С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Развитие произвольного внимания у младших школьников на уроках русского языка"
Фотеева Елена Николаевна
1 категория
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 7»
Г. Каменск-Уральский
Свердловская область

 
Развитие произвольного внимания у младших школьников на уроках русского языка
 
       Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
      С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией — позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.
        Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Усвоение ребенком системы научных понятий является базой для формирования теоретического отношения к действительности и развития теоретического мышления и основ теоретического сознания. Центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов. Центральными новообразованиями являются: преобразование восприятия в наблюдение; словесно логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление; развитие логической произвольной смысловой памяти; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации, а также анализ, рефлексия, планирование (реализация внутреннего плана действий), способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии.
            Жалобы на недостаток внимания и усидчивости у младших школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей.  Поработав с литературой по этой теме, я сделала вывод, что развивать внимание  учащихся можно на уроках русского языка.
            Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
             Внимание, указывает Ф.И. Гоноболин, обеспечивает:
во-первых, чёткое и яркое восприятие учебного материала;
во-вторых, более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок.
            Развитие внимания и памяти – необходимый компонент успешного обучения.
Неустойчивое внимание, трудности переключения или, наоборот, постоянное отвлечение,
низкие объем и устойчивость памяти, трудности произвольного запоминания также могут осложнить процесс обучения.
          Выделяют такие свойства внимания.
     Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.
       Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.
            Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.
        Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.
          Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.
   Основной особенностью развития младших школьников является слабость произвольного внимания. Возможности произвольного внимания в этом возрасте еще ограничены.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников без всяких усилий с их стороны. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение разнообразных наглядных пособий - иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей.
     Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания младших школьников - следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается.
Внимание младшего школьника в большей степени, чем внимание детей старшего возраста, зависит от поставленной перед ним задачи.Обучение ребенка в школе, самый процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них главным образом на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям.
      У младших школьников непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Хотя у младшего школьника наиболее развито внимание непроизвольное, однако, первые годы учения - главный период формирования и произвольного волевого внимания.
       Произвольное внимание, указывает Ф.Н. Гоноблин, «имеет большое значение в учебной работе младшего школьника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста еще недостаточно развито». Но наличие многообразных ученических обязанностей, вся обстановка школьной жизни, способствует развитию этого вида внимания. В каждой учебной работе далеко не все представляет непосредственный интерес для ученика, и часто он принужден произвольно сосредотачиваться на предмете в силу опосредованного интереса к работе.
Необходимо отметить также и особенности произвольного внимания младших школьников с точки зрения той задачи, которой оно подчинено. Младший школьник может упорно и глубоко сосредоточиваться на трудной и неинтересной работе ради результата. Например, удовлетворить требования учителя, получить хорошую отметку. На уроке младший школьник внимателен не потому, что он сам побеждает себя, свою рассеянность и отвлечения, а потому, что на него влияет учитель, который стимулирует его работу, побуждает сосредоточиться.
       Внимание детей младшего школьного возраста неустойчиво, оно часто переключается с одного объекта на другой в силу потребности ребенка в широкой ориентировке в окружающем, трудностью не смотреть на то, что можно видеть, не замечать того, что, так или иначе, доносится до слуха. Поэтому из поля внимания детей надо удалять все, что не имеет отношения к работе на уроке. Учителю иногда и не догадаться, что служит причиной рассеянности детей.
       Рассеянность младших школьников особенно часто возникает, если учебный материал кажется им неинтересным, скучным, не возбуждает у них эмоций. Многие недостатки внимания исчезают у ученика в процессе правильно организованной учебной работы. Сосредоточенность младших учащихся становится устойчивой, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют.
      Одной из причин невнимательности ребенка является общее слабое состояние его здоровья. Невнимательностью отличаются нервные, болезненные дети, страдающие малокровием и общим истощением нервной системы. Школьники бывают рассеянными на уроках также вследствие того, что они не досыпают, нерегулярно питаются, не соблюдают правильного режима дня.
         Такова краткая характеристика свойств внимания младшего школьника, зависящих в большей степени от возраста. Однако учителю нужно учитывать и некоторые индивидуальные особенности внимания детей, которые в значительной степени обусловлены личностными факторами.Знание причин, обусловливающих индивидуальные особенности внимания младшего школьника, осуществление индивидуального подхода - путь развития свойств внимания, а вместе с тем и формирования личности.
          В 2013 году я стала классным руководителем 1 класса. Совместно с психологом было проведено анкетирование родителей и детей и выявлено, что большинство  родителей (это 87 %,) считают, что у его ребёнка слабее развито внимание, а проведя тестирование учащихся определила, что у 88 % учащихся слабо развито внимание.
Были поставлены цели:
  1.  Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
  2. Разработать и апробировать упражнения по развитию внимания детей младшего школьного возраста.
  3. Проводить ежедневную и целенаправленную работу с разнообразием форм и методов, в том числе и игры,  по развитию произвольного внимания.
  4. Привлечь  помощь родителей по данному вопросу.
         Совместно с психологом было проведено родительское собрание, где она рассказала о развитии внимания младших школьников. Родителям были даны советы и предложены игры по данной теме.
         В ходе работы для определения уровня внимания моих учащихся на начальном этапе психолог использовала методику «Да и нет». В эксперименте участвовало 25 детей, учащихся первого класса.
Выявлено следующее. Двадцать два ребёнка (88%) оказались очень невнимательными. Для троих детей (12%) - характерен средний уровень внимания, с достаточно высоким уровнем внимания не было ни одного ученика.
          Развивать внимание можно на всех уроках, но так как на русский язык отводится больше всего времени в учебном плане и работа может быть разносторонней, что способствует более прочному развитию всех видов внимания, было принято решение разработать систему упражнений, которые я могу применять на уроках русского языка для развития произвольного внимания.
        Проанализировав литературу по этой теме, я стала вести работу индивидуально, фронтально и применяла групповые методы. Для индивидуальной работы применяла следующие методики:
— таблицы Шульте с буквами (применение 3–5 таблиц позволяет проследить стиль работы ребенка и степень его утомляемости).
— лото Когана (позволяет определить способность распределять внимание)
- Корректурная проба Бурдона.
- «Найди ошибки»
-  Методика "Красно-черная таблица".
           В первом и во втором классе я проводила занятия в группе продлённого дня с постоянной сменой видов деятельности: от задания, требующего сосредоточенности (например, найти отличия, найти спрятавшихся на картинке зверей), мы переходили к заданию на скорость реакции (например, игры с мячом), затем дается задание на время (например, найти и расставить по порядку буквы). Потом идут упражнения на развитие произвольности (например, «Замри-отомри», «Запретное движение или слово», «Холодно - горячо», «Тише едешь — дальше будешь»). Сидение за партой сменялось подвижными упражнениями и наоборот. Я использовала упражнения на развитие переключаемости (например, подчеркивать буквы разным цветом), распределения внимания (например, надо одновременно рисовать последовательность фигур и слушать рассказ, чтобы потом ответить на вопросы), объема памяти (запомнить 7–10 предметов, слов и т.д.). Дети обязательно самостоятельно все проверяют, и практиковала взаимопроверку заданий.
     Со второго класса для фронтальной работы на уроках русского языка использовала «Корректурные пробы» и «Нахождение ошибок в тексте». В классной работе в текстах выполненных упражнений дети зелёной пастой зачёркивали буквы. Я заметила, что учащиеся, которые делают большое количество пропусков в корректурной пробе, не могут правильно списать упражнение с доски или из учебника. Они получали задания для самостоятельной тренировки внимания дома. Это набор корректурных проб (надо в 5–6 строчках вычеркнуть 2–3 буквы разными способами). Набором проб являлись обычные газеты и тексты классных письменных работ. Выполнять эти задания надо в течение двух месяцев, желательно не менее 5 дней в неделю, по 3–5 минут в день, с обязательной самопроверкой. В регулярном выполнении этих заданий ребенок заинтересован не меньше родителей, так как по истечении двух месяцев проводится контрольное тестирование, позволяющее оценить эффективность занятий. Для самостоятельной работы дома, родители покупали различные тетради для развития внимания.
           С третьего класса на уроках русского языка применяла ежедневные виды работ на развитие внимания. В понедельник – в написанном тексте вели подсчёт по 1 заданной букве, во вторник – по две буквы, в среду – заданные мной три буквы надо было найти и каждую закодировать в определённую фигуру или подчеркнуть разным цветом, в четверг – давала буквенные таблицы Шульте и дети записывали, сколько времени они находили по порядку буквы, в пятницу – дети вырезали из газеты статью и в ней зачёркивали по 2-3 буквы. Такие же задания иногда давала на дом.
        Представленные упражнения были направлены, прежде всего, на шлифовку внимания. Она предназначена для учащихся, испытывающих трудности в управлении вниманием на уроке. Постепенное развитие и совершенствование внимания обеспечивается в ходе выполнения разнообразных заданий с использованием простого, хорошо знакомого материала в непринуждённой игровой обстановке при непосредственном общении со сверстниками.
В четвёртом классе после уроков проводила игры для детей, с которыми дома не занимались родители.
Вся проделанная работа позволяет сделать следующие основные выводы:
  1. младшие школьники еще не могут самостоятельно развивать произвольное внимание, им необходима помощь взрослых;
  2. помощь взрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе и игры;
  3. благоприятную почву для этого создает наличие упражнений и проведение диагностик;
  4. ведя наблюдения за детьми, можно получить точную картину возможностей каждого, и это сделает работу по развитию детей более эффективной.
        Анализируя эту деятельность, пришла к выводу, что используемые мною упражнения по развитию произвольного  внимания позволили добиться хороших результатов, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта.
 
Список использованной литературы:
  1. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка - М.: Роспедагенство, 1994.
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973.
  3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н, Леонтьева. - М..1976. - С. 184-220.
  4. Гаяьперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 1974.
  5. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
  6. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 1972.
  7. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.-М.:ЦГЛ, 2002,
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ