Статья "Организационно-мотивационный метод обучения– деловая игра"
Татьяна Никифорук
21.09.2016
2959
1
Системно - деятельностный подход в обучении
Никифорук Татьяна Алексеевна,
преподаватель специальных дисциплин,
ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»
г. Моршанск,
Тамбовская область
2. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
3. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
преподаватель специальных дисциплин,
ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»
г. Моршанск,
Тамбовская область
Организационно-мотивационный метод обучения– деловая игра
Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях
Деловые учебные игры полностью отвечают потребностям современного профессионального образования, обеспечивая гибкость, интерактивность, технологичность обучения и формирование профессиональных компетенций у обучающихся.
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения:
Деловые учебные игры полностью отвечают потребностям современного профессионального образования, обеспечивая гибкость, интерактивность, технологичность обучения и формирование профессиональных компетенций у обучающихся.
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения:
- формирования у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
- развития теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
- приобретения проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и коллективных решений;
- формирование умений работы в коллективе и с коллективом;
- воспитание творческой личности будущего специалиста, сочетающего профессионализм, организаторские способности, самостоятельность.
Классификация деловых игр может проводиться по разным основаниям:
- целевой и творческой направленности;
- наличию или отсутствию конфликта в сценарии;
- степени участия студентов в подготовке деловой игры;
- длительности; способу создания и разрешения проблемных ситуаций;
- дидактическим целям и сфере применения.
Исходя из этого, деловая игра как метод обучения позволяет:
- «прожить» определенную ситуацию;
- изучить ее в непосредственном действии;
- моделировать различные производственные ситуации;
- проектировать способы действий в условиях предложенных моделей;
- демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы.
Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается 20% информации, в то время как в ходе деловой игры – 90%. Широкое применение деловых игр позволяет уменьшить время. Этот фактор является очень существенным для более частого применения деловых игр в условиях обучения при постоянном дефиците времени. Проведение деловых игр является коллективным методом обучения, в результате игры формируется коллективное мнение при защите своей точки зрения и критике других групп. Несомненно участие в деловой игре не только формирует практические умения и навыки у участников игры, но и развивает каждого из них. К таким целям относятся: приобретение опыта делового общения; овладение социальными нормами формальной коммуникации; формирование положительной установки на внедрение инноваций; корректировка индивидуального стиля; развитие навыков коллективного принятия решений в условиях конструктивного взаимодействия и сотрудничества и многое другое.
Таким образом, внедрение в практику работы принципов демократизации, гуманизации, и интенсификации и других, направленных на «раскрепощение» студента, на развитие его активной мыслительной деятельности, требует от преподавателя перестройки самого хода организации познавательной деятельности. Активную деятельность на учебном занятии, можно вызвать умелой постановкой вопроса, созданием проблемных ситуаций, занимательными заданиями, дидактическими играми и т.д. Использование преподавателями деловых игр способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
Достоинства в применении учебных деловых игр:
-как правило, студенты испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;
-происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения, т.е. студенты учатся применять свои знания;
-послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;
-достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие.
Например. познавательная эффективность - в процессе игры студенты знакомятся с методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.
Недостатки в проведении учебных деловых игр:
- высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателей);
- не все преподаватели владеют умением проводить деловые игры;
- большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и актером (обладать актерскими данными) и режиссером в течение всей игры;
- сами учащиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры.
Таким образом деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве. К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами. В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии. Структурные компоненты деловой игры должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой. Игра не должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования деловых игр. Практика подтвердила эффективность применения деловых игр на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса).
Деловая игра обеспечивает овладение студентами определенным набором предметных и межпредметных знаний, понятий, представлений, необходимых для осуществления непрерывного личного развития; усвоение определенных алгоритмов получения, переработки знаний и механизмов мониторинга и оценивания собственной деятельности; формирование коммуникативных умений, связанных с переработкой информации и с использованием имеющихся знаний не только в учебной, но и реальной деятельности; развивает готовность к самостоятельной деятельности и решению проблем.
- целевой и творческой направленности;
- наличию или отсутствию конфликта в сценарии;
- степени участия студентов в подготовке деловой игры;
- длительности; способу создания и разрешения проблемных ситуаций;
- дидактическим целям и сфере применения.
Исходя из этого, деловая игра как метод обучения позволяет:
- «прожить» определенную ситуацию;
- изучить ее в непосредственном действии;
- моделировать различные производственные ситуации;
- проектировать способы действий в условиях предложенных моделей;
- демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы.
Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается 20% информации, в то время как в ходе деловой игры – 90%. Широкое применение деловых игр позволяет уменьшить время. Этот фактор является очень существенным для более частого применения деловых игр в условиях обучения при постоянном дефиците времени. Проведение деловых игр является коллективным методом обучения, в результате игры формируется коллективное мнение при защите своей точки зрения и критике других групп. Несомненно участие в деловой игре не только формирует практические умения и навыки у участников игры, но и развивает каждого из них. К таким целям относятся: приобретение опыта делового общения; овладение социальными нормами формальной коммуникации; формирование положительной установки на внедрение инноваций; корректировка индивидуального стиля; развитие навыков коллективного принятия решений в условиях конструктивного взаимодействия и сотрудничества и многое другое.
Таким образом, внедрение в практику работы принципов демократизации, гуманизации, и интенсификации и других, направленных на «раскрепощение» студента, на развитие его активной мыслительной деятельности, требует от преподавателя перестройки самого хода организации познавательной деятельности. Активную деятельность на учебном занятии, можно вызвать умелой постановкой вопроса, созданием проблемных ситуаций, занимательными заданиями, дидактическими играми и т.д. Использование преподавателями деловых игр способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
Достоинства в применении учебных деловых игр:
-как правило, студенты испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;
-происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения, т.е. студенты учатся применять свои знания;
-послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;
-достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие.
Например. познавательная эффективность - в процессе игры студенты знакомятся с методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.
Недостатки в проведении учебных деловых игр:
- высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателей);
- не все преподаватели владеют умением проводить деловые игры;
- большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и актером (обладать актерскими данными) и режиссером в течение всей игры;
- сами учащиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры.
Таким образом деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве. К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами. В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии. Структурные компоненты деловой игры должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой. Игра не должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования деловых игр. Практика подтвердила эффективность применения деловых игр на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса).
Деловая игра обеспечивает овладение студентами определенным набором предметных и межпредметных знаний, понятий, представлений, необходимых для осуществления непрерывного личного развития; усвоение определенных алгоритмов получения, переработки знаний и механизмов мониторинга и оценивания собственной деятельности; формирование коммуникативных умений, связанных с переработкой информации и с использованием имеющихся знаний не только в учебной, но и реальной деятельности; развивает готовность к самостоятельной деятельности и решению проблем.
Литература
1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2000.2. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
3. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
Другие статьи
- Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников
- Районный методический день в МОБУ Новобурейская СОШ №1 по теме "«Формы и способы организации учебной деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в рамках работы по ФГОС»
- Правила соревнований (БАДМИНТОН) "Специальной олимпиады России"
- Система мониторинга освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО
- Публикации омского искусствоведа Г. Ю. Мысливцевой и исследовательская деятельность учащихся
- Предметно-развивающая среда образовательной организации, обеспечивающая требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- Развитие математических способностей в подростковом возрасте
- Модульное обучение в образовательном процессе
- Новые подходы к преподаванию уроков ИЗО с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Тема статьи актуальна. В основу ФГОС СПО положен системно-деятельностный подход. Урок в форме деловой игры – это имитация реальной производственной ситуации; способ обучения, позволяющий раскрыть и закрепить необходимые в работе знания, умения и навыки.
Татьяна Образцова, дата: 15.10.2016 в 23:51
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.