, причём очень важно, чтобы информация, которую даёт ученику учитель, мотивировала его продвигаться, делать усилия и надеяться на успех. Важно иметь в виду основной принцип такой обратной связи: оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не на неудачи.
Эта карта помогает отследить индивидуальный рост каждого ученика.Карта индивидуального роста поможет решит эти вопросы. Главным инструментом оценивания стали критерии, т.е. отличительные признаки, на основании которых производится оценка. Данная карта индивидуального роста – это обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели. Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения, необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса. Обратная связь – это информирование учителем ученика о результатах оценивания и, наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе, причём очень важно, чтобы информация, которую даёт ученику учитель, мотивировала его продвигаться, делать усилия и надеяться на успех. Важно иметь в виду основной принцип такой обратной связи: оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не на неудачи.
Задачи этого инструмента: выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение; подготовить учащихся к проверочной работе по теме; построить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников; повысить активную роль детей в процессе обучения.
Рассмотрим этапы составления самой карты:
Из рабочей программы по тематическому планированию выбираем раздел и обращаем внимание на тематический контроль:
Таблица 1. Учебно-тематическое планирование рабочей программы
4. Удвоенные согласные в корне слова (7ч) | ||
23 | Понятие об удвоенных буквах согласных. Письмо по памяти. | 1 |
24-26 | Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. | 3 |
27 | Творческая работа. Мой город. Запись ответов на вопросы, используя личные наблюдения. | 1 |
28 | Проверочная работа № 2. Удвоенные буквы согласных в корне слова. | 1 |
29 | Пишу правильно (работа над ошибками). Сочинение по опорным словам. Мой класс. | 1 |
Таблица.2. Карта индивидуального роста
Удвоенные согласные в корне слова | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Проверочная работа | Самостоятельно исправляю свои ошибки |
Предметные результаты (из программы)
3 класс
Ученик научится: видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия),правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами; правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь.
Составляем таблицу требований (Таблица 3)
Например: Русский язык. 3 «в» класс.
Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова» Дата:15 октября 2014 г.
Таблица 3. Таблица требований
Фамилия ученика |
Умение видеть орфограмму в слове и графически её обозначать (Б) | Умение переносить слова с удвоенной согласной в корне (Н) - | Умение различать слова с удвоенной согласной в корне от сходных по звучанию |
Умение правильно писать слова с удвоенной согласной в корне |
Умение самостоятельно подбирать слова с данной орфограммой | итог | % |
1. | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 |
Карта даёт возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы улучшить свой результат? В то же время это позволяет учителю отследить самое незначительное продвижение ребёнка и спланировать свою деятельность. Анализ карты детьми проводится накануне контрольной работы, при выполнении которой ученики будут на практике показывать свои умения. Определив, какого уровня владения материалом они достигли, ученики смогут вместе с учителем поставить новые задачи, которые могут быть разными для разных детей. Этот шаг в работе самый важный как для учителя, так и для ученика.
Карта индивидуального роста, по моему мнению, является приоритетной в анализе динамики роста ученика, в отличие от других инструментов оценивания. На что особенно нужно обратить внимание при использовании карты: не давать готовые критерии без предварительного обсуждения с детьми; подбирать критерии, соответствующие характеру работ, подлежащих оцениванию, анализировать совместно с детьми предыдущие критерии. Используя карту, ученики организуют свои знания и представляют информацию логичным и содержательным способом. Если анализ карты хорошо организован, он служит полезным и легко воспринимаемым инструментом оценивания. Такая карта заменит многие оценочные листы и удобна в применении. (Приложение )
«Очевидно, процесс усвоения знаний надо организовать так, как организует его жизнь. А именно: чтобы ребёнок постоянно был вынужден тренировать не столько память, сколько способность решать задачи, требующие самостоятельности суждения» Ильенков Э.В
«Очевидно, процесс усвоения знаний надо организовать так, как организует его жизнь. А именно: чтобы ребёнок постоянно был вынужден тренировать не столько память, сколько способность решать задачи, требующие самостоятельности суждения» Ильенков Э.В
Приложение 1
Карты индивидуального роста Комар Ангелины
Список литературы
Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа. - М.: Просвещение,2014.-80с
Другие статьи
- С доской «SMART Board»! - урок всегда шедевр
- Мой предмет - самый интересный
- К аспекту об изучении творчества омского художника А.Н. Либерова. Военные страницы
- Применение ИКТ в учебном процессе как средство повышения качества среднего профессионального образования
- Эффективность использования образовательных технологий и методик на уроках математики (из опыта работы)
- Образовательные и воспитательные технологии - на уроках музыки
- Современные проблемы в преподавании ДПИ и пути их решения
- Первое родительское собрание в 1 классе (из опыта работы)
- Социальная успешность и её источники
- Роль оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Елена Владимировна, спасибо за интересный опыт работы!
Ольга Володина, дата: 12.06.2015 в 19:24
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.