С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Формирование положительной мотивации к физике через проектно-исследовательскую деятельность"
Жарикова Светлана Семеновна,
высшая квалификационная категория,
учитель физики,
МКОУ «Табулгинская средняя общеобразовательная школа
им. П.Д.Слюсарева»
Чистоозерный  район 
Новосибирская  область
  
  

Формирование положительной мотивации к физике 
через проектно-исследовательскую деятельность

 
"Все наши замыслы, все поиски
 и построения превращаются в прах,
 если у ученика нет желания учиться".
               В. А. Сухомлинский

 
    Перед  современной  общеобразовательной  школой  стоит  очень  важная   и  сложная  задача – осуществление общего  среднего  образования детей, отвечающего  современным требованиям общественного и научно - технического   прогресса, вооружение  учащихся глубокими  и  прочными  знаниями основ  наук, воспитание  у  них  стремление  к  непрерывному  совершенствованию своих  знаний и умение  самостоятельно  пополнять их и  применять их на практике,  подготовка  учащихся к активной  трудовой  и  общественной  деятельности, сознательному  выбору  профессии. В «Федеральной программе развития образования» (в разделе II) главной целью объявляется «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности…». И далее: «Органы государственной власти, общество, система образования при реализации Программы обеспечивают достижение следующих целей: …развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни".  Одной  из  задач  обучения  физике, отмеченной  в примерной основной образовательной   программе  по  физике – формирование познавательного  интереса  к  физике и технике, развитие  творческих  способностей, осознание   положительных мотивов  учения через реализацию проектно – исследовательской деятельности.
      Наиболее острые  проблемы в области  обучения и воспитания связаны с  демотивированностью основной массы учащихся. У психологов есть тезис о том, что результат деятельности  человека  на 70 – 80% зависит от мотива. Поэтому психологи и педагоги рассматривают  мотивацию как высшую  форму регуляции  деятельности. Выявить характер  мотивации, смысл учения для школьников – значит определить  меры педагогического влияния, способы работы с ними.  На мой взгляд факторы, влияющие на содержание и организацию процесса обучения в условиях общеобразовательной школы таковы:
1)низкая учебная мотивация или её полное отсутствие;
2)несформированность умения учиться;
3)специфика контингента учащихся.
    Необходимость внедрения новых информационных технологий (НИТ) в учебный процесс не вызывает сомнений. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа позволило использовать информационные технологии в качестве средства обучения, развития, воспитания, мотивации учения  и  формирование познавательного  интереса к физике. Чувствуется влияние  информационных технологий  и на развитие личности, профессиональное самоопределение и самостановление.
Учебный план ОУ позволяет вести большую внеурочную  работу: элективные курсы, спецкурсы,  которые осуществляют построение индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждого ученика содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
     Задачи, которые перечислены выше, конечно, комплексные, требующие для своего решения соответствующих знаний, немалого опыта и постоянного каждодневного творчества.
        Приходя на урок, хочется, чтобы  ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали.  Приняв как аксиому тезис «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я понимаю, что мне нужно создать условия, при которых у учащихся появляется потребность «включения» в активный процесс познания. Удается этого достичь путем использования технологий проблемного обучения информационных, интерактивных. Соблюдение принципов организации проблемного обучения позволяет достичь неплохих  результатов. Эти результаты  выражаются не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными  в учебной деятельности, формирует потребность в познании, в общении. Среди учащихся нет тех, кто испытывал бы  отрицательное отношение к предмету. На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, даже ученики, имеющие низкие учебные возможности, добиваются успеха. Усвоение материала происходит в основном на уроке, тем самым решается проблема перегрузки учащихся. Школьники активны в познавательной деятельности на всех этапах урока, а особенно при частично - поисковом и исследовательском методе решения учебной проблемы. Их  использую при организации лабораторно-практических занятиях, обобщающих уроков, когда учащиеся имеют хорошую теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения, что позволяет им увидеть проблему, выдвинуть гипотезы, поставить задачу и найти ее решение. Изучение нового, построенное с учетом цикла научного познания, помогает учащимся выделить структуру изучаемого явления, проследить логическую последовательность, составить опорный конспект.
     Таким образом, используя различные методы решения учебной проблемы,  позволяет решать  в работе с учащимися  следующие задачи:
-обеспечить освоение учениками творческой деятельности – выполнение исследований, проведение экспертиз,
- составление прогнозов, опорных конспектов, разработку и создание долгосрочных и мини-проектов , что формирует теоретическое мышление и технологическую культуру учащихся, создаёт условия для самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности, формирует учебно- познавательные компетенции.
   Особенности современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом, а количество часов, отводимых на его изучение,  уменьшается.  Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить, т.е. понять и принять. Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает большие  трудности и теряет интерес,  как к процессу учения, так и к самому предмету. Для решения этой проблемы я  учу детей  технологиям познавательной деятельности: умению осваивать новые знания в любых формах и видах,  а главное качественно обрабатывать получаемую ими информацию, применять её на практике при решении различных видов задач.
    Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационных средств в процесс обучения, формирование у учащихся информационной компетенции. Проектно-исследовательская деятельность учащихся помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни:
способность делать выбор;
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
владеть устным и письменным обобщением.
   Технология проектной деятельности состоит из нескольких этапов
1.Создание списка тем исследования.
2.Создание школьного ресурсного центра.
3.Уточнение целей и задач работ  учащихся и учителя.
4.Определение объема и тематики теоретического материала.
5.Определение списка литературы при организации работы.
6.Определение методик исследования.
7.Определение прогнозируемых результатов исследования.
8.Подбор ролей определяющих схему взаимодействия учащихся при проведении исследований.
9.Планирование хода выполнения работ и его этапов.
10.Планирование форм и порядка представление проектно – исследовательских работ.
  На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности обучающихся. Деятельность учителя физике меняется на разных этапах.
     Приобщение учащихся  к проведению различного вида исследований  способствует решению следующих задач:
-принудительная активизация мышления, когда учащиеся вынуждены быть активными, независимо от их желания;
-осуществление непроизвольного стимулирования к познанию мира, себя в этом мире;
-достаточно устойчивой и длительной активности вовлечение в учебный процесс;
-самостоятельности, творческой выработки решений;
-повышение степени мотивации;
-развитие важных интеллектуальных качеств человека, обеспечивающих и в дальнейшем  его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике;
- приобщение учащихся к интеллектуально – творческой деятельности по выдвижении и реализации в научных исследованиях творческих идей;
-формирование навыков исследовательской работы  для получения знаний при подготовке научных работ и проектов;
-расширению представления о способах получения информации;
-развитию коммуникативных способностей, созданию условий для реализации среды общения4
-участие в проводимых в рамках школы, района олимпиадах и  проектно – исследовательских конференциях.
    Применяю информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе: организую разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний;   совместно с учащимися моделируем объекты, явления, процессы, проводим некоторые виртуальные и исследовательские лабораторные работы и опыты, создание мини-проектов и т.д.
В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов.  Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий)  Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.
Занятие проектно - исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях.
 
Список литературы
1.Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности. – М., 2001.
2.Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995.
3.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. – М.,2001.
4.Леонтович А.В. Учебно – исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии//Народное образование. – 1999. - №10.
5Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003, с. 96.
6.Н.К.Мартынова, Н.Н.Иванова, Т.В.Воронова. Рабочая тетрадь по физике. 9 кл.- М. «Просвещение».2003.
7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.
8.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. //Народное образование. – 1999. - №10.
9.Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,2003, с. 29.
10.Харитонов Н.П. Развитие исследовательской деятельности. – М., 2001.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Прочитала "Плач школьников по ЕГЭ" (newtonew.com/analytics/platsh_yaroslavny_o_ege), в которой выделила фразы: "Пора прекращать игру в образование, когда все стороны делают вид, что учат, дети делают вид, что учатся, а по факту мы имеем, что имеем: жалобы и петиции на «кого-то». Хотя начать нужно прежде всего с себя". Светлана Семёновна, вы вручаете своим учащимся вектор ответственного отношения к себе, к своему обучению, к своему будущему, что подтверждает анализ педагогической деятельности, представленный в статье.
Татьяна Мазурова, дата: 12.06.2016 в 12:16  
#2 Отличная статья, нужная и полезная. Вы показываете в статье применение различных технологий в учебном процессе. Согласна с Вами, что очень важно создать на уроке положительный эмоциональный настрой на работу у всех ребят.Одним из методов создания эмоционального настроя и стимулирования интереса к учению и творчеству может быть метод познавательной игры, которая проводиться в виде моделирования объектов, явлений, процессов, проведения виртуальных и исследовательских лабораторных работ и опытов, создания мини-проектов.
Валентина Титова, дата: 20.06.2016 в 21:16  
#3 Настолько актуальна статья, что читается залпом. Проектно-исследовательские технологии весьма достойны уважения в процессе формирования положительной мотивации к преподаваемому предмету. Вы правы. И каждый из нас применяет эту технологию и многие из нас добиваются заметных результатов. Прочитала статью и ещё раз убедилась, настолько проектно-исследовательская деятельность не только важна, но и результативна в работе с учащимися. Спасибо.
Ольга Степанова, дата: 11.08.2016 в 20:29  
#4 Подробно и понятно изложен материал по проектно-исследовательской деятельности учащихся. Расписаны все этапы работы по этой теме. Из статьи я поняла, что Вы учитель творческий, целеустремлённый, создающий прекрасные условия для своих учащихся в образовательном процессе. Спасибо, Светлана Семёновна, за статью. Дальнейших Вам творческих успехов.
Галина Борискина , дата: 13.05.2017 в 6:01  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ