Статья "Особенности обучения математике в коррекционно – компенсирующем классе с использованием элементов технологии самосовершенствования личности"
Ольга Даниловская
26.06.2015
3513
2
В помощь учителю
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области
Особенности обучения математике в коррекционно – компенсирующем классе с использованием элементов технологии самосовершенствования личности
Считается, что благодаря специфике, зависящей от организации в целом системы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, дети с задержкой психического развития (ЗПР) преодолевают негативные особенности своего развития и достаточно полно осваивают базовый уровень стандарта образования.
Если оценивать опыт организации таких классов в отдельной общеобразовательной школе, то, действительно, не менее 50—60% учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) могут перейти в традиционную систему и продолжить обучение в 5—9 классах по общеобразовательным программам. Однако другие 40—50% детей с ЗПР после начальной ступени обучения остаются в классах КРО; они должны усвоить обязательный минимум образования, несмотря на недостаточную математическую и/или лингвистическую подготовку.
На уроках математики, как и на других, необходимо создавать оптимальные условия для усвоения программного материала. Важное внимание должно быть уделено отбору базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности.
Последний принцип не следует понимать как необходимость максимально снизить требования к уровню знаний и умений. Речь идет о том, чтобы материал был по содержанию и объему, посильным для учащихся, важно облегчить школьникам процесс овладения материалом посредством детального объяснения с систематическим повтором, многократной тренировкой в применении знаний. Обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся, нельзя подорвать их веру в свои силы и возможности.
Учителю необходимо разбивать учебный материал на небольшие части, контролировать усвоение каждой, обеспечивать возможность ученику работать в свойственном ему темпе деятельности.
Дифференцированный подход предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика. Целесообразно использовать на уроках разноуровневые карточки. На каждом уроке необходимо использовать занимательные элементы, тем самым пробуждать интерес к предмету, развивать задатки самосовершенствования личности – побуждать ученика работать самому, а не только впитывать готовую информацию.
Решая нестандартные задачи, ученики испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики. Задачи на смекалку воспитывают ученика, побуждают его к наблюдательности, развивают умение логически мыслить. Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении хитроумной задачи, сродни большому открытию ученого. Тем самым у ребенка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких – то успехов.
При изучении отдельных тем возможно применение эвристического метода обучения. Учащимся не сообщают готовых, подлежащих самостоятельному «открытию» правил, сохраняется видимость игры, что позволяет поддерживать у ребенка иллюзию собственного открытия истины.
Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность для работы всех анализаторов. Если вызвать интерес к изучаемой теме, то учащиеся не только хорошо усвоят материал, но и надолго запомнят его. В кабинете должно быть много подсобного материала из бумаги, картона, проволоки, пластилина и т.п.
К примеру, в 6-м классе по теме «Координатная плоскость» даются задания типа «Отметьте на координатной плоскости точки, заданные координатами, соедините их отрезками в порядке следования. Изображение какого животного получилось?» Выполнив практическую работу, учащиеся 7-го класса при изучении темы «Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными» без ошибок называют координаты точек и отмечают их. Работая над другими темами, дети выполняют задания на чтение зашифрованных писем, решение арифметических ребусов, сканвордов, кроссвордов, играют в любимое математическое лото.
Особое внимание необходимо уделять началу урока. Чтобы настроить учащихся, обычно проводится устный счет — «гимнастика для ума». Учащиеся обязательно сначала должны посчитать устно, пусть даже самые элементарные примеры. Можно проводить математические диктанты.
В классах коррекционно-развивающего обучения необходимо ежеурочное систематическое возвращение к ранее изученному материалу сначала через короткие, а затем все более длительные промежутки времени, постоянно контролируя и оценивая знания учащихся, иначе, как бы хорошо ни усвоили учащиеся материал, через некоторое время они его забывают. Наиболее удобной формой закрепления и повторения учебного материала являются задания в виде математического диктанта. Следует выбрать систему повторения, к примеру, через 1, 3, 5, 7, 9 уроков.
Поскольку в математическом диктанте даются уже знакомые, ранее отработанные темы, учащиеся легко воспринимают диктант на слух.. Ценность умения воспринимать на слух неоспорима: это приводит к умению слушать учителя, собеседников и вырабатывает многие другие положительные качества.
Колоссальный выигрыш дает применение видеозаписи. Во-первых, учитель получает 3—5 свободных минут (столько обычно длится диктант), которые можно использовать для заполнения журнала, проверки домашнего задания, оказания индивидуальной помощи учащимся. Во-вторых, использование техники оказывает дисциплинирующее воздействие. Ребенок прекрасно понимает, что скорость выполнения задания определяется техникой, и старается сосредоточиться. Практически исчезают затруднения, связанные с тем, что ученик что-то не услышал, что-то не успел сделать. В-третьих, звукозапись разнообразит урок, делает его более интересным.
Каждый ученик хочет узнать о результатах своей работы как можно скорее. Осуществить проверку можно по-разному: самопроверка (диктант пишется под копировальную бумагу, верные ответы записаны на доске), взаимопроверка, проверка учителем. Учащиеся могут самостоятельно проверить и оценить свою работу, а учителю после анализа работы видно, что недостаточно хорошо усвоено детьми.
Контроль и оценка знаний — важнейший момент в организации учебного процесса. Можно провести фронтальный опрос, блицопрос, опрос-«вертушку» с консультантами, организовать работу парами или в группе, провести тестирование, самостоятельную работу, которые обязательно должны проверяться и оцениваться на уроке. Можно использовать различные формы быстрой проверки, например, математический ответ получается в виде слова, пословицы или рисунка «звездное небо», и учителю сразу видно, где допущена ошибка.
Необходимо реализовывать межпредметные связи. Так, дети очень любят самостоятельные и исследовательские работы в форме игры «Дешифровщик» - выполнив какое-то математическое задание, дети составляют название, например, какого-то исторического факта, о котором рассказал учитель. Задания такого типа не только побуждают ребенка работать с интересом и азартом, но и развивают общую эрудицию учащихся.
Чтобы удержать внимание учащихся в течение всего урока, общую оценку целесообразно выставлять в конце урока. В течение урока каждый ученик получает три-четыре отметки, оценку «2» практически не получает никто из учащихся. Оценивая ученика важно помнить, что отметка используется правильно лишь в том случае, когда она способствует достижению успеха и в целом развитию учащихся.
Источники:
Если оценивать опыт организации таких классов в отдельной общеобразовательной школе, то, действительно, не менее 50—60% учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) могут перейти в традиционную систему и продолжить обучение в 5—9 классах по общеобразовательным программам. Однако другие 40—50% детей с ЗПР после начальной ступени обучения остаются в классах КРО; они должны усвоить обязательный минимум образования, несмотря на недостаточную математическую и/или лингвистическую подготовку.
На уроках математики, как и на других, необходимо создавать оптимальные условия для усвоения программного материала. Важное внимание должно быть уделено отбору базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности.
Последний принцип не следует понимать как необходимость максимально снизить требования к уровню знаний и умений. Речь идет о том, чтобы материал был по содержанию и объему, посильным для учащихся, важно облегчить школьникам процесс овладения материалом посредством детального объяснения с систематическим повтором, многократной тренировкой в применении знаний. Обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся, нельзя подорвать их веру в свои силы и возможности.
Учителю необходимо разбивать учебный материал на небольшие части, контролировать усвоение каждой, обеспечивать возможность ученику работать в свойственном ему темпе деятельности.
Дифференцированный подход предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика. Целесообразно использовать на уроках разноуровневые карточки. На каждом уроке необходимо использовать занимательные элементы, тем самым пробуждать интерес к предмету, развивать задатки самосовершенствования личности – побуждать ученика работать самому, а не только впитывать готовую информацию.
Решая нестандартные задачи, ученики испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики. Задачи на смекалку воспитывают ученика, побуждают его к наблюдательности, развивают умение логически мыслить. Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении хитроумной задачи, сродни большому открытию ученого. Тем самым у ребенка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких – то успехов.
При изучении отдельных тем возможно применение эвристического метода обучения. Учащимся не сообщают готовых, подлежащих самостоятельному «открытию» правил, сохраняется видимость игры, что позволяет поддерживать у ребенка иллюзию собственного открытия истины.
Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность для работы всех анализаторов. Если вызвать интерес к изучаемой теме, то учащиеся не только хорошо усвоят материал, но и надолго запомнят его. В кабинете должно быть много подсобного материала из бумаги, картона, проволоки, пластилина и т.п.
К примеру, в 6-м классе по теме «Координатная плоскость» даются задания типа «Отметьте на координатной плоскости точки, заданные координатами, соедините их отрезками в порядке следования. Изображение какого животного получилось?» Выполнив практическую работу, учащиеся 7-го класса при изучении темы «Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными» без ошибок называют координаты точек и отмечают их. Работая над другими темами, дети выполняют задания на чтение зашифрованных писем, решение арифметических ребусов, сканвордов, кроссвордов, играют в любимое математическое лото.
Особое внимание необходимо уделять началу урока. Чтобы настроить учащихся, обычно проводится устный счет — «гимнастика для ума». Учащиеся обязательно сначала должны посчитать устно, пусть даже самые элементарные примеры. Можно проводить математические диктанты.
В классах коррекционно-развивающего обучения необходимо ежеурочное систематическое возвращение к ранее изученному материалу сначала через короткие, а затем все более длительные промежутки времени, постоянно контролируя и оценивая знания учащихся, иначе, как бы хорошо ни усвоили учащиеся материал, через некоторое время они его забывают. Наиболее удобной формой закрепления и повторения учебного материала являются задания в виде математического диктанта. Следует выбрать систему повторения, к примеру, через 1, 3, 5, 7, 9 уроков.
Поскольку в математическом диктанте даются уже знакомые, ранее отработанные темы, учащиеся легко воспринимают диктант на слух.. Ценность умения воспринимать на слух неоспорима: это приводит к умению слушать учителя, собеседников и вырабатывает многие другие положительные качества.
Колоссальный выигрыш дает применение видеозаписи. Во-первых, учитель получает 3—5 свободных минут (столько обычно длится диктант), которые можно использовать для заполнения журнала, проверки домашнего задания, оказания индивидуальной помощи учащимся. Во-вторых, использование техники оказывает дисциплинирующее воздействие. Ребенок прекрасно понимает, что скорость выполнения задания определяется техникой, и старается сосредоточиться. Практически исчезают затруднения, связанные с тем, что ученик что-то не услышал, что-то не успел сделать. В-третьих, звукозапись разнообразит урок, делает его более интересным.
Каждый ученик хочет узнать о результатах своей работы как можно скорее. Осуществить проверку можно по-разному: самопроверка (диктант пишется под копировальную бумагу, верные ответы записаны на доске), взаимопроверка, проверка учителем. Учащиеся могут самостоятельно проверить и оценить свою работу, а учителю после анализа работы видно, что недостаточно хорошо усвоено детьми.
Контроль и оценка знаний — важнейший момент в организации учебного процесса. Можно провести фронтальный опрос, блицопрос, опрос-«вертушку» с консультантами, организовать работу парами или в группе, провести тестирование, самостоятельную работу, которые обязательно должны проверяться и оцениваться на уроке. Можно использовать различные формы быстрой проверки, например, математический ответ получается в виде слова, пословицы или рисунка «звездное небо», и учителю сразу видно, где допущена ошибка.
Необходимо реализовывать межпредметные связи. Так, дети очень любят самостоятельные и исследовательские работы в форме игры «Дешифровщик» - выполнив какое-то математическое задание, дети составляют название, например, какого-то исторического факта, о котором рассказал учитель. Задания такого типа не только побуждают ребенка работать с интересом и азартом, но и развивают общую эрудицию учащихся.
Чтобы удержать внимание учащихся в течение всего урока, общую оценку целесообразно выставлять в конце урока. В течение урока каждый ученик получает три-четыре отметки, оценку «2» практически не получает никто из учащихся. Оценивая ученика важно помнить, что отметка используется правильно лишь в том случае, когда она способствует достижению успеха и в целом развитию учащихся.
- Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/ А.В. Белошистая // Вопросы психологии. 2002. - №6. -С. 32-44.
- Костенкова Ю.А. Развитие познавательной деятельности младших школьников с ЗПР в процессе обучения: Дисс. к.п.н. М., 1996. - 202 с.
- Кумарина Г.Ф. Компенсирующее обучение как форма педагогической помощи детям в условиях общеобразовательной школы // Начальная школа. 1995. - №3. - С. 72-76.
- Опережающее обучение и работа в классе выравнивания (Мет. Рекомендации для учителей математики). Кемерово, 1992. -21 с.
- Шевченко С.Г. Коррекцнонно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Владос, 2001.- 136 с.
Другие статьи
- Базовые понятия информатики и ИТ
- Из опыта работы кружка
- Система работы по организации дистанционного обучения с детьми – инвалидами в 2009 – 2011 учебном году в Гатчинском районе
- Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов на основе системы развивающих заданий.
- Готов ли ваш ребёнок к школе?
- Методические аспекты использования приемов развития познавательного интереса на уроках информатики
- "Моя педагогическая философия"
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и начального литературного образования на основе использования технологии коллективно–творческого этюда
- Развитие навыков самооценки и самоконтроля у учащихся начальной школы
- Методика применения ЭОР при обучении информатике на базовом курсе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.
Татьяна Образцова, дата: 27.06.2015 в 21:28
#2 Ольга Николаевна, спасибо за статью. Полезная информация!
Наталья Трачук, дата: 28.06.2015 в 5:48
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.