С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Как сделать содержание урока интересным"
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2015г.
 
Как сделать содержание урока интересным
 
    Чтобы добиться хороших спехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский ученый Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
     Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе  учебы Щукина Г.И., считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
  • личность учителя (очень даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
  • методы и приемы обучения.
      Как же можно сделать содержание урока интересным?
     С позиции современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
  • по возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а по 3 – 5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильное понятие;
  • ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить т.о. поурочный балл –накопленную оценку;
  • постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих на основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача: определение содержания каждого урока каждым учителем – не только научить своему предмету, но и развить мышление ребенка средствами своего предмета;
  • стараться, если возможно, интегрировать знания, связывая темы своего предмета как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
      Можно ли этого добиться?
     Конечно же, надо только вводить в процесс содержания обучения развивающие приемы, повышающие интерес к предмету, а, следовательно, и активность детей.
     Вот несколько примеров включения таких приемов в содержание урока, применяемых при обучении математики в 5 – 6 классах:
     Приём «Разминка».
   Как можно быстрее (хором) ответить на 15-20 вопросов, заданных в высоком темпе. В случае правильного ответа самому ставить себе заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно себе поставить «+». Это пример фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивающий быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить.
    Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, т.к. они интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов.
       К этой группе заданий можно также отнести и «Кросс-опрос», и «8 тестовых вопросов».
       Приём «Буквенный диктант».
      Можно использовать перед объяснением новой темы. Дети, а не учитель, называют тему. Смысл диктанта: учащиеся отвечают на вопрос про себя, а записывают лишь первую букву ответа. Из выделенных слов составляют слово – анаграмму.
       Приём «Цифровой диктант».
    Этот приём эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение, если ученик согласен, - ставит 1, если нет – 0. В результате получается число. Все, кто получил в результате правильное число, получают «+» за работу (балл за данный этап урока).
       Приём «Задание со сменой установки».
    Этот прием работы, включенный в содержание урока, позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание.
      Почему такое название? В этом случае мы как бы «обманываем» детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: «Решаем задачу, выполним упражнение».
     Меняя формулировку задания, мы знаем, что кроме развития памяти одновременно проверяется качество усвоение программного материала.
      Суть задания: на доске или листке заранее пишется задание (несколько чисел, фигуры). Учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а ученики должны постараться ответь на вопросы учителя (можно хором или письменно в тетради).
    Таким образом, введение в процесс содержания обучения развивающих приемов, повышают интерес к предмету, а, следовательно, и активность детей, что позволяет добиться хороших успехов в учебе школьников.
        Примеры заданий, приведенных в статье:
  1. «Разминка» – отвечают хором и самостоятельно оценивают себя – ставят себе заметку в случае правильного ответа. Вопросы задаются в быстром темпе.
  • Назовите наименьшее однозначное число (0).
  • Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка? (Нет).
  • Если температура воздуха была -8°, а потом потеплело на 6°, положительной ли стала температура? (Нет).
  • Сколько человек в трёх квартетах? (12).
  • Сложите порядковые номера месяцев года – мая и августа. (13).
  • Периметр прямоугольника из проволоки 12см, его разогнули и сделали квадрат. Чему равна его площадь? (16см2).
  • Сколько лет было совершеннолетнему три года назад? (15).
  1. «Кросс-опрос» – 1 мин. в конце урока.
  • Числа, расположенные левее нуля (отрицательные).
  • Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным (ноль).
  • Расстояние от числа до начала отсчета на координатной прямой (модуль числа).
  • Две непересекающиеся прямые (параллельные).
  • Одно из решений уравнения (корень).
  • Из двух чисел на координатной прямой меньше то число, которое расположено…(левее).
  • Результат вычитания (разность).
  • Инструмент для построения прямых углов (угольник).
  • Натуральное число, имеющее только два делителя: единицу и само себя (простое).
  • Выражение, находящееся под дробной чертой (знаменатель).
  1. «Буквенный диктант» – из первых букв ответов составить слово-анаграмму - термин по теме.
Т – цирковая кличка собаки Каштанка (Тетка).
Р – полевой цветок народный, для гадания пригодный (Ромашка).
О – время года, когда листья становятся разноцветными (осень).
З – свет мой, …, скажи, да всю правду доложи (зеркальце).
К – и от дедушки ушел, и от бабушки ушел (Колобок).
О – металл, из которого сделан стойкий солдатик (Олово).
ОТРЕЗОК
  1. «Цифровой диктант» - тема «Решение уравнений».
  • Уравнение – это  равенство, содержащее букву, значение которой нужно найти (1).
  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое (0).
  • Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что корней нет) (1).
  • 100:4=20   (0).
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое (1).
  • Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое  равенство (1).
  • 120 больше 60 на 2 (0).
Ответ: 1 010 110
  1. «Задание со сменной установки» - на доске заранее написать числа. Предложить учащимся запомнить их в том же порядке. Задание убрать. Учащиеся отвечают хором или письменно в тетради.
43    0    55    148    1812
  • Сколько всего чисел? (5).
  • На каком месте стоит число, которое не является натуральным? (На втором).
  • На каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 стоит в разряде десятков? (На последнем).
  • Сложите 3-е и 5-е числа с конца (55 + 43 =980.
  • Какое число стоит после нуля? (55).
  • На каком месте стоит трёхзначное число? (На четвертом месте)
  • Какие цифры отсутствуют  ряду чисел? (6, 7, 9).
  • Назовите первое число. (43).
  • Какому историческому событию соответствует последнее число? (Война с Наполеоном, Бородинское сражение).

       Литература:
  1.        Гин А.А.  Приёмы педагогической техники : Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. : Пособие для учителя. - 4-е изд. -М.: Вита-Пресс, 2002. - 88с.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Татьяна Александровна, с удовольствием прочитала Вашу статью.Возьму на заметку примы, которые вы привели в статье. Один из них я часто использую у себя на уроках.
Ольга Даниловская, дата: 09.10.2015 в 21:16  
#2 Татьяна Анатольевна,очень содержательная и интересная статья!Я преподаю сейчас в 4 классе,но многие приведенные Вами группы заданий использую на уроках.Они активизируют работу детей,разнообразят ход урока и, конечно,дают положительные результаты. Спасибо за статью!
Александра Андреева, дата: 14.10.2015 в 21:53  
#3 Татьяна Александровна, замечательный материал! Очень живо и и доступно изложен, читала с интересом. Обязательно буду использовать данные приемы на своих уроках. Спасибо Вам.
Наталья Васильева, дата: 12.01.2016 в 0:28  
#4 Татьяна Александровна, спасибо Вам за замечательную статью! Приведены очень интересные примеры заданий!
Анастасия Билобрицкая, дата: 01.03.2016 в 20:23  
#5 Татьяна Александровна, у Вас очень интересная статья. А вот "Цифровой диктант" мне понравился еще тем, что я создавала математические диктанты с таким же выбором ответа.
Лилия Юхман, дата: 01.03.2016 в 21:51  
#6 Так же можно использовать разные форматы. Труд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Надо стараться чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек. Можно использовать элементы геймификации: вместо контрольной сделатт карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов
Татьяна Косенкова, дата: 07.02.2019 в 16:07  
#7 Татьяна Игоревна, полностью с Вами согласна: сейчас проявились и стали активно применяться АМО, что очень разнообразит действия ребят.
Татьяна Медведева, дата: 07.02.2019 в 17:36  
#8 Задача учителя заключается не только в том, чтобы увеличить объем знаний за счет углубления и расширения теоретической составляющей данного профильного предмета, но и продемонстрировать его роль в развитии других областей знаний, его значимость в эмоциональной области человеческого познания, через знакомство с историей математики, эволюцией математических идей. Обучающиеся, для которых предмет является непрофильным, должны получить не только знания, соответствующие программе, но и убежденность в глубокой взаимосвязи всех изучаемых ими предметов. Установление связей между математикой и изучаемых в школе предметами дает учителю возможность формировать у обучающихся целостность картины мира, показать многообразие свойств живой и неживой природы.
Анастасия Хряпова (Монакова), дата: 07.02.2019 в 18:58  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ