Статья "Способы организации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников на уроках развития связной речи"
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ «Прогимназия № 2»
город Воронеж
Воронежская область
Почему данная проблема остается актуальной?
Наверное, одной из причин этого является то, что современная педагогика построена на противопоставлении: хороший — плохой, внимательный — невнимательный, аккуратный — неаккуратный, трудолюбивый — ленивый, т.е. по принципу «белый — черный».
Но спектр человеческих качеств вбирает в себя огромное множество цветов и оттенков.
Как часто мы делаем замечания своим ученикам: «невнимателен …, не думаешь …, говоришь не о том».
А на самом деле они и внимательно слушают, и думают, когда отвечают на вопрос, только делают это по-своему, и не всегда мы слышим, что хотим.
Перед каждым учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд:
- как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.
Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне.
Планируя ДП к учащимся на уроках, придерживаюсь следующих принципов:
- ДП осуществляется с опорой на сохранные возможности учащихся;
- ДП осуществляется систематически.
Например, при написании изложения по тексту М.Быковой «Ёжик» во 2 классе предлагается разноуровневые карточки с заданиями:
I уровень. Обучающемуся, испытывающему трудности в обучении, который еще не готов к самостоятельному написанию изложений, предлагается составить текст из деформированных предложений:
подарил, детям, ёжика, Дедушка |
жил, Летом, сенях, в, он |
ёж, в, уснул, норе, Зимой |
ёжик, голодный, весной, Придёт |
- Кого подарил дедушка детям? ёжика
- Где ёж жил летом? в сенях
- Где он уснул зимой? в норе
- Какой придёт ёжик весной? голодный
Берегитесь, мыши!
- Кого подарил дедушка детям?
- Где ёж жил летом?
- Где он уснул зимой?
- Какой придёт ёжик весной?
После того, как изложение написано и проверено, необходимо редактирование текста, работа над орфографическими ошибками.
Конечно, у каждого обучающегося свои ошибки, и работа над ними должна быть индивидуальной. Но известно, как эта работа трудна для детей. Пожалуй, только к 4 классу обучающиеся могут самостоятельно выполнить эту работу. А если ребенок испытывает трудности в обучении? Как помочь ему не остаться один на один со своей проблемой? Можно объединить усилия детей.
Каждой группе обучающихся дается карточка с текстом, в котором собраны ошибки всех детей группы. Причем, ошибки не исправлены. Дети ищут и исправляют их самостоятельно, пользуясь при затруднении текстом своих работ. Найденные слова с ошибками классифицируют и вносят в таблицу.
Слово, в котором допущена ошибка | Орфограмма | Проверка | Пример |
Предложения, содержащие речевые ошибки, учителем вносятся в таблицу следующего вида:
Предложение, в котором допущена речевая ошибка | Возможные варианты исправления ошибки |
При выполнении работы над ошибками в такой форме участвует каждый ребенок, внося свой посильный вклад, приобретая опыт редактирования.
В виде домашнего задания после написания изложения можно использовать индивидуальную работу по развитию речи учащихся.
Например:
- Составление устного рассказа из 4-5 предложений о домашних животных.
- Или задание “Дополни предложения о домашнем животном”:
У Кати дома живет ……. Его зовут ……. Девочка дает ему …… Он любит ……
Можно сделать вывод: данные приемы работы по развитию речи обучающихся на уроках русского языка способствуют самореализации каждого ребенка и повышению качества письменных работ.
В заключение хочу напомнить слова Максимилиана Волошина:
Пройдёмся по миру, как дети,
Полюбим шуршанье осок,
И терпкость прошедших столетий,
И едкого знания сок.
Таинственный рой сновидений
Овеял расцвет наших дней.
Ребёнок – непризнанный гений
Средь буднично-серых людей.
Источники:
- Кирсанов А. А., Индивидуализация уч. деятельности как пед. проблема, Казань, 1982. А. А. Кирсанов.
- Сериков В.В.. Личностный подход в образовании. Концепции и технологии/ В.В Сериков.-Волгоград: Перемена,1994.
- Кирсанов А. А., Индивидуализация уч. деятельности как пед. проблема, Казань, 1982. А. А. Кирсанов.
- Дифференциация и индивидуализация учебного процесса в начальной школе: из опыта работы А.А.Николаевой, учителя начальных классов МОУ СОШ № 11 с. Волочаевка - http://www.edu-eao.ru/images/old/ppo/2010/04/04-nikolarva.pdf
- Использование технологии критического мышления на уроках химии
- Современный подход к проведению урока в коррекционной школе в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов
- Как читают современные дети?
- Форма реализации и стиль ученического самоуправления
- Уроки здоровья в начальной школе
- Использование коррекционно-развивающих игр на уроках
- «Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период»
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- Использование проектной технологии с младшими школьниками во внеурочной деятельности в условиях специальной (коррекционной) образовательной школы - интерната VII вида в рамках реализации ФГОС НОО
- инновационная педагогическая деятельность на уроках музыки