Статья "Система мониторинга освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО"
Юлия Пасынок
21.08.2016
2449
2
ФГОС
Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора
по учебно-воспитальной работе,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска,
Сахалинская область,
2016 год
заместитель директора
по учебно-воспитальной работе,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска,
Сахалинская область,
2016 год
Система мониторинга освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО
МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска является образовательным учреждением, в котором осуществляется начальное общее образование в классах-комплектах. С начала внедрения ФГОС НОО возникла необходимость разработки системы мониторинга с целью получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников. На момент введения ФГОС НОО и в первые годы его реализации новыми стандартами не был предусмотрен диагностический инструментарий для фиксирования показателей формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Вследствие чего перед каждым образовательным учреждением встала задача разработки инструментария, матриц анализа полученных результатов на уровне класса и ОУ, а также создания банка диагностических материалов, технологических карт, разработки и апробации механизма организации и проведения диагностических процедур, включая обучение персонала.
В МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска в течение 4-х лет была разработана и апробирована «Система мониторинга освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО».
Разработанная система мониторинга введения ФГОС НОО позволяет:
- осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС на уровне образовательного учреждения;
- анализировать эффективность осуществляемых образовательным учреждением мер по реализации ФГОС;
- определять динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс реализации ФГОС;
- осуществлять разработку рекомендаций по обеспечению введения ФГОС.
Система включает в себя следующие направления:
1. Психолого-педагогическое сопровождение.
2. Мониторинг предметных результатов.
3. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.
4. Мониторинг результативности внеурочной деятельности.
5. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся.
6. Повышение квалификации педагогических работников.
Психолого-педагогическое сопровождение
Целью психологического сопровождения является создание социально- психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения. Цель работы педагога-психолога – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи психологов образования:
В МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска в течение 4-х лет была разработана и апробирована «Система мониторинга освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО».
Разработанная система мониторинга введения ФГОС НОО позволяет:
- осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС на уровне образовательного учреждения;
- анализировать эффективность осуществляемых образовательным учреждением мер по реализации ФГОС;
- определять динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс реализации ФГОС;
- осуществлять разработку рекомендаций по обеспечению введения ФГОС.
Система включает в себя следующие направления:
1. Психолого-педагогическое сопровождение.
2. Мониторинг предметных результатов.
3. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.
4. Мониторинг результативности внеурочной деятельности.
5. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся.
6. Повышение квалификации педагогических работников.
Психолого-педагогическое сопровождение
Целью психологического сопровождения является создание социально- психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения. Цель работы педагога-психолога – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи психологов образования:
- измерение результатов обучения,
- определение уровня формирования компетенций учащихся;
- учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;
- взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения.
Мониторинг предметных результатов
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствие для перевода его на следующую степень образования.
Предметные результаты обучения представлены в содержании программы учебного предмета (литературное чтение, русский язык, математика и др.) по каждому классу.
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.
Ожидаемые результаты мониторинга УУД:
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствие для перевода его на следующую степень образования.
Предметные результаты обучения представлены в содержании программы учебного предмета (литературное чтение, русский язык, математика и др.) по каждому классу.
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.
Ожидаемые результаты мониторинга УУД:
- выявление уровня развития надпредметных умений у обучающихся и определение перспектив дальнейшей работы над данными умениями;
- определение индивидуальных достижений учащихся, выявление проблем и коррекция по освоению УУД;
- конструирование индивидуальных программ развития УУД у учащихся средствами предмета;
- осуществление преемственности между начальной и средней школы в формировании и отслеживании метапредметных (УУД) результатов;
- координация и согласование деятельности учителей разных предметов и образовательных областей в развитии и отслеживании универсальных учебных действий.
Мониторинг результативности внеурочной деятельности
Оценку внеурочной деятельности осуществляется комплексно, по нескольким параметрам:
1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности (включенность учащихся в систему внеурочной деятельности; ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся);
2. Эффективность внеурочной деятельности (личность школьника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога);
3. Продуктивность внеурочной деятельности (уровень достижения ожидаемых результатов, достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности, рост мотивации к внеурочной деятельности);
4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Мониторинг индивидуального прогресса учащихся и отражение его в информационной среде образовательного учреждения
Данное направление включает в себя индивидуальные достижения в рамках мониторинга предметных и метапредметных результатов, а также мониторинг внеучебных, внешкольных достижений (олимпиад, смотров, фестивалей, выставок и других конкурсных мероприятий в системе образования), их отражение в Картах индивидуального развития и в Портфолио учащихся (см. http://uchportfolio.ru/materials/show/72579).
Повышение квалификации педагогических работников
В рамках мероприятий НИКО (национального исследования качества образования) педагоги прошли повышение квалификации в Московском центре непрерывного математического образования по программе «Методика подготовки к итоговой аттестации. Новые формы аттестации» (модуль «Организация исследования качества образования»).
Ежегодно педагогические работники проходят повышение квалификации в ГБОУ ДПО ИРОСО.
С 2015 года МБОУ НОШ № 21 является участником Всероссийского образовательного проекта RAZVITIUM на базе АНО «Санкт-Петербургского центра дополнительного профессионального образования».
Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны.
При проведении мониторинга учитываем:
Оценку внеурочной деятельности осуществляется комплексно, по нескольким параметрам:
1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности (включенность учащихся в систему внеурочной деятельности; ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся);
2. Эффективность внеурочной деятельности (личность школьника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога);
3. Продуктивность внеурочной деятельности (уровень достижения ожидаемых результатов, достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности, рост мотивации к внеурочной деятельности);
4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Мониторинг индивидуального прогресса учащихся и отражение его в информационной среде образовательного учреждения
Данное направление включает в себя индивидуальные достижения в рамках мониторинга предметных и метапредметных результатов, а также мониторинг внеучебных, внешкольных достижений (олимпиад, смотров, фестивалей, выставок и других конкурсных мероприятий в системе образования), их отражение в Картах индивидуального развития и в Портфолио учащихся (см. http://uchportfolio.ru/materials/show/72579).
Повышение квалификации педагогических работников
В рамках мероприятий НИКО (национального исследования качества образования) педагоги прошли повышение квалификации в Московском центре непрерывного математического образования по программе «Методика подготовки к итоговой аттестации. Новые формы аттестации» (модуль «Организация исследования качества образования»).
Ежегодно педагогические работники проходят повышение квалификации в ГБОУ ДПО ИРОСО.
С 2015 года МБОУ НОШ № 21 является участником Всероссийского образовательного проекта RAZVITIUM на базе АНО «Санкт-Петербургского центра дополнительного профессионального образования».
Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны.
При проведении мониторинга учитываем:
- Учебные возможности младших школьников;
- Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
- Коррекционную работу на перспективу.
Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами.
Источник:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «17» декабря 2010 г. № 1897 http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/748/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9D%D0%9E%D0%9E.pdf
Пасынок Ю.Ю. Новая система оценки качества образования, ориентированная на современные результаты образования (инновационный проект) http://festival.1september.ru/articles/652381/
Пасынок Ю.Ю. Педагогический мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОС http://festival.1september.ru/articles/657965/
Источник:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «17» декабря 2010 г. № 1897 http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/748/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9D%D0%9E%D0%9E.pdf
Пасынок Ю.Ю. Новая система оценки качества образования, ориентированная на современные результаты образования (инновационный проект) http://festival.1september.ru/articles/652381/
Пасынок Ю.Ю. Педагогический мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОС http://festival.1september.ru/articles/657965/
Другие статьи
- Игра-первая самостоятельная деятельность детей
- Роль уроков математики в развитии творчества
- "Я - учитель"
- Виды внеклассной работы по математике
- Активизация познавательной деятельности учащихся через модульно-рейтинговую систему организации контроля и оценки знаний
- Использование ИКТ в обучении английскому языку в школе
- Коррекционно-развивающая среда группы продлённого дня, осуществляющую внеурочную деятельность с ограниченными возможностями здоровья на примере специального (коррекционного) образовательного учреждения МОУ «С(К)ОШИ» №4
- Пионеры – детская организация в Советском Союзе
- Образ учителя в изобразительном искусстве
- Роль портфолио педагога в повышении квалификации в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Мониторинг является неотъемлемой частью ВШК. Результаты мониторинговых процедур позволят скорректировать план работы на следующий учебный период.
Юлия Пасынок, дата: 24.08.2016 в 17:03
#2 Завершая очередной учебный год по новым образовательным стандартам поймала себя на мысли: как хорошо, что в начале пути была разработана система мониторинга. Сейчас все уже идет как по накатанной и не нужно много времени тратить на все мониторинговые процедуры.
Юлия Пасынок, дата: 09.06.2017 в 14:20
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.