Статья "О формировании социально-культурного воспитаня младших школьников через театральную игру"
Венера Керимова
03.09.2016
1421
1
Воспитательная работа
Керимова Венера Рустамовна
учитель музыки
высшая категория
МАОУ-СОШ № 91 с УИОП
Екатеринбург,
Свердловская область
2014 г.
учитель музыки
высшая категория
МАОУ-СОШ № 91 с УИОП
Екатеринбург,
Свердловская область
2014 г.
О формировании социально-культурного воспитания младших школьников
через театральную игру
через театральную игру
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
Деятельность театрального кружка в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самоактуализации и самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа, приобретают навыки критически оценивать отдельных сказочных героев и анализировать сказку как художественное произведение в целом.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить.
Таким образом, проблема развития социально-культурных качеств младших школьников – одна из важнейших задач духовно-нравственного воспитания. Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, театральная игра выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, обогащает внутренний мир и интеллект, а самое главное – воспитывает социально-культурную личность.
Процесс театральных занятий строится на основе творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребенка – способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Игра – ведущий вид деятельности ребенка. Она близка ребенку, он чувствует в ней себя спокойно и уверенно. Игра дает выход избыточной энергии, реализацию подражания, тренирует навыки, необходимые в серьезных делах. На занятиях можно использовать произведения художественной литературы, как в полном виде, так и частями, могут быть взяты сюжеты или герои. Чтение произведения должно настраивать на занятие или этюд. Можно прочитать небольшие стихи А.Барто из серии «Игрушки», где ребенок должен будет не просто прочить стихотворение, а прожить жизнь каждой игрушки. Таким образом, дети научатся сочувствовать, переживать, сопереживать.
Очень важно развивать память, воображение. Группе детей предлагается слово, которое является темой будущей фантазии. Начать может педагог, а каждый последующий ученик, повторяя все предыдущие, сказанные до него слова, называет свое. Оно продолжает сюжет, развивает заданную тему. Упражнение может закончить заранее названный игрок. А можно и не называть того, кто должен закончить рассказ, а продолжать до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Пластика не только тренировка тела, но и его интеллекта, эмоций. Пластика во многом определяет спектакль. Занятия пластикой направлены на организацию взаимодействий тела, разума и эмоций каждого участника. Упражнения должны способствовать раскрепощению детей. Например, педагог готовит карточки, на которых изображены герои из известных мультфильмов (с изображением зверей), ученик с помощью пластики, пантомимы изображает героя, а остальные дети должны узнать кто это. Упражнение «Импровизация». На заданную тему попытаться создать пластический образ, двигаясь под данную музыку. Прочувствовать характер музыки, воплотить в этюд ее настроение.
Для развития музыкальных способностей можно инсценировать маленькие песенки. Примером таких песен могут быть «Два веселых гуся», «Почему медведь зимой спит». Детям очень нравятся такие упражнения.
На воспитание чувства ответственности, коллективизма направлен метод взаимообучения. Участники обучают (под контролем педагога) других тому, что умеют делать сами.
Сценическая речь предполагает работу над техникой речи и литературно-художественным текстом, словом. Правильный сценический голос дает ребенку возможность быть понятым и услышанным со сцены. Дыхательная гимнастика используется не только для постановки голоса, но и для укрепления здоровья. Упражнение «Холодок». По руке педагога ребенок берет дыхание, задержав его на некоторое время. Затем медленно выдыхает, ощущая холодок на ладони. Выдох должен быть ровным. При выполнении этого упражнения следить, чтобы не поднимались плечи. Использование на занятиях дыхательных упражнений и работа над фразировкой способствует правильному и красивому исполнению произведений, а также развивает музыкальные способности детей.
Школьникам очень нравится упражнение «Рожицы». Используются таблички с изображением разных «рожиц» (рис. 1 и 2). Ученики по очереди изображают рожицу, на которую укажет педагог. Это упражнение направлено на развитие мимики. У ребенка начинают двигаться: лоб, брови, губы, щеки, скулы. В процессе школьник развивает мышцы всего лица. А так же, упражнение способствует положительному эмоциональному настрою на занятие.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что театральная игра дает возможность раскрыться школьнику духовно, нравственно: вводит в мир прекрасного, пробуждает чувства сострадания и сопереживания, активизирует мышление и познавательный интерес. Поэтому, как уже было сказано выше, вопрос формирования социально-культурного воспитания младших школьников через театральную игру, является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания.
Источники:
1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с. – (Игровые методы обучения).
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
Деятельность театрального кружка в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самоактуализации и самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа, приобретают навыки критически оценивать отдельных сказочных героев и анализировать сказку как художественное произведение в целом.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить.
Таким образом, проблема развития социально-культурных качеств младших школьников – одна из важнейших задач духовно-нравственного воспитания. Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, театральная игра выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, обогащает внутренний мир и интеллект, а самое главное – воспитывает социально-культурную личность.
Процесс театральных занятий строится на основе творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребенка – способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Игра – ведущий вид деятельности ребенка. Она близка ребенку, он чувствует в ней себя спокойно и уверенно. Игра дает выход избыточной энергии, реализацию подражания, тренирует навыки, необходимые в серьезных делах. На занятиях можно использовать произведения художественной литературы, как в полном виде, так и частями, могут быть взяты сюжеты или герои. Чтение произведения должно настраивать на занятие или этюд. Можно прочитать небольшие стихи А.Барто из серии «Игрушки», где ребенок должен будет не просто прочить стихотворение, а прожить жизнь каждой игрушки. Таким образом, дети научатся сочувствовать, переживать, сопереживать.
Очень важно развивать память, воображение. Группе детей предлагается слово, которое является темой будущей фантазии. Начать может педагог, а каждый последующий ученик, повторяя все предыдущие, сказанные до него слова, называет свое. Оно продолжает сюжет, развивает заданную тему. Упражнение может закончить заранее названный игрок. А можно и не называть того, кто должен закончить рассказ, а продолжать до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Пластика не только тренировка тела, но и его интеллекта, эмоций. Пластика во многом определяет спектакль. Занятия пластикой направлены на организацию взаимодействий тела, разума и эмоций каждого участника. Упражнения должны способствовать раскрепощению детей. Например, педагог готовит карточки, на которых изображены герои из известных мультфильмов (с изображением зверей), ученик с помощью пластики, пантомимы изображает героя, а остальные дети должны узнать кто это. Упражнение «Импровизация». На заданную тему попытаться создать пластический образ, двигаясь под данную музыку. Прочувствовать характер музыки, воплотить в этюд ее настроение.
Для развития музыкальных способностей можно инсценировать маленькие песенки. Примером таких песен могут быть «Два веселых гуся», «Почему медведь зимой спит». Детям очень нравятся такие упражнения.
На воспитание чувства ответственности, коллективизма направлен метод взаимообучения. Участники обучают (под контролем педагога) других тому, что умеют делать сами.
Сценическая речь предполагает работу над техникой речи и литературно-художественным текстом, словом. Правильный сценический голос дает ребенку возможность быть понятым и услышанным со сцены. Дыхательная гимнастика используется не только для постановки голоса, но и для укрепления здоровья. Упражнение «Холодок». По руке педагога ребенок берет дыхание, задержав его на некоторое время. Затем медленно выдыхает, ощущая холодок на ладони. Выдох должен быть ровным. При выполнении этого упражнения следить, чтобы не поднимались плечи. Использование на занятиях дыхательных упражнений и работа над фразировкой способствует правильному и красивому исполнению произведений, а также развивает музыкальные способности детей.
Школьникам очень нравится упражнение «Рожицы». Используются таблички с изображением разных «рожиц» (рис. 1 и 2). Ученики по очереди изображают рожицу, на которую укажет педагог. Это упражнение направлено на развитие мимики. У ребенка начинают двигаться: лоб, брови, губы, щеки, скулы. В процессе школьник развивает мышцы всего лица. А так же, упражнение способствует положительному эмоциональному настрою на занятие.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что театральная игра дает возможность раскрыться школьнику духовно, нравственно: вводит в мир прекрасного, пробуждает чувства сострадания и сопереживания, активизирует мышление и познавательный интерес. Поэтому, как уже было сказано выше, вопрос формирования социально-культурного воспитания младших школьников через театральную игру, является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания.
Источники:
1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с. – (Игровые методы обучения).
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Другие статьи
- Проектная технология
- "Моя педагогическая философия"
- Лингвистический анализ стихотворения на уроках литературы
- Использование проектной технологии с младшими школьниками во внеурочной деятельности в условиях специальной (коррекционной) образовательной школы - интерната VII вида в рамках реализации ФГОС НОО
- Моя педагогическая философия
- «Формирование культуры здоровья педагога»
- Совершенствование образовательных программ профессиональных образовательных учреждений
- Истоки. Нравственность и искусство
- Сетевое взаимодействие педагогов как ресурс обеспечения социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья среднего профессионального образования
- Педагогическое обследование в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Венера Рустамовна, очень интересная статья! Вы абсолютно правы театральное творчество играет большую воспитательную роль! Мы с ребятами на уроках литературного чтения часто используем элементы театрализации. А внеклассные занятия, посвященные русским народным и авторским сказкам мы проводили в форме постановок. Ребятам очень нравится этот вид работы.
Юлия Пасынок, дата: 06.06.2019 в 12:28
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.