С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Статья "Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса (из опыта работы)"
Татьяна Медведева   16.04.2016   1963   0   Другое
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2016г.

(из опыта работы)

Разработка и реализация программ учебных дисциплин. Для достижения целей развития личности ученика как успешного современного человека с активной жизненной позицией, ориентированного на знания, с установкой на рациональное использование своего времени и проектирования своего будущего, разрабатываются и реализуются рабочие программы по предметам: биология и информатика (6-11кл.)программа по ФГОС ООО  - 5кл. – биология, программа внеурочной деятельности по информатике в 5 кл.
  Систематическая учебная работа ориентирует выпускников на продолжение обучения в ВУЗах и ССУзах по профессиям, связанных с биологией, инженерными специальностями.

Распределение выпускников 11 класса с 2012 по 2015 годы

Год Фамилия, имя Учебное заведение
2012 Тиспиреков Роман ТПГУ, г. Томск, «Атомная энергетика и электротехника», бюджет
  Сазанаков Василий СФУ, г. Красноярск, радиотехнический факультет, бюджет
2013 Бозыков Виталий СФУ ХТИ, г. Абакан, строительный факультет, бюджет
  Сазанакова Валентина ХГУ, г. Абакан, социальный педагог, бюджет
2014 Бозыков Андрей СФУ ХТИ, г. Абакан, машиностроительный факультет, бюджет
  Сагалакова Юлия КГМУ, г. Кемерово, лечебный факультет, бюджет
  Ермак Екатерина г. Ачинск, медицинский колледж, бюджет
2015 Кучугешев Кирилл СФУ ХТИ, г. Абакан, машиностроительный факультет, бюджет

Данные приведенной таблицы говорят о том, что выпускники школы, обладая необходимыми знаниями, компетенциями для адаптации в современном мире, ежегодно поступают в выбранные учебные заведения на бюджетные места.
В работе прослеживается система использования различных методов, средств, организационных форм обучения, педагогических технологий, позволяющих эффективно организовывать учебную деятельность по реализации образовательного процесса.
  Формируя мотивацию к обучению, осваиваются и применяются современные психолого-педагогические технологии. Активизирую мышление обучающихся прежде всего через создание благоприятного психологического климата, используя приемы по созданию ситуации успеха. Успех достигается через взаимопомощь и сотрудничество детей на уроке. С целью оценки уровня развития учебной мотивации обучающихся к школьным предметам биология, информатика используется диагностика  (автор Н.Г.Лусканова).

Результаты  проведенного  мониторинга    показывают, что у учащихся сформировался достаточно хороший уровень мотивации к преподаваемым мною предметам, наблюдается положительное отношение к школе. Из диаграммы также видно, что наибольший вклад вносят высокий и хороший уровни учебной мотивации.
  При   изучении динамики среднего показателя учебной мотивации были получены такие результаты:

Диаграммы  показывают положительную динамику учебной мотивации.  В 11-м классе мотивированность связана с избирательными познавательными интересами, которые являются основой дальнейшего развития и выбором профессии выпускниками.
  Для повышения качества обучения, мотивации учащихся в условиях требований ФГОС ООО используются новые и наиболее актуальные современные образовательные технологии [1,2], позволяющие добиться планируемых предметных и метапредметных результатов обучающимися/
 Эффективно используются различные формы и методы обучения: ИКТ технологии - активно применяется  работа с интерактивными учебными комплексами издательства «Вентана-Граф» [6], «Дрофа» [3.4,5], электронными учебниками, интерактивной доской, возможностями Интернет, дистанционная форма обучения,  технология развития критического мышления, проблемного, развивающего обучения, групповые, здоровьесберегающие технологии, а также педагогика сотрудничества, уровневой дифференциации. Для решения проблемных задач используется  оригинальный приём педагогической техники - «Кубик Блума».

Примеры используемых педагогических технологий в образовательном процессе

Дата Тема урока Тип урока Применяемые
Технологии Формы, Методы, приемы Средства обучения
2013
январь
«Витамины в жизни людей»
(7 кл)
Обобщение изученного Интегрированное обучение (биология + английский), проектное, диалоговое,  обучение Фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, исследовательский ПК, м/м-проектор, аудиозаписи,
Интернет
2013
ноябрь
«Хранение информации» (информатика - 5кл.) Комбинированный, практикум Игровое, личностно-ориентированное обучение, интерактивное обучение,  здоровьесбережение Фронтальная, индивидуальная, парная;
Вопросы для обсуждения, мини-диспут, составь рассказ, лучший журналист, поясни высказывание
ПК, м/м-проектор, интерактивная доска, презентация, ЦОР
2014
октябрь
«Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью» (информатика, 9кл.) Комбинированный,  практикум Рейтинговое обучение, уровневая дифференциация, интерактивное обучение Фронтальная, групповая, индивидуальная, парная; проблемный, частично-поисковый
Знаю…/Хочу узнать…/Узнал…
ПК, м/м-проектор, интерактивная доска, презентация, ЦОР
2014 ноябрь «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье» (биология, 10кл.) Изучение нового материала Интегрированное обучение (биология+химия), педагогика сотрудничества, опережающее обучение Фронтальная, групповая, индивидуальная, парная;  проблемный, проектно-исследовательский, кубик Блума ПК, м/м-проектор, интерактивная доска, презентация, мини-лаборатория
2015 февраль «Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах» (биология, 8кл .) Урок комплексного применения знаний и умений, практикум Интегрированное обучение (биология+ОБЖ), здоровьесбережение Групповая, индивидуальная, организация совместной учебной деятельности
корзина идей
ПК, м/м-проектор, презентация, тренажер
2015 октябрь «Химический состав клетки» (биология – 5кл., ФГОС) Урок открытия нового знания Здоровьесбережение проблемное обучение, развивающее обучение Фронтальная, Индивидуальная, групповая; поисково-исследовательский; поясни высказывание, мой опыт, 15 секунд
синквейн.
ПК, м/м-проектор, интерактивная доска, презентация, мини-лаборатория, ЭФУ, объекты живой природы различных систематических групп, комнатные растения, семена подсолнечника
2016
январь
Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере (информатика, 5кл., ФГОС) Урок открытия нового знания,
практикум
Здоровьесбережение поисково-исследовательский Фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, Ассоциативный ряд, исследователь, кто лучше объясняет, ПК, м/м-проектор, интерактивная доска, презентация

Оснащенность кабинета позволяет мне использовать на уроках обучающие, интерактивные задания, тренажёры, электронные пособия, тесты.  Это даёт возможность  более наглядно и доступно объяснять, закреплять,  проверять усвоение учебного материала.  Большинство используемых на уроках ЦОРов, дидактических материалов - результат собственной работы.
  Применяемая дидактическая система работы с использованием инновационных технологий даёт положительные результаты, повышая качество обучения.

Литература и источники:
  1. Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт.- сост. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 128с.
  2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с..
  4. 3D анатомическая карта человека: https://human.biodigital.com/.
  5. BioDat: http://biodat.ru/.
  6. Мультимедийный учебник биологии: http://www.ebio.ru/.
  7.  1С: Образование. Школа. Биология. ООО «1С-Паблишинг», 2007. Издательский центр «Вентана-Граф» - CD-диск