С нами 14200 учителей, 5028 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Карта индивидуального роста как инструмент формирующего оценивания"
Елена Бахматова   10.06.2015   1137   1   ФГОС

Бахматова Елена Владимировна     
учитель начальных классов

1 квалификационная категория
МОУ Школа №8 им. А.С.Пушкина
 г.Черемхово, Иркутская обл
 
Карта индивидуального роста как инструмент формирующего оценивания
 
         Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания. Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть  недостатки существующей «отметочной» системы оценивания. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Внимание к формирующему оцениванию объясняется тем, что именно оно оказалось самым эффективным способом повышения образовательных достижений каждого ученика и, более того, сокращения разрыва между наиболее успешными учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении. Перед учителем возникают  два ключевых вопроса: что оценивать и как оценивать?
            Карта индивидуального роста поможет решит эти вопросы. Главным инструментом оценивания стали критерии, т.е. отличительные признаки, на основании которых производится оценка. Данная  карта индивидуального роста – это обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели. Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения, необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса. Обратная связь – это информирование учителем ученика о результатах оценивания и, наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе,  причём очень важно, чтобы информация, которую даёт ученику учитель, мотивировала его продвигаться, делать усилия и надеяться на успех. Важно иметь в виду  основной принцип такой обратной связи: оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не на неудачи.
Эта карта  помогает отследить индивидуальный рост каждого ученика.
Задачи этого инструмента: выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать    моменты, вызвавшие затруднение; подготовить учащихся к проверочной работе по теме; построить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников; повысить активную роль детей в процессе обучения.
        Рассмотрим этапы составления самой карты:
Из рабочей программы по тематическому планированию выбираем раздел и обращаем внимание на тематический контроль:
Таблица 1. Учебно-тематическое планирование рабочей программы
4.  Удвоенные согласные в корне слова (7ч)
23 Понятие об удвоенных буквах согласных. Письмо по памяти. 1
24-26 Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне.    3
27 Творческая работа. Мой город. Запись ответов на вопросы, используя личные наблюдения. 1
28 Проверочная работа № 2. Удвоенные буквы согласных в корне слова. 1
29 Пишу правильно (работа над ошибками). Сочинение по опорным словам. Мой класс. 1
 








Таблица.2. Карта индивидуального роста
Удвоенные согласные в корне слова  1  2  4  5 Проверочная работа Самостоятельно исправляю свои ошибки
             
Сколько тем до контроля,  столько столбиков в карте. (Таблица1-2)   Дальше, смотрим в программе предметные результаты по изучаемой теме, которые пойдут в основу «таблицы требований»( Таблица 3).
Предметные результаты (из программы)
3 класс
Ученик научится: видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия),правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне,          правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами;  правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь.
Составляем таблицу требований (Таблица 3)
Например: Русский язык. 3 «в» класс.
Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова»    Дата:15 октября 2014 г.
Таблица 3. Таблица требований
Фамилия
ученика
Умение видеть орфограмму в слове и графически её обозначать (Б) Умение переносить слова с удвоенной согласной в корне (Н) - Умение различать слова с удвоенной согласной в корне от сходных по звучанию
 
Умение
правильно писать слова с удвоенной согласной в корне
Умение самостоятельно подбирать слова  с данной орфограммой итог %
1.              
2              
3              
4              
 
Критерии таблицы ложатся в основу карты (Таблица 4причём дети их определяют сами). Для работы с картой требуется, прежде всего,  предъявить детям и обсудить с ними  учебные показатели (цели) – то,  что должно быть изучено,  -  и учебные результаты - то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. Поэтому,  учебные показатели  (цели)  мы обсуждаем с детьми в начале урока,   на следующем  этапе урока мы определяем критерии для оценивания.(Таблица 4) Обязательно, чтобы критерии были заданы конкретно, так, чтобы показатели были очевидны.                                     Таблица 4
 
 
       Карта  даёт возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь?  Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать,  чтобы улучшить свой результат? В то же время это позволяет учителю отследить самое незначительное продвижение ребёнка и спланировать свою деятельность. Анализ карты детьми  проводится  накануне контрольной работы, при выполнении которой ученики будут на практике показывать свои умения. Определив, какого уровня владения материалом они достигли, ученики смогут вместе с учителем поставить новые задачи, которые могут быть разными для разных детей. Этот шаг в работе самый важный как для учителя, так и  для ученика.
        Карта индивидуального роста, по моему мнению, является приоритетной в анализе динамики роста ученика, в отличие от других инструментов оценивания. На что особенно нужно обратить внимание при использовании карты: не давать готовые критерии без предварительного обсуждения с детьми; подбирать критерии, соответствующие характеру работ,  подлежащих оцениванию, анализировать  совместно с детьми предыдущие критерии. Используя карту,  ученики организуют свои знания  и представляют информацию логичным и содержательным способом. Если анализ карты  хорошо организован, он служит полезным и легко воспринимаемым инструментом оценивания. Такая карта заменит многие оценочные листы и удобна в применении. (Приложение )
      «Очевидно, процесс усвоения знаний надо организовать так, как организует его жизнь. А именно: чтобы ребёнок постоянно был вынужден тренировать не столько память, сколько способность решать задачи, требующие самостоятельности суждения»  Ильенков Э.В
 
Приложение 1
Карты индивидуального роста Комар Ангелины
 

Список литературы
Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа. - М.: Просвещение,2014.-80с
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Елена Владимировна, спасибо за интересный опыт работы!
Ольга Володина, дата: 12.06.2015 в 19:24  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.