С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Способы организации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников на уроках развития связной речи"
Мерзлютина Ирина Александровна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ «Прогимназия № 2»
город Воронеж
Воронежская область


Способы организации индивидуально-дифференцированного подхода  в обучении  младших школьников на уроках развития связной речи
 
    В книге Марка Леви «Похититель теней», которую называют одной из самых вол­нующих современных книг, раскрывается проблема инди­видуальности человека, недопустимости вмешательства в его внутреннюю жизнь.
       По­ставленный французским писателем в об­разной форме вопрос о необходимости бережного отношения к личности каждого человека отсылает к весьма острой педаго­гической проблеме индивидуализации про­цесса воспитания и обучения подрастающе­го поколения.
         Почему данная проблема остается акту­альной?
    Наверное, одной из причин этого являет­ся то, что современная педагогика построе­на на противопоставлении: хороший — плохой, внимательный — невнимательный, аккуратный — неаккуратный, трудолюби­вый — ленивый, т.е. по принципу «белый — черный».
         Но спектр человеческих качеств вбирает в себя огромное множество цветов и оттенков.
        Как часто мы делаем замечания своим ученикам: «невнимателен …, не думаешь …, говоришь не о том».        
        А на самом деле они и внимательно слушают, и думают, когда отвечают на вопрос, только делают это по-своему, и не всегда мы слышим, что хотим.
       Перед каждым учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд:
  • как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
  • как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.
    Но есть вопрос вопросов: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”.
    Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне.

       Планируя ДП к учащимся на уроках, придерживаюсь следующих принципов:
  • ДП осуществляется с опорой на сохранные возможности учащихся;
  • ДП осуществляется систематически.
     Обучение учащихся с учётом индивидуальных особенностей имеет место на каждом уроке. Но в контексте данной статьи дифференцированная работа будет показана мною на примере уроков по развитию связной речи. Рассмотрим, как работает ДП на конкретном примере. 
  Например, при написании изложения по тексту М.Быковой  «Ёжик» во 2 классе предлагается разноуровневые карточки с заданиями:
  I уровень. Обучающемуся, испытывающему трудности в обучении, который еще не готов к самостоятельному написанию изложений, предлагается составить текст из деформированных предложений:
 
подарил, детям, ёжика, Дедушка
жил, Летом, сенях, в, он
ёж, в, уснул, норе, Зимой
ёжик, голодный, весной, Придёт
 
      II уровень. Более «сильному» ученику  предлагается карточка с вопросами к тексту и опорными словами:
 
  1. Кого подарил дедушка детям?    ёжика
  2. Где ёж жил летом?                       в сенях
  3. Где он уснул зимой?                    в норе
  4. Какой придёт ёжик весной?        голодный
Спиши предложение.
Берегитесь, мыши!

 
     III уровень. Детям, работающим на творческом уровне, предлагается карточка другого вида. Она включает в себя  только вопросы к тексту.
  1. Кого подарил дедушка детям?   
  2. Где ёж жил летом?                      
  3. Где он уснул зимой?
  4. Какой придёт ёжик весной?                 
    Некоторым обучающимся карточка с вопросами не понадобится. Они способны самостоятельно, без опоры, передать содержание текста.
   После того, как изложение написано и проверено, необходимо редактирование текста, работа над орфографическими ошибками.
     Конечно, у каждого обучающегося свои ошибки, и работа над ними должна быть индивидуальной. Но известно, как эта работа трудна для детей. Пожалуй, только к 4 классу обучающиеся могут самостоятельно выполнить эту работу. А если ребенок испытывает трудности в обучении? Как помочь ему не остаться один на один со своей проблемой? Можно объединить усилия детей.
     
Каждой группе обучающихся дается карточка с текстом, в котором собраны ошибки всех детей группы. Причем, ошибки не исправлены. Дети ищут  и исправляют их самостоятельно, пользуясь при затруднении текстом своих работ. Найденные слова с ошибками классифицируют и вносят в таблицу.
 
Слово, в котором допущена ошибка Орфограмма Проверка Пример
       
       
 

          Предложения, содержащие речевые ошибки, учителем вносятся в таблицу следующего вида:
 

Предложение, в котором допущена речевая ошибка Возможные варианты исправления ошибки
   
   
 

       При выполнении работы над ошибками в такой форме участвует каждый ребенок, внося свой посильный вклад, приобретая опыт редактирования.
      В виде домашнего задания после написания изложения можно использовать индивидуальную работу по развитию речи учащихся.
       Например:

  • Составление устного рассказа из 4-5 предложений о домашних животных.
  • Или задание “Дополни предложения о домашнем животном”: 
  •  

У Кати дома живет ……. Его зовут ……. Девочка дает ему …… Он любит ……
 

       Можно сделать вывод: данные приемы работы по развитию речи обучающихся на уроках русского языка способствуют самореализации каждого ребенка и повышению качества письменных работ.
       В заключение хочу напомнить слова Максимилиана Волошина:
       Пройдёмся по миру, как дети,
       Полюбим шуршанье осок,
       И терпкость прошедших столетий,
       И едкого знания сок.
       Таинственный рой сновидений
       Овеял расцвет наших дней.
       Ребёнок – непризнанный гений
       Средь буднично-серых людей.


Источники:
 

  1. Кирсанов А. А., Индивидуализация уч. деятельности как пед. проблема, Казань, 1982. А. А. Кирсанов.
  2. Сериков В.В.. Личностный подход в образовании. Концепции и технологии/ В.В Сериков.-Волгоград: Перемена,1994.
  3. Кирсанов А. А., Индивидуализация уч. деятельности как пед. проблема, Казань, 1982. А. А. Кирсанов.
  4. Дифференциация и индивидуализация учебного процесса в начальной школе: из опыта работы А.А.Николаевой, учителя начальных классов МОУ СОШ № 11 с. Волочаевка - http://www.edu-eao.ru/images/old/ppo/2010/04/04-nikolarva.pdf

 



 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Ирина Мерзлютина, дата: 05.11.2016 в 10:44  
#2 Ирина Александровна, очень актуальная тема затронута в Вашей статье. Несомненно только через организацию индивидуальной и дифференцированной работы с младшими школьниками можно достичь положительные результаты.
Наталья Чубаева, дата: 05.11.2016 в 12:53  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ