Статья "Как сделать содержание урока интересным"
Татьяна Медведева
04.10.2015
3733
8
Методика преподавания
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2015г.
Литература:
Учитель информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2015г.
Как сделать содержание урока интересным
Чтобы добиться хороших спехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский ученый Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы Щукина Г.И., считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы Щукина Г.И., считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
- личность учителя (очень даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
- содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
- методы и приемы обучения.
Как же можно сделать содержание урока интересным?
С позиции современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
С позиции современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
- по возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а по 3 – 5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильное понятие;
- ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить т.о. поурочный балл –накопленную оценку;
- постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих на основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача: определение содержания каждого урока каждым учителем – не только научить своему предмету, но и развить мышление ребенка средствами своего предмета;
- стараться, если возможно, интегрировать знания, связывая темы своего предмета как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Можно ли этого добиться?
Конечно же, надо только вводить в процесс содержания обучения развивающие приемы, повышающие интерес к предмету, а, следовательно, и активность детей.
Вот несколько примеров включения таких приемов в содержание урока, применяемых при обучении математики в 5 – 6 классах:
Приём «Разминка».
Как можно быстрее (хором) ответить на 15-20 вопросов, заданных в высоком темпе. В случае правильного ответа самому ставить себе заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно себе поставить «+». Это пример фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивающий быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить.
Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, т.к. они интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов.
К этой группе заданий можно также отнести и «Кросс-опрос», и «8 тестовых вопросов».
Приём «Буквенный диктант».
Можно использовать перед объяснением новой темы. Дети, а не учитель, называют тему. Смысл диктанта: учащиеся отвечают на вопрос про себя, а записывают лишь первую букву ответа. Из выделенных слов составляют слово – анаграмму.
Приём «Цифровой диктант».
Этот приём эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение, если ученик согласен, - ставит 1, если нет – 0. В результате получается число. Все, кто получил в результате правильное число, получают «+» за работу (балл за данный этап урока).
Приём «Задание со сменой установки».
Этот прием работы, включенный в содержание урока, позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание.
Почему такое название? В этом случае мы как бы «обманываем» детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: «Решаем задачу, выполним упражнение».
Меняя формулировку задания, мы знаем, что кроме развития памяти одновременно проверяется качество усвоение программного материала.
Суть задания: на доске или листке заранее пишется задание (несколько чисел, фигуры). Учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а ученики должны постараться ответь на вопросы учителя (можно хором или письменно в тетради).
Таким образом, введение в процесс содержания обучения развивающих приемов, повышают интерес к предмету, а, следовательно, и активность детей, что позволяет добиться хороших успехов в учебе школьников.
Примеры заданий, приведенных в статье:
Конечно же, надо только вводить в процесс содержания обучения развивающие приемы, повышающие интерес к предмету, а, следовательно, и активность детей.
Вот несколько примеров включения таких приемов в содержание урока, применяемых при обучении математики в 5 – 6 классах:
Приём «Разминка».
Как можно быстрее (хором) ответить на 15-20 вопросов, заданных в высоком темпе. В случае правильного ответа самому ставить себе заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно себе поставить «+». Это пример фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивающий быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить.
Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, т.к. они интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов.
К этой группе заданий можно также отнести и «Кросс-опрос», и «8 тестовых вопросов».
Приём «Буквенный диктант».
Можно использовать перед объяснением новой темы. Дети, а не учитель, называют тему. Смысл диктанта: учащиеся отвечают на вопрос про себя, а записывают лишь первую букву ответа. Из выделенных слов составляют слово – анаграмму.
Приём «Цифровой диктант».
Этот приём эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение, если ученик согласен, - ставит 1, если нет – 0. В результате получается число. Все, кто получил в результате правильное число, получают «+» за работу (балл за данный этап урока).
Приём «Задание со сменой установки».
Этот прием работы, включенный в содержание урока, позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание.
Почему такое название? В этом случае мы как бы «обманываем» детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: «Решаем задачу, выполним упражнение».
Меняя формулировку задания, мы знаем, что кроме развития памяти одновременно проверяется качество усвоение программного материала.
Суть задания: на доске или листке заранее пишется задание (несколько чисел, фигуры). Учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а ученики должны постараться ответь на вопросы учителя (можно хором или письменно в тетради).
Таким образом, введение в процесс содержания обучения развивающих приемов, повышают интерес к предмету, а, следовательно, и активность детей, что позволяет добиться хороших успехов в учебе школьников.
Примеры заданий, приведенных в статье:
- «Разминка» – отвечают хором и самостоятельно оценивают себя – ставят себе заметку в случае правильного ответа. Вопросы задаются в быстром темпе.
- Назовите наименьшее однозначное число (0).
- Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка? (Нет).
- Если температура воздуха была -8°, а потом потеплело на 6°, положительной ли стала температура? (Нет).
- Сколько человек в трёх квартетах? (12).
- Сложите порядковые номера месяцев года – мая и августа. (13).
- Периметр прямоугольника из проволоки 12см, его разогнули и сделали квадрат. Чему равна его площадь? (16см2).
- Сколько лет было совершеннолетнему три года назад? (15).
- «Кросс-опрос» – 1 мин. в конце урока.
- Числа, расположенные левее нуля (отрицательные).
- Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным (ноль).
- Расстояние от числа до начала отсчета на координатной прямой (модуль числа).
- Две непересекающиеся прямые (параллельные).
- Одно из решений уравнения (корень).
- Из двух чисел на координатной прямой меньше то число, которое расположено…(левее).
- Результат вычитания (разность).
- Инструмент для построения прямых углов (угольник).
- Натуральное число, имеющее только два делителя: единицу и само себя (простое).
- Выражение, находящееся под дробной чертой (знаменатель).
- «Буквенный диктант» – из первых букв ответов составить слово-анаграмму - термин по теме.
Т – цирковая кличка собаки Каштанка (Тетка).
Р – полевой цветок народный, для гадания пригодный (Ромашка).
О – время года, когда листья становятся разноцветными (осень).
З – свет мой, …, скажи, да всю правду доложи (зеркальце).
К – и от дедушки ушел, и от бабушки ушел (Колобок).
О – металл, из которого сделан стойкий солдатик (Олово).
ОТРЕЗОК
Р – полевой цветок народный, для гадания пригодный (Ромашка).
О – время года, когда листья становятся разноцветными (осень).
З – свет мой, …, скажи, да всю правду доложи (зеркальце).
К – и от дедушки ушел, и от бабушки ушел (Колобок).
О – металл, из которого сделан стойкий солдатик (Олово).
ОТРЕЗОК
- «Цифровой диктант» - тема «Решение уравнений».
- Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой нужно найти (1).
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое (0).
- Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что корней нет) (1).
- 100:4=20 (0).
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое (1).
- Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство (1).
- 120 больше 60 на 2 (0).
Ответ: 1 010 110
- «Задание со сменной установки» - на доске заранее написать числа. Предложить учащимся запомнить их в том же порядке. Задание убрать. Учащиеся отвечают хором или письменно в тетради.
43 0 55 148 1812
- Сколько всего чисел? (5).
- На каком месте стоит число, которое не является натуральным? (На втором).
- На каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 стоит в разряде десятков? (На последнем).
- Сложите 3-е и 5-е числа с конца (55 + 43 =980.
- Какое число стоит после нуля? (55).
- На каком месте стоит трёхзначное число? (На четвертом месте)
- Какие цифры отсутствуют ряду чисел? (6, 7, 9).
- Назовите первое число. (43).
- Какому историческому событию соответствует последнее число? (Война с Наполеоном, Бородинское сражение).
Литература:
- Гин А.А. Приёмы педагогической техники : Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. : Пособие для учителя. - 4-е изд. -М.: Вита-Пресс, 2002. - 88с.
Другие статьи
- Самостоятельная работа студентов в педагогическом колледже
- Использование метафорических ассоциативных карт в профориентационной работе
- Моё призвание - ПЕДАГОГ
- Интегрированные уроки в процессе преподавания биологии и информатики
- Проектная деятельность как одна из форм интеграции традиционных и инновационных подходов к организации летнего отдыха и оздоровления детей
- Публикации омского искусствоведа Г. Ю. Мысливцевой и исследовательская деятельность учащихся
- Сценарий концерта, посвященный окончанию 5 класса
- Туда сюда по квадратам
- Школьный журнал на английском языке как ресурс обучения и воспитания учащихся
- Организация самоподготовки как формы учебного процесса в группе продлённого дня с учётом ФГОС НОО с учащимися с задержкой психического развития на примере школы – интерната №4
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Татьяна Александровна, с удовольствием прочитала Вашу статью.Возьму на заметку примы, которые вы привели в статье. Один из них я часто использую у себя на уроках.
Ольга Даниловская, дата: 09.10.2015 в 21:16
#2 Татьяна Анатольевна,очень содержательная и интересная статья!Я преподаю сейчас в 4 классе,но многие приведенные Вами группы заданий использую на уроках.Они активизируют работу детей,разнообразят ход урока и, конечно,дают положительные результаты. Спасибо за статью!
Александра Андреева, дата: 14.10.2015 в 21:53
#3 Татьяна Александровна, замечательный материал! Очень живо и и доступно изложен, читала с интересом. Обязательно буду использовать данные приемы на своих уроках. Спасибо Вам.
Наталья Васильева, дата: 12.01.2016 в 0:28
#4 Татьяна Александровна, спасибо Вам за замечательную статью! Приведены очень интересные примеры заданий!
Анастасия Билобрицкая, дата: 01.03.2016 в 20:23
#5 Татьяна Александровна, у Вас очень интересная статья. А вот "Цифровой диктант" мне понравился еще тем, что я создавала математические диктанты с таким же выбором ответа.
Лилия Юхман, дата: 01.03.2016 в 21:51
#6 Так же можно использовать разные форматы.
Труд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Надо стараться чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек. Можно использовать элементы геймификации: вместо контрольной сделатт карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов
Татьяна Косенкова, дата: 07.02.2019 в 16:07
#7 Татьяна Игоревна, полностью с Вами согласна: сейчас проявились и стали активно применяться АМО, что очень разнообразит действия ребят.
Татьяна Медведева, дата: 07.02.2019 в 17:36
#8 Задача учителя заключается не только в том, чтобы увеличить объем знаний за счет углубления и расширения теоретической составляющей данного профильного предмета, но и продемонстрировать его роль в развитии других областей знаний, его значимость в эмоциональной области человеческого познания, через знакомство с историей математики, эволюцией математических идей. Обучающиеся, для которых предмет является непрофильным, должны получить не только знания, соответствующие программе, но и убежденность в глубокой взаимосвязи всех изучаемых ими предметов. Установление связей между математикой и изучаемых в школе предметами дает учителю возможность формировать у обучающихся целостность картины мира, показать многообразие свойств живой и неживой природы.
Анастасия Хряпова (Монакова), дата: 07.02.2019 в 18:58
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.