Статья " Формирование положительной мотивации к физике через проектно-исследовательскую деятельность"
Светлана Жарикова
26.04.2016
3452
4
Методика преподавания
Жарикова Светлана Семеновна,
высшая квалификационная категория,
учитель физики,
высшая квалификационная категория,
учитель физики,
МКОУ «Табулгинская средняя общеобразовательная школа
им. П.Д.Слюсарева»
Чистоозерный район
Новосибирская область
им. П.Д.Слюсарева»
Чистоозерный район
Новосибирская область
Формирование положительной мотивации к физике
через проектно-исследовательскую деятельность
"Все наши замыслы, все поиски
и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться".
В. А. Сухомлинский
если у ученика нет желания учиться".
В. А. Сухомлинский
Перед современной общеобразовательной школой стоит очень важная и сложная задача – осуществление общего среднего образования детей, отвечающего современным требованиям общественного и научно - технического прогресса, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, воспитание у них стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умение самостоятельно пополнять их и применять их на практике, подготовка учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, сознательному выбору профессии. В «Федеральной программе развития образования» (в разделе II) главной целью объявляется «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности…». И далее: «Органы государственной власти, общество, система образования при реализации Программы обеспечивают достижение следующих целей: …развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни". Одной из задач обучения физике, отмеченной в примерной основной образовательной программе по физике – формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознание положительных мотивов учения через реализацию проектно – исследовательской деятельности.
Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы учащихся. У психологов есть тезис о том, что результат деятельности человека на 70 – 80% зависит от мотива. Поэтому психологи и педагоги рассматривают мотивацию как высшую форму регуляции деятельности. Выявить характер мотивации, смысл учения для школьников – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с ними. На мой взгляд факторы, влияющие на содержание и организацию процесса обучения в условиях общеобразовательной школы таковы:
1)низкая учебная мотивация или её полное отсутствие;
2)несформированность умения учиться;
3)специфика контингента учащихся.
Необходимость внедрения новых информационных технологий (НИТ) в учебный процесс не вызывает сомнений. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа позволило использовать информационные технологии в качестве средства обучения, развития, воспитания, мотивации учения и формирование познавательного интереса к физике. Чувствуется влияние информационных технологий и на развитие личности, профессиональное самоопределение и самостановление.
Учебный план ОУ позволяет вести большую внеурочную работу: элективные курсы, спецкурсы, которые осуществляют построение индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждого ученика содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
Задачи, которые перечислены выше, конечно, комплексные, требующие для своего решения соответствующих знаний, немалого опыта и постоянного каждодневного творчества.
Приходя на урок, хочется, чтобы ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому тезис «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я понимаю, что мне нужно создать условия, при которых у учащихся появляется потребность «включения» в активный процесс познания. Удается этого достичь путем использования технологий проблемного обучения информационных, интерактивных. Соблюдение принципов организации проблемного обучения позволяет достичь неплохих результатов. Эти результаты выражаются не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными в учебной деятельности, формирует потребность в познании, в общении. Среди учащихся нет тех, кто испытывал бы отрицательное отношение к предмету. На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, даже ученики, имеющие низкие учебные возможности, добиваются успеха. Усвоение материала происходит в основном на уроке, тем самым решается проблема перегрузки учащихся. Школьники активны в познавательной деятельности на всех этапах урока, а особенно при частично - поисковом и исследовательском методе решения учебной проблемы. Их использую при организации лабораторно-практических занятиях, обобщающих уроков, когда учащиеся имеют хорошую теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения, что позволяет им увидеть проблему, выдвинуть гипотезы, поставить задачу и найти ее решение. Изучение нового, построенное с учетом цикла научного познания, помогает учащимся выделить структуру изучаемого явления, проследить логическую последовательность, составить опорный конспект.
Таким образом, используя различные методы решения учебной проблемы, позволяет решать в работе с учащимися следующие задачи:
-обеспечить освоение учениками творческой деятельности – выполнение исследований, проведение экспертиз,
- составление прогнозов, опорных конспектов, разработку и создание долгосрочных и мини-проектов , что формирует теоретическое мышление и технологическую культуру учащихся, создаёт условия для самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности, формирует учебно- познавательные компетенции.
Особенности современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом, а количество часов, отводимых на его изучение, уменьшается. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить, т.е. понять и принять. Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает большие трудности и теряет интерес, как к процессу учения, так и к самому предмету. Для решения этой проблемы я учу детей технологиям познавательной деятельности: умению осваивать новые знания в любых формах и видах, а главное качественно обрабатывать получаемую ими информацию, применять её на практике при решении различных видов задач.
Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационных средств в процесс обучения, формирование у учащихся информационной компетенции. Проектно-исследовательская деятельность учащихся помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни:
способность делать выбор;
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
владеть устным и письменным обобщением.
Технология проектной деятельности состоит из нескольких этапов
1.Создание списка тем исследования.
2.Создание школьного ресурсного центра.
3.Уточнение целей и задач работ учащихся и учителя.
4.Определение объема и тематики теоретического материала.
5.Определение списка литературы при организации работы.
6.Определение методик исследования.
7.Определение прогнозируемых результатов исследования.
8.Подбор ролей определяющих схему взаимодействия учащихся при проведении исследований.
9.Планирование хода выполнения работ и его этапов.
10.Планирование форм и порядка представление проектно – исследовательских работ.
На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности обучающихся. Деятельность учителя физике меняется на разных этапах.
Приобщение учащихся к проведению различного вида исследований способствует решению следующих задач:
-принудительная активизация мышления, когда учащиеся вынуждены быть активными, независимо от их желания;
-осуществление непроизвольного стимулирования к познанию мира, себя в этом мире;
-достаточно устойчивой и длительной активности вовлечение в учебный процесс;
-самостоятельности, творческой выработки решений;
-повышение степени мотивации;
-развитие важных интеллектуальных качеств человека, обеспечивающих и в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике;
- приобщение учащихся к интеллектуально – творческой деятельности по выдвижении и реализации в научных исследованиях творческих идей;
-формирование навыков исследовательской работы для получения знаний при подготовке научных работ и проектов;
-расширению представления о способах получения информации;
-развитию коммуникативных способностей, созданию условий для реализации среды общения4
-участие в проводимых в рамках школы, района олимпиадах и проектно – исследовательских конференциях.
Применяю информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе: организую разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний; совместно с учащимися моделируем объекты, явления, процессы, проводим некоторые виртуальные и исследовательские лабораторные работы и опыты, создание мини-проектов и т.д.
В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий) Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.
Занятие проектно - исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях.
Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы учащихся. У психологов есть тезис о том, что результат деятельности человека на 70 – 80% зависит от мотива. Поэтому психологи и педагоги рассматривают мотивацию как высшую форму регуляции деятельности. Выявить характер мотивации, смысл учения для школьников – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с ними. На мой взгляд факторы, влияющие на содержание и организацию процесса обучения в условиях общеобразовательной школы таковы:
1)низкая учебная мотивация или её полное отсутствие;
2)несформированность умения учиться;
3)специфика контингента учащихся.
Необходимость внедрения новых информационных технологий (НИТ) в учебный процесс не вызывает сомнений. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа позволило использовать информационные технологии в качестве средства обучения, развития, воспитания, мотивации учения и формирование познавательного интереса к физике. Чувствуется влияние информационных технологий и на развитие личности, профессиональное самоопределение и самостановление.
Учебный план ОУ позволяет вести большую внеурочную работу: элективные курсы, спецкурсы, которые осуществляют построение индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждого ученика содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
Задачи, которые перечислены выше, конечно, комплексные, требующие для своего решения соответствующих знаний, немалого опыта и постоянного каждодневного творчества.
Приходя на урок, хочется, чтобы ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому тезис «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я понимаю, что мне нужно создать условия, при которых у учащихся появляется потребность «включения» в активный процесс познания. Удается этого достичь путем использования технологий проблемного обучения информационных, интерактивных. Соблюдение принципов организации проблемного обучения позволяет достичь неплохих результатов. Эти результаты выражаются не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными в учебной деятельности, формирует потребность в познании, в общении. Среди учащихся нет тех, кто испытывал бы отрицательное отношение к предмету. На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, даже ученики, имеющие низкие учебные возможности, добиваются успеха. Усвоение материала происходит в основном на уроке, тем самым решается проблема перегрузки учащихся. Школьники активны в познавательной деятельности на всех этапах урока, а особенно при частично - поисковом и исследовательском методе решения учебной проблемы. Их использую при организации лабораторно-практических занятиях, обобщающих уроков, когда учащиеся имеют хорошую теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения, что позволяет им увидеть проблему, выдвинуть гипотезы, поставить задачу и найти ее решение. Изучение нового, построенное с учетом цикла научного познания, помогает учащимся выделить структуру изучаемого явления, проследить логическую последовательность, составить опорный конспект.
Таким образом, используя различные методы решения учебной проблемы, позволяет решать в работе с учащимися следующие задачи:
-обеспечить освоение учениками творческой деятельности – выполнение исследований, проведение экспертиз,
- составление прогнозов, опорных конспектов, разработку и создание долгосрочных и мини-проектов , что формирует теоретическое мышление и технологическую культуру учащихся, создаёт условия для самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности, формирует учебно- познавательные компетенции.
Особенности современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом, а количество часов, отводимых на его изучение, уменьшается. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить, т.е. понять и принять. Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает большие трудности и теряет интерес, как к процессу учения, так и к самому предмету. Для решения этой проблемы я учу детей технологиям познавательной деятельности: умению осваивать новые знания в любых формах и видах, а главное качественно обрабатывать получаемую ими информацию, применять её на практике при решении различных видов задач.
Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационных средств в процесс обучения, формирование у учащихся информационной компетенции. Проектно-исследовательская деятельность учащихся помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни:
способность делать выбор;
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
владеть устным и письменным обобщением.
Технология проектной деятельности состоит из нескольких этапов
1.Создание списка тем исследования.
2.Создание школьного ресурсного центра.
3.Уточнение целей и задач работ учащихся и учителя.
4.Определение объема и тематики теоретического материала.
5.Определение списка литературы при организации работы.
6.Определение методик исследования.
7.Определение прогнозируемых результатов исследования.
8.Подбор ролей определяющих схему взаимодействия учащихся при проведении исследований.
9.Планирование хода выполнения работ и его этапов.
10.Планирование форм и порядка представление проектно – исследовательских работ.
На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности обучающихся. Деятельность учителя физике меняется на разных этапах.
Приобщение учащихся к проведению различного вида исследований способствует решению следующих задач:
-принудительная активизация мышления, когда учащиеся вынуждены быть активными, независимо от их желания;
-осуществление непроизвольного стимулирования к познанию мира, себя в этом мире;
-достаточно устойчивой и длительной активности вовлечение в учебный процесс;
-самостоятельности, творческой выработки решений;
-повышение степени мотивации;
-развитие важных интеллектуальных качеств человека, обеспечивающих и в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике;
- приобщение учащихся к интеллектуально – творческой деятельности по выдвижении и реализации в научных исследованиях творческих идей;
-формирование навыков исследовательской работы для получения знаний при подготовке научных работ и проектов;
-расширению представления о способах получения информации;
-развитию коммуникативных способностей, созданию условий для реализации среды общения4
-участие в проводимых в рамках школы, района олимпиадах и проектно – исследовательских конференциях.
Применяю информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе: организую разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний; совместно с учащимися моделируем объекты, явления, процессы, проводим некоторые виртуальные и исследовательские лабораторные работы и опыты, создание мини-проектов и т.д.
В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий) Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.
Занятие проектно - исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях.
Список литературы
1.Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности. – М., 2001.
2.Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995.
3.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. – М.,2001.
4.Леонтович А.В. Учебно – исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии//Народное образование. – 1999. - №10.
5Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003, с. 96.
6.Н.К.Мартынова, Н.Н.Иванова, Т.В.Воронова. Рабочая тетрадь по физике. 9 кл.- М. «Просвещение».2003.
7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.
8.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. //Народное образование. – 1999. - №10.
9.Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,2003, с. 29.
10.Харитонов Н.П. Развитие исследовательской деятельности. – М., 2001.
2.Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995.
3.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. – М.,2001.
4.Леонтович А.В. Учебно – исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии//Народное образование. – 1999. - №10.
5Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003, с. 96.
6.Н.К.Мартынова, Н.Н.Иванова, Т.В.Воронова. Рабочая тетрадь по физике. 9 кл.- М. «Просвещение».2003.
7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.
8.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. //Народное образование. – 1999. - №10.
9.Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,2003, с. 29.
10.Харитонов Н.П. Развитие исследовательской деятельности. – М., 2001.
Другие статьи
- Реализация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС
- Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
- Развитие произвольного внимания у младших школьников на уроках русского языка
- Воспитатель группы продлённого дня - личность и профессионал в специальной (коррекционной) школе – интернате №4
- "Пять шагов к педагогическому успеху"
- Комсомол – школа жизни в Советском Союзе
- Способы организации сетевой проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- Из истории Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря в конце XIX – начале ХХ века.
- Реализация рейтинговой системы контроля и оценки знаний учащихся
- Веб-квест
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Прочитала "Плач школьников по ЕГЭ" (newtonew.com/analytics/platsh_yaroslavny_o_ege), в которой выделила фразы: "Пора прекращать игру в образование, когда все стороны делают вид, что учат, дети делают вид, что учатся, а по факту мы имеем, что имеем: жалобы и петиции на «кого-то». Хотя начать нужно прежде всего с себя". Светлана Семёновна, вы вручаете своим учащимся вектор ответственного отношения к себе, к своему обучению, к своему будущему, что подтверждает анализ педагогической деятельности, представленный в статье.
Татьяна Мазурова, дата: 12.06.2016 в 12:16
#2 Отличная статья, нужная и полезная. Вы показываете в статье применение различных технологий в учебном процессе. Согласна с Вами, что очень важно создать на уроке положительный эмоциональный настрой на работу у всех ребят.Одним из методов создания эмоционального настроя и стимулирования интереса к учению и творчеству может быть метод познавательной игры, которая проводиться в виде моделирования объектов, явлений, процессов, проведения виртуальных и исследовательских лабораторных работ и опытов, создания мини-проектов.
Валентина Титова, дата: 20.06.2016 в 21:16
#3 Настолько актуальна статья, что читается залпом. Проектно-исследовательские технологии весьма достойны уважения в процессе формирования положительной мотивации к преподаваемому предмету. Вы правы. И каждый из нас применяет эту технологию и многие из нас добиваются заметных результатов. Прочитала статью и ещё раз убедилась, настолько проектно-исследовательская деятельность не только важна, но и результативна в работе с учащимися. Спасибо.
Ольга Степанова, дата: 11.08.2016 в 20:29
#4 Подробно и понятно изложен материал по проектно-исследовательской деятельности учащихся. Расписаны все этапы работы по этой теме. Из статьи я поняла, что Вы учитель творческий, целеустремлённый, создающий прекрасные условия для своих учащихся в образовательном процессе. Спасибо, Светлана Семёновна, за статью. Дальнейших Вам творческих успехов.
Галина Борискина , дата: 13.05.2017 в 6:01
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.