Статья "Формы контроля знаний обучающихся техникума по информатике"
Татьяна Образцова
07.06.2015
7245
2
Оценка знаний учащихся
Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2014 г.
Формы контроля знаний обучающихся техникума по информатике
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения. Контроль знаний обучающихся открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания позволяет лучше изучить обучающихся, их индивидуальные особенности. Наиболее точно и качественно оценивать знания обучающихся позволяет разнообразие видов и форм контроля.
Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу.
Всё чаще на уроках информатики используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры. В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания обучающихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.
Традиционные способы
Безмашинные способы контроля - устный опрос, устная самостоятельная работа, выступление с сообщением, устный зачет, блиц-опрос.
Смешанные способы – диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, зачет, тест, экзамен, олимпиада.
Машинные способы контроля - практическая работа, лабораторная работа.
Нетрадиционные способы
Смешанные способы - исследовательская работа, творческая работа, реферат, сочинение, соревнования (конкурсы, турниры, КВН), конференция, аукцион.
Наличие кабинета информатики позволяет дифференцировать и индивидуализировать контроль знаний. Среди безмашинных средств проверки наиболее распространены в практике работы техникума устный опрос обучающихся, проверка тетрадей с домашним заданием, диктант, самостоятельная и контрольная работы.
Использование компьютера позволяет качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет её характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую её появление. Обучающиеся более охотно отвечают компьютеру, и если компьютер ставит им «двойку», то горят желанием как можно скорее её исправить. Преподавателю не нужно призывать обучающихся к порядку и вниманию, каждый знает, что если он отвлечётся, то не успеет выполнить задание.
На уроках информатики контроль знаний обучающихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.
Фронтальный опрос за короткое время проверяет состояние знаний обучающихся всей группы по определённому вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:
- выяснения готовности группы к изучению нового материала,
- определения сформированности понятий,
- проверки домашних заданий,
- поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
- при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи обучающихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учёта. Причём устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2014 г.
Формы контроля знаний обучающихся техникума по информатике
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения. Контроль знаний обучающихся открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания позволяет лучше изучить обучающихся, их индивидуальные особенности. Наиболее точно и качественно оценивать знания обучающихся позволяет разнообразие видов и форм контроля.
Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу.
Всё чаще на уроках информатики используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры. В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания обучающихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.
Традиционные способы
Безмашинные способы контроля - устный опрос, устная самостоятельная работа, выступление с сообщением, устный зачет, блиц-опрос.
Смешанные способы – диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, зачет, тест, экзамен, олимпиада.
Машинные способы контроля - практическая работа, лабораторная работа.
Нетрадиционные способы
Смешанные способы - исследовательская работа, творческая работа, реферат, сочинение, соревнования (конкурсы, турниры, КВН), конференция, аукцион.
Наличие кабинета информатики позволяет дифференцировать и индивидуализировать контроль знаний. Среди безмашинных средств проверки наиболее распространены в практике работы техникума устный опрос обучающихся, проверка тетрадей с домашним заданием, диктант, самостоятельная и контрольная работы.
Использование компьютера позволяет качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет её характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую её появление. Обучающиеся более охотно отвечают компьютеру, и если компьютер ставит им «двойку», то горят желанием как можно скорее её исправить. Преподавателю не нужно призывать обучающихся к порядку и вниманию, каждый знает, что если он отвлечётся, то не успеет выполнить задание.
На уроках информатики контроль знаний обучающихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.
Фронтальный опрос за короткое время проверяет состояние знаний обучающихся всей группы по определённому вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:
- выяснения готовности группы к изучению нового материала,
- определения сформированности понятий,
- проверки домашних заданий,
- поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
- при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи обучающихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учёта. Причём устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания обучающихся не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания обучающихся на сложных понятиях, явлениях, процессах. В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу группы, наиболее действенными приёмами которой являются:
- обращение с вопросом ко всей группе,
- конструирование ответа,
- рецензирование ответа,
- оценка ответа и её обоснование,
- постановка вопросов обучающемуся самими обучающимися.
Письменный контроль
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа обучающихся одновременно. Используется письменный контроль знаний обучающихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Диктант
Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности обучающихся к восприятию нового.
Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов обучающимися.
Возможны различные варианты диктантов. На уроках информатики наиболее используем компьютерный диктант, который позволяет проверить знания и умения одновременно.
Зачёт
Зачёт проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определённой теме каждым обучающимся. Перед началом изучения материала обучающиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных практических заданий по теме, а также дополнительными вопросами и заданиями. Иногда целесообразны закрытые зачёты, когда обучающиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачёта. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся.
Самостоятельная работа
Компьютер - идеальное средство для контроля тренировочных стадий учебного процесса, т.к. компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки обучающегося. Преподаватель быстрее выявляет пробелы в знаниях, а обучающийся быстрее реагирует на свои ошибки и устраняет их.
Практическая работа
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана с заданием на компьютере, например, может включать задания оформления текста, построения схемы, таблицы, создание диаграммы и т.д.
Лабораторная работа
Достаточно необычная форма контроля, она требует от обучающихся не только наличия знаний, но ещё и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность обучающихся. Используется лабораторная работа для закрепления определённых навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации преподавателя.
Тест
Представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого. Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход её выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью обучающегося, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Все описанные формы контроля знаний обучающихся по информатике я активно использую в своей педагогической деятельности.
Литература
1.Гейн А.Г. Контроль знаний по информатике с применением ЭВМ. М. 2003.
2.Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М.: ЛБЗ в 2 частях, 2008.
3.Щаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Приёмы и правила успешной сдачи экзаменов. АСТ. Астрель. М. 2004.
- конструирование ответа,
- рецензирование ответа,
- оценка ответа и её обоснование,
- постановка вопросов обучающемуся самими обучающимися.
Письменный контроль
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа обучающихся одновременно. Используется письменный контроль знаний обучающихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Диктант
Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности обучающихся к восприятию нового.
Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов обучающимися.
Возможны различные варианты диктантов. На уроках информатики наиболее используем компьютерный диктант, который позволяет проверить знания и умения одновременно.
Зачёт
Зачёт проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определённой теме каждым обучающимся. Перед началом изучения материала обучающиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных практических заданий по теме, а также дополнительными вопросами и заданиями. Иногда целесообразны закрытые зачёты, когда обучающиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачёта. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся.
Самостоятельная работа
Компьютер - идеальное средство для контроля тренировочных стадий учебного процесса, т.к. компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки обучающегося. Преподаватель быстрее выявляет пробелы в знаниях, а обучающийся быстрее реагирует на свои ошибки и устраняет их.
Практическая работа
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана с заданием на компьютере, например, может включать задания оформления текста, построения схемы, таблицы, создание диаграммы и т.д.
Лабораторная работа
Достаточно необычная форма контроля, она требует от обучающихся не только наличия знаний, но ещё и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность обучающихся. Используется лабораторная работа для закрепления определённых навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации преподавателя.
Тест
Представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого. Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход её выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью обучающегося, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Все описанные формы контроля знаний обучающихся по информатике я активно использую в своей педагогической деятельности.
Литература
1.Гейн А.Г. Контроль знаний по информатике с применением ЭВМ. М. 2003.
2.Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М.: ЛБЗ в 2 частях, 2008.
3.Щаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Приёмы и правила успешной сдачи экзаменов. АСТ. Астрель. М. 2004.
Другие статьи
- «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- «Использование информационных технологий на современном уроке истории в условиях введения ФГОС».
- Сайт школьного Методического Объединения как новый ресурс организации методической работы в школе
- Адаптация первоклассников к школьной жизни
- Пишу о Портфолио...
- Исследовательская деятельность как способ учебной самоорганизации школьника
- Метод проектов
- Оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования
- Системно-деятельностный подход
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Татьяна Ивановна! Как здорово, что такие разные формы контроля Вы используете на своих уроках!
Ольга Даниловская, дата: 14.06.2015 в 19:25
#2 Замечательный материал в методический портфель учителя! Думаю, что все учителя просто обязаны владеть различными формами контроля и оценки знаний учащихся, что поддерживает постоянный интерес детей в изучаемому предмету
Наталья Чубаева, дата: 15.06.2015 в 10:36
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.