Статья "Влияние развода родителей на поведение ребенка"
Теплова Надежда Валентиновна
педагог-психолог
ГБУ «Центр психолого-
педагогической помощи
семье и детям»
г. Южно-Сахалинск
Сахалинская область
Влияние развода родителей на поведение ребенка
Ежегодно в России официально расторгаются примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Для ребенка распад семьи – это разрушение устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.
В зависимости от возраста дети по-разному переживают развод родителей. Дети в возрасте 3–6 лет часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения. В возрасте 7–8 лет переживают чувства злости и обиды, особенно на отца. В 10–11 лет дети чувствуют себя заброшенными, обиженными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем. Подростки в возрасте 13–18 лет способны адекватно представить себе причины и последствия развода и испытывают чувство потери, обиды, страха перед будущем.
Травматичность развода родителей возрастает в связи с тем, что разрушение семьи не является выбором ребенка. Он вынужден просто смириться с родительским решением. В ситуации развода на поведение ребенка могут влиять обстоятельства, в которых проходит развод:
1.Внутрисемейные взаимоотношения до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем.
При высоком уровне конфликтности (ссоры, ругань между супругами) детям трудно приспособиться к создавшейся ситуации. У них развиваются страхи, тревожность и раздражительность.
2. Особенности протекания процесса развода.
Затяжные судебные дела за родительские права, скандалы при разделе имущества, решение вопроса, с кем будет жить ребенок, осложняют ситуацию, как для взрослых, так и для детей.
3.Количество перемен в жизни ребенка после развода родителей.
Чем больше изменений происходит в жизни ребенка после развода родителей (переезд, новая школа, расставание со старыми друзьями), тем труднее ему приспособиться к новым условиям.
4. С кем из родителей останется ребенок после развода, отношение с этим родителем.
На поведение ребенка оказывает влияние с кем из родителей он останется жить после развода. Мальчики испытывают больше трудностей, если после развода живут с матерью. Девочки тяжелее переживают развод, если остаются жить с отцом.
5. Отношения ребенка со сверстниками.
Дети переживают развод родителей легче, если они могут рассказать или поделиться своей бедой или проблемой со своими сверстниками. Дети, имеющие коммуникативные проблемы в общение со сверстниками труднее переживают развод родителей.
В течение первого года после развода родителей дети становятся более требовательными, беспокойными, агрессивными и непослушными в отношениях со сверстниками и взрослыми. На второй год многие трудности и проблемы начинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успешно адаптируются к новой ситуации.
Рекомендации родителям: как сообщить ребенку о разводе
1. Нельзя скрывать от ребенка ситуацию развода, так как отсутствие информации многократно усиливает тревогу.
Будет лучше, если ребенок узнает о предстоящем уходе отца заранее, до того, как это случится. Тогда у ребенка будет время обдумать новость, смириться с ней, немного привыкнуть к предстоящей перемене, закончить незавершенные дела с папой, обсудить перемены.
2. Родителям нужно предварительно подумать, как, и что сказать ребенку о разводе.
Важно, чтобы ребенку ясно и понятно, соответственно его возрасту и интеллекту, объяснили, что такое развод родителей. Лучше говорить, как можно проще и максимально честно, избегая деталей супружеской жизни, измены. Оптимально, если о разводе ребенку сообщают оба родителя. Это возможно, если супруги могут уважительно общаться друг с другом и со своим ребенком. Если отношения между супругами конфликтные, то лучше сообщить ребенку о предстоящем разводе одному из родителей. Если родители будут объяснять по-разному информацию о разводе, то у ребенка появится чувство тревоги и вины.
3. Выбрать место и время для разговора с ребенком о разводе.
Сам разговор о разводе желательно проводить с ребенком в свободный день от детского сада и школы, чтобы ребенок пришел в себя от потрясения. Лучше побеседовать утром или днем, чтобы до ночного времени ребенок смог переработать информацию и спокойно заснуть.
4. Нужно объяснить ребенку, что развод – это решение, которое принимают родители, а не дети.
Ребенку, особенно дошкольного возраста, надо объяснить, что развод – решение самих родителей и ребенок ни в чем не виноват, и не смог бы помочь померить родителей. Также нужно многократно повторить, что родители разводятся друг с другом, а не с ним. Что папа и мама остаются родителями навсегда. Что от того, что папа перестал быть мужем для мамы, он не перестал быть папой для ребенка. И они (родители) всегда будут его любить и заботиться о нем.
5. Нужно успокоить ребенка и объяснить, что развод – это печально, но ничего стыдного и страшного в этом нет.
Дети разведенных родителей думают, что развод родителей, как будто ставит на них клеймо «не такой как все», выделяет их из общей массы других ребят, что они хуже других. Они переживают, что над ними теперь будут смеяться, сторониться, презирать, так как у них нет папы.
Ребенку нужно объяснить, что у некоторых детей нет папы или их родители тоже развелись и этим он с ними похож. Он такой же обычный мальчик (девочка), как и другой мальчик (девочка), у которого есть папа. Не нужно стесняться, стыдиться и чувствовать себя виноватым, когда приходиться отвечать другим детям и взрослым, что твои родители развелись или у тебя нет отца.
6. Поскольку для детей любого возраста развод родителей является трагедией и крушением мира, им нужно рассказать, как теперь будет выглядеть этот мир.
Родители должны сказать ребенку, с кем из них (мамой или папой) он будет жить, и как он сможет общаться с ушедшим родителем. В ситуации, когда один из родителей не хочет общаться с семьей, ребенку нужно сказать правду, но словами, которые его не ранят. Например: «Папа сейчас не общается с тобой, но в глубине души он по-своему любит тебя».
Не просите ребенка решать, с кем из родителей он останется, и не расспрашивайте, кого он больше любит. Ребенок любит обоих родителей. Начиная с подросткового возраста ребенок может быть поставлен перед выбором: с кем из родителей он хочет жить.
7. В разговоре с ребенком никогда не говорите плохо о другом родителе, а также не уходите от разговоров об отце или матери.
Высказываясь негативно о бывшем супруге или супруге, вы проявляете неуважение к ушедшему родителю. В будущем это приведет к тому, что у ребенка начнутся проблемы с построением отношений с противоположным полом.
8. Необходимо предоставить ребенку возможность свободно обсуждать проблему развода, пока у него существует потребность в этом.
При появлении вопросов у ребенка о разводе ясно и понятно отвечайте на них и обсуждайте его чувства по отношению к ушедшему родителю. Тогда у ребенка появляется ощущение, что развод – это не смертельно, и он сможет сохранить любовь своих родителей.
9. Родителям желательно сохранить дружеские или деловые отношения после развода для дальнейшего взаимодействия по поводу воспитания ребенка.
Если у родителей не получается взаимодействовать между собой и ребенком на стадии развода или после него, то можно обратиться к специалисту (психологу) по решению семейных и детских проблем. Причем даже обращение одного из родителя к психологу может поменять ситуацию на более конструктивную.
Также родители могут позвонить в службу детского телефона доверия, которая работает на всей территории России, и проконсультироваться с психологом при трудностях в воспитании и общении с ребенком в ситуации развода или после него. Номер детского телефона доверия 8-800-2000-122. Звонки на данный номер бесплатные с любого телефона и анонимные.
Развод – это трагическая ситуация для ребенка, у которого раньше были оба родителя, а теперь один из них. Даже после развода ребенку важно чувствовать, что оба родителя присутствуют в его жизни, готовы дарить ему свою заботу и любовь.
Список использованной литературы
1. Бакюс А. Гид по воспитанию детей от 3 лет до 6 лет. Советы знаменитого французского психолога. – М.: Эксмо, 2014.– 269 с.
2. Баркан А. 28 законов воспитания. Как желательно и не желательно поступать родителям. – М.: Астрель, 2009.– 222 с.
3. Клиффорд–Постон А. Как расшифровать поведение ваших детей. Читать своего ребенка словно книгу. – СПб.: Праим–ЕВРОЗНАК, 2009.–349 с.
4. Олифирович Н.И., Зинкевич-Кузенкина Т.А., Валента Т.Ф. Психология семейных кризисов, – СПб.: Речь, 2008. – 359 с.
5. Павлов И. Как я (на)учился жить без папы, лежать в больнице, любить маму и многому другому…Книга для мам и сыновей. – М.: Генезис, 2013. – 111 с.
- Использование активных методов обучения на уроках химии
- Современный учитель. Какой он?
- "Роль коллективно - творческих дел в формировании личности"
- Реализация рейтинговой системы контроля и оценки знаний учащихся
- В начале было Слово...
- ВЛАДИМИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1918 – 1923)
- Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС ООО
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
- "Трудные" дети или некоторые подходы в воспитании детей "группы риска"
- Использование стратегий смыслового чтения при подготовке к государственной итоговой аттестации (стратегия компрессии текста)