Статья "Исследование повышения производительности процесса ручной дуговой сварки"
Ирина Викторовна Дорошенко
11.09.2016
2990
0
Научно-исследовательская деятельность учителя
Дорошенко Ирина Викторовна,
преподаватель,
кандидат технических наук, доцент
ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»,
г. Моршанск,
Тамбовская область
Исследование повышения производительности процесса ручной дуговой сварки
Дуговая сварка металлическими электродами с покрытием в настоящее время остается одним из самых распространенных методов, используемых при изготовлении сварных конструкций. Это объясняется простотой и мобильностью применяемого оборудования, возможностью выполнения сварки в различных пространственных положениях и в местах, труднодоступных для механизированных способов сварки. Начальной и окончательной операцией создания конструкций в большинстве случаев является ручная дуговая сварка.
Нет сомнений, что значительная доля общего выпуска сварных конструкций по-прежнему будет приходиться на единичное производство. Позиции ручной дуговой сварки здесь очень прочны.
Существенный недостаток ручной дуговой сварки металлическим электродом - малая производительность процесса и зависимость качества сварного шва от практических навыков сварщика.
Повышение производительности ручной дуговой сварки является весьма актуальной задачей в связи с тем, что в промышленности, строительстве и других, отраслях народного хозяйства ручной сваркой занимаются еще десятки тысяч рабочих электросварщиков.
Непрерывное развитие сварки и расширение объема сварочных работ, повышение уровня механизации и автоматизации сварки возлагает на всех работников сварочного дела, в том числе и на молодые кадры техников сварочного производства, большие задачи по освоению передовой сварочной технологии и оборудования, повышению производительности труда, улучшению качества сварных конструкций, борьбе за ускорение темпов развития сварочной техники.
Надо стремиться стать мастерами своего дела. Для этого необходимо в первую очередь хорошо изучить основы процесса сварки и непрерывно совершенствовать свое мастерство, стремясь к увеличению выпуска и повышению качества сварных изделий, экономии металла, сварочных материалов, электроэнергии, снижению себестоимости сварочных работ и повышению производительности труда.
Одним из основных направлений научно-исследовательской деятельности Моршанского многоотраслевого колледжа, выбранных для изучения основ процесса сварки со студентами, является исследование возможности повышения производительности сварки. Изучение и исследование возможности повышения производительности процесса сварки проводилось на базе сварочной мастерской техникума и было разбито на три этапа.
1.1. Первый этап – подготовительный.
Приобретались навыки техники сварки на малоамперном дуговом тренажере сварщика (модель МДТС 05М1).
Тренажер сварщика — это симулятор движений сварщика во время сварки с отображением процесса сварки и полученных результатов.
Сварка — вредный высокотемпературный процесс с образованием брызг расплавленного металла, с ультрафиолетовым излучением и выделением сварочных дымов и аэрозолей. Кроме того, для качественного проведения процесса сварки, необходимы определенные навыки и затраты. Это связано с подготовкой большого количества образцов для сварки, последующей их утилизацией, расходом сварочных материалов и газов. Применение тренажеров сварщика с использованием технологии виртуальной реальности решает эти проблемы, позволяет улучшить качество подготовки и снизить затраты на практические работы. В процессе тренажа на экране монитора компьютера отображались текущие параметры имитируемого сварочного процесса , осуществлялась обратная связь с исследователем непосредственно во время выполнения процесса сварки путем автоматической подачи звуковых сигналов (звуковая подсказка) и тем самым оперативно корректировались действия процесса сварки. Окончанием тренировочных сварок на тренажере являлось тестирование на нем и, соответственно, допуск к работе на реальном сварочном оборудовании.
1.2. Второй этап – исследовательский.
Проведен комплекс экспериментов в сварочной мастерской техникума с использованием источника для дуговой сварки инверторного типа МАГМА – 315 (3ф380В), электрод УОНИ-13/55 с коэффициентом наплавки 9 г/(А*ч).
Нет сомнений, что значительная доля общего выпуска сварных конструкций по-прежнему будет приходиться на единичное производство. Позиции ручной дуговой сварки здесь очень прочны.
Существенный недостаток ручной дуговой сварки металлическим электродом - малая производительность процесса и зависимость качества сварного шва от практических навыков сварщика.
Повышение производительности ручной дуговой сварки является весьма актуальной задачей в связи с тем, что в промышленности, строительстве и других, отраслях народного хозяйства ручной сваркой занимаются еще десятки тысяч рабочих электросварщиков.
Непрерывное развитие сварки и расширение объема сварочных работ, повышение уровня механизации и автоматизации сварки возлагает на всех работников сварочного дела, в том числе и на молодые кадры техников сварочного производства, большие задачи по освоению передовой сварочной технологии и оборудования, повышению производительности труда, улучшению качества сварных конструкций, борьбе за ускорение темпов развития сварочной техники.
Надо стремиться стать мастерами своего дела. Для этого необходимо в первую очередь хорошо изучить основы процесса сварки и непрерывно совершенствовать свое мастерство, стремясь к увеличению выпуска и повышению качества сварных изделий, экономии металла, сварочных материалов, электроэнергии, снижению себестоимости сварочных работ и повышению производительности труда.
Одним из основных направлений научно-исследовательской деятельности Моршанского многоотраслевого колледжа, выбранных для изучения основ процесса сварки со студентами, является исследование возможности повышения производительности сварки. Изучение и исследование возможности повышения производительности процесса сварки проводилось на базе сварочной мастерской техникума и было разбито на три этапа.
1.1. Первый этап – подготовительный.
Приобретались навыки техники сварки на малоамперном дуговом тренажере сварщика (модель МДТС 05М1).
Тренажер сварщика — это симулятор движений сварщика во время сварки с отображением процесса сварки и полученных результатов.
Сварка — вредный высокотемпературный процесс с образованием брызг расплавленного металла, с ультрафиолетовым излучением и выделением сварочных дымов и аэрозолей. Кроме того, для качественного проведения процесса сварки, необходимы определенные навыки и затраты. Это связано с подготовкой большого количества образцов для сварки, последующей их утилизацией, расходом сварочных материалов и газов. Применение тренажеров сварщика с использованием технологии виртуальной реальности решает эти проблемы, позволяет улучшить качество подготовки и снизить затраты на практические работы. В процессе тренажа на экране монитора компьютера отображались текущие параметры имитируемого сварочного процесса , осуществлялась обратная связь с исследователем непосредственно во время выполнения процесса сварки путем автоматической подачи звуковых сигналов (звуковая подсказка) и тем самым оперативно корректировались действия процесса сварки. Окончанием тренировочных сварок на тренажере являлось тестирование на нем и, соответственно, допуск к работе на реальном сварочном оборудовании.
1.2. Второй этап – исследовательский.
Проведен комплекс экспериментов в сварочной мастерской техникума с использованием источника для дуговой сварки инверторного типа МАГМА – 315 (3ф380В), электрод УОНИ-13/55 с коэффициентом наплавки 9 г/(А*ч).
Для проведения эксперимента проводилась сварка пластин с изменением параметров процесса сварки. В процессе проведения эксперимента изменялась марка материала, марка и диаметр электрода, длина дуги, способ сварки, вольтамперная характеристика. При этом секундомером засекалось время выгорания электрода.
Производительность процесса дуговой сварки оценивалось по количеству проплавленного в единицу времени основного металла и количеству наплавленного металла, определяемого как избыток массы конструкции после сварки по сравнению с массой до сварки.
Производительность сварки плавящимся электродом определяется коэффициентами расплавления и наплавки. Собственно говоря, коэффициент наплавки демонстрирует производительность сварки.
Производительность сварки определяется количеством наплавленного металла:
Производительность процесса дуговой сварки оценивалось по количеству проплавленного в единицу времени основного металла и количеству наплавленного металла, определяемого как избыток массы конструкции после сварки по сравнению с массой до сварки.
Производительность сварки плавящимся электродом определяется коэффициентами расплавления и наплавки. Собственно говоря, коэффициент наплавки демонстрирует производительность сварки.
Производительность сварки определяется количеством наплавленного металла:
G = αн•I•t,
где G — масса наплавленного металла, г;
αн — коэффициент наплавки, г/А*ч;
t — время горения дуги, ч;
I — сварочный ток, А.
Результаты проведения эксперимента и его обработки приведены в таблице 1 и на графиках зависимости коэффициента наплавки от величины сварочного тока.
Таблица 1. Результаты эксперимента и его обработка
αн — коэффициент наплавки, г/А*ч;
t — время горения дуги, ч;
I — сварочный ток, А.
Результаты проведения эксперимента и его обработки приведены в таблице 1 и на графиках зависимости коэффициента наплавки от величины сварочного тока.
Таблица 1. Результаты эксперимента и его обработка
ЭКСПЕРИМЕНТ | ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ | |||||
Ток I, А |
Напряжение U, В |
Время выгорания электрода, t, |
Коэффициент расплавления, ар, г/А*ч |
Коэффициент наплавки, ан, г/А*ч |
Производительность сварки, G,г | |
секунды | часы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Электрод УОНИ-13/55, dэл = 2мм, lд = 0,5мм, mэл = 7,34г, наклон выходной характеристики 1,5 В/А, способ сварки «с опорой на козырек» |
||||||
40 | 24 | 65 | 0,018 | 10,07 | 9,06 | 6,52 |
50 | 28 | 54 | 0,015 | 9,67 | 8,7 | |
60 | 25 | 40 | 0,011 | 10,98 | 9,88 | |
70 | 26 | 36 | 0,01 | 10,36 | 9,32 | |
80 | 25 | 29 | 0,008 | 11,33 | 10,19 | |
90 | 32 | 34 | 0,0096 | 8,39 | 7,55 | |
Электрод УОНИ-13/55, dэл = 3мм, lд = 0,5мм, mэл = 19,28г, наклон выходной характеристики 1,5 В/А, способ сварки «с опорой на козырек» |
||||||
60 | 22 | 94 | 0,026 | 12,1859 | 10,967 | 17,109 |
70 | 20 | 83 | 0,023 | 11,807 | 10,627 | |
80 | 20 | 72 | 0,02 | 11,881 | 10,693 | |
90 | 21 | 65 | 0,018 | 11,734 | 10,561 | |
100 | 22 | 58 | 0,016 | 11,881 | 10,693 | |
110 | 22 | 57 | 0,0158 | 10,937 | 9,844 | |
120 | 23 | 54 | 0,015 | 10,561 | 9,505 | |
130 | 24 | 50 | 0,0139 | 10,5202 | 9,468 | |
Электрод УОНИ-13/55, dэл = 2мм, lд = 2мм, mэл = 7,34г, наклон выходной характеристики 1,5 В/А, способ сварки «на весу» |
||||||
40 | 24 | 65 | 0,018 | 10,0694 | 8,55 | 6,16 |
50 | 27 | 50 | 0,014 | 10,357 | 8,8 | |
60 | 25 | 41 | 0,0115 | 10,507 | 8,93 | |
70 | 30 | 36 | 0,01 | 10,357 | 8,8 | |
80 | 32 | 31 | 0,0087 | 10,41 | 8,85 | |
90 | 35 | 29 | 0,008 | 10,069 | 8,55 |
Анализируя со студентами изменение коэффициента наплавки при увеличении силы сварочного тока в процессе проведения сварочных работ в различных условиях, видно, чем больше ток, тем выше производительность. Однако при значительном увеличении сварочного тока для применяемого диаметра электрода — последний может быстро нагреваться теплом Ленца — Джоуля, что резко понизит качество сварного шва, так как металл шва и зона сплавления основного металла будут перегреты. Было отмечено, что перегрев электрода увеличивает разбрызгивание металла.
1.3. Третий этап – заключительный
Все сварочные швы, полученные в результате проведения эксперимента, проходили проверку качества с помощью ультразвукового дефектоскопа УД – 21РТ. При контроле на дисплей дефектоскопа выводились изображение сварного шва в плане (аналог рентгеновского снимка) и осциллограммы сигналов.
Сопоставляя результаты проверки качества сварного шва с помощью ультразвукового дефектоскопа УД – 21РТ и анализ графиков изменения коэффициента наплавки при изменении силы сварочного тока, наглядно видно, где имеются резервы повышения производительности проведенного процесса сварки, на что следует обратить внимание в последующей профессиональной деятельности, какие параметры сварки являются оптимальными.
Таким образом, выбранное направление выбрано с целью понимания сущности и социальной значимости профессии сварщика, эффективного выполнения профессиональных задач, осуществления поиска и использования способов и приёмов сварки конструкций.
1.3. Третий этап – заключительный
Все сварочные швы, полученные в результате проведения эксперимента, проходили проверку качества с помощью ультразвукового дефектоскопа УД – 21РТ. При контроле на дисплей дефектоскопа выводились изображение сварного шва в плане (аналог рентгеновского снимка) и осциллограммы сигналов.
Сопоставляя результаты проверки качества сварного шва с помощью ультразвукового дефектоскопа УД – 21РТ и анализ графиков изменения коэффициента наплавки при изменении силы сварочного тока, наглядно видно, где имеются резервы повышения производительности проведенного процесса сварки, на что следует обратить внимание в последующей профессиональной деятельности, какие параметры сварки являются оптимальными.
Таким образом, выбранное направление выбрано с целью понимания сущности и социальной значимости профессии сварщика, эффективного выполнения профессиональных задач, осуществления поиска и использования способов и приёмов сварки конструкций.
Литература
- Колганов Л.А. Сварочные работы. – М.: «Дашков и К0», 2008.
- Левадный В.С., Бурлака А.П. Сварочные работы. Практическое пособие. – М.:Аделант, 2007.
- Чернышов Г.Г. Сварочное дело. - М.:ACADEMA, 2008.
- Чернышов Г.Г.Технология электрической сварки плавлением. - М.:ACADEMA, 2006.
- Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка. - М.:ACADEMA, 2008.
- Казаков Ю.В Сварка и резка материалов. - М.:ACADEMA, 2008.
- . ГОСТ 5264-80. Сварные соединения ручной дуговой сваркой. Утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 27 октября1989 г. № 3222.
Другие статьи
- Использование ИКТ технологий на уроках литературы
- РАБОТА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ
- Повышение мотивации, самооценки и качества знаний обучающихся через использование игровых технологий на уроках истории Древнего мира в 5 классе.
- Применение игровых технологий на уроках химии
- Организация работы методического объединения учителей начальных классов по изучению и применению современных образовательных технологий
- “УчПортфолио”, или Электронная презентация результатов методической деятельности учителя музыки
- Международное сотрудничество в области школьного образования - живые примеры
- Весна
- Учимся играя
- Модульное обучение в СПО
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.