Статья " Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии"
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
г. Чита, Забайкальский край
2017 г.
Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии
Подготовка учащихся к написанию сочинения-рецензии начинается с 5 -го класса, когда ребята обучаются работе с текстом. Они проводят комплексный, коммуникативный, лингвистический и другие анализы текста. С 5-го же класса ведётся систематическая и целенаправленная работа по развитию речи учащихся. Они обучаются навыкам написания сочинения разных жанров и типов речи. Сочинения — рассуждения на морально-этические, нравственные темы — первая ступенька к написанию рецензии.
В 10 классе начинается работа по написанию рецензии (Часть С) ЕГЭ. Ребята вспоминают значение слова «рецензия». Термин «рецензия» имеет латинские корни. Понятие происходит от слова recensio и в переводе означает “просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо”. Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения рецензентом.
Чтобы понять, что такое рецензия и как её писать, нужно узнать о главных характеристиках этого жанра:
-Рецензия должна содержать в себе глубокий анализ произведения и его оценку.
-В зависимости от цели написания могут быть использованы различные стили: публицистический, научно-популярный или научный.
-Типом речи является рассуждение.
-Рецензия пишется по определённому плану в сдержанном тоне, в отличие от отзыва, которой можно составлять в свободной форме.
Работа над рецензией начинается с чтения, комментирования, объяснения критериев экзаменационного сочинения. Затем учащимся представляется план работы над сочинением-рецензией:
1. Внимательно прочитать текст
2. Подчеркнуть ключевые слова в каждом абзаце. Ключевые слова – слова, точно и ярко раскрывающие идею текста.
3. Выписать ключевые слова в черновик
4. Определить тип, стиль текста
Выписанные ключевые фразы ребята будут использовать в качестве цитат при формулировке проблемы, комментировании, пояснении авторской позиции. Напомним им, что необходимо избегать чрезмерного цитирования.
Следующий этап работы — анализ прочитанного текста. Навыкам лингвистического анализа текста ребята обучаются с 5 класса. Без анализа сложно понять идейно-художественное своеобразие текста. Учащиеся читают текст по абзацам, анализируют ключевые фразы, выражающие главное суждение (часть тезиса), проводят анализ лексики, морфологии, синтаксиса, изобразительно-художественных средств.
Работая над анализом текста, ребята в черновике записывают слова, словосочетания, предложения, текст так, как им удобно. Запись делается в виде тезисов, конспекта, таблицы, схемы, кластера... Любое оформление в черновике называется текстом. Главное, чтобы эта запись помогла написанию сочинения. В черновике изложены основные понятия текста, собран и систематизирован материал из прочитанного текста.
После такой проделанной работы ребята без особого труда называют проблемы текста, как правило, проблем несколько. Объясняется понятие «проблема». Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор. Ученику необходимо выбрать одну проблему, которую он будет формулировать, комментировать, аргументировать, высказывать по ней авторскую позицию и своё мнение. Ребятам напоминаем, что следует сосредоточиться на проблеме, которая 1)находится в центре внимания, а не упоминается вскользь;
2)дает большой простор для выражения мысли, соответствует знаниям.
При конкретизации проблемы обращаем внимание на следующее: текст не о книге, а о значении книги в жизни человека; не о культуре, а о взаимодействии культур; не о вере, а о роли веры в жизни человека; не о сериалах, а о влиянии сериалов на формирование эстетических вкусов; не о природных катаклизмах, а о зависимости одного явления от другого и т. д.
Некоторые дети не знают, как начать сочинение. Им предлагаются разные варианты начала сочинения. Например:
1. Проблемный или проблемные вопросы:
Что такое героизм?
Какого человека можно назвать героем?
Кто такой герой?
Что такое настоящий и ложный героизм?
2. Назывное предложение
Героизм...Героизм — это мужество, отвага.
Герой. Герой — человек, совершивший подвиг.
3. Цитирование (из этого текста, из художественной литератруы, афоризм, пословица, поговорка).
На первом этапе работы некоторые ребята испытывают трудности в составлении первых предложений при формулировке проблемы текста. Им предлагаются предложения — клише:
1. В этом предложении заключается проблема текста
2. Проблема, поднятая автором, актуальна …
3. Об этой интересной проблеме рассуждает автор текста.
4. Именно об этом размышляет автор текста.
5. Проблемный вопрос, рассматриваемый в тексте, актуален и сегодня.
Клиширование употребляют только те ребята, которым трудно писать рецензию.
Следующий критерий — это позиция автора – что думает сам автор по данному вопросу. Авторская позиция -отношение автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Позиция автора — это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Напоминаем: проблема- вопрос. Позиция автора — ответ на этот вопрос. В этом абзаце должна быть обязательно фамилия и инициалы автора и словосочетания «позиция автора» или «авторская позиция».
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Чтобы определить ее, нужно ответить на вопросы:
1) Что хотел сказать автор читателю, для чего он написал этот текст?
2) Как автор оценивает описанную в тексте ситуацию?
3) Как бы вы описали автора? Это человек, убежденный в том, что ...
Учащимся предлагаются разные речевые модули:
1. Позиция автора текста довольно ясно раскрывается в следующем предложении "цитата" .
2. В. Солоухин убеждён: нужно (формулируем сами).
3. Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но подводит читателя к мысли о том, что (формулируем сами).
4. В. Солоухин озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что ... В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.
5. С горечью ( с восхищением) говорит автор о том, что (формулируем сами). Я соглашусь с позицией автора в том, что (формулируем сами). Позиция автора мне понятна и близка (формулируем сами)
После написания проблемы текста и авторской позиции ребята комментируют проблему. Комментарий легче писать, когда “скелет” первой части (проблема, позиция автора) будет готов.
Комментарий должен опираться на прочитанный текст!
Комментарий — это не пересказ текста! В комментарии экзаменуемый должен показать, насколько глубоко он понял сформулированную им проблему текста, выделить ее аспекты. Проще говоря, это раскрытие указанной проблемы, авторской позиции. При комментировании следует избегать обильного цитирования и пересказа авторского текста. Можно использовать вводные слова “по мнению автора”, “автор показывает”, “по мысли автора” и др. обороты.
Различают два типа комментария:
Текстуальный ( по принципу “вслед за автором”).
Комментируя текст, учащиеся задают себе следующие вопросы, чтобы не перейти на пересказ текста:
-На каком материале автор раскрывает проблему? (Какие упоминает имена, факты?)
-Какие эмоции выразил автор в тексте?
Концепционный:
Комментируя текст, учащиеся задают себе следующие вопросы, чтобы не перейти на пересказ текста:
-К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и др.)
-Актуальна ли эта проблема в наши дни? (В чем её значимость для общества?)
-Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? (Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, круга занятий?)
Следующий критерий: аргументация текста. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую нужно обосновать, доказать или опровергнуть. Тезис (это так), подтезис (почему именно так). От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что…
Иллюстрацией к аргументу могут быть:
научные аксиомы, законы природы, цитаты из авторитетных источников, статистические данные, примеры из жизни, примеры из художественной литературы, цитаты, афоризмы, пословицы.
Аргументация текста всегда вызывает у ребят сложности. Ведение читательского дневника, заполнение таблицы «Аргументы» помогает ребятам справиться и с этой задачей.
Название книги |
Автор |
Главные герои |
Проблема |
Краткий комментарий (пояснение) |
|
|
|
|
|
На уроках литературы ребята собирают и систематизируют материал к сочинению-рецензии по русскому языку. Напоминаем учащимся: при аргументации необходимо указать название книги, автора, главных героев, краткое пояснение.
Работа над вступлением и заключением - очень важная составляющая. Яркое вступление заинтересовывает читателя. Это приглашение к разговору, рассуждение - определение темы (проблемы) текста; - представление автора; - переход к основной части, связь с ней. Во вступлении недопустим пересказ содержания текста. Объем вступления – 3-4 предложения. Вступление перкликается с заключением. В заключении прописывается вывод всего сказанного. Композиция сочинения — рецензии (вступление, основная часть, заключение) проговаривается и объясняется учащимся, для того чтобы не было логических ошибок в работе. Однако, учащиеся свободны в выборе композиции основной части сочинения. Главное, чтобы все части, абзацы работы были связаны логически и последовательно.
В 10 классе работа проводилась поэтапно, сначала отрабатывался навык нахождения и формулировки проблемы, затем несколько уроков отводилось определению авторской позиции и комментированию, правильному и грамотному аргументированию текста. Использовались разные приёмы: анализ текста, написание отдельных частей, написание сочинений по одним и тем же текстам, но разных по проблемам, поднимаемым в них авторами, анализ образцов сочинений, взаиморецензирование, оценивание по критериям работ одноклассников. Надо сказать, что клиширование и опорные конструкции, речевые модели использовались только теми учащимися, которые не умели писать, рецензировать текст. В 11 классе даже эти дети «уходили» от шаблонов речи, составляя свой текст. Приветствовались работы, в которых были яркие образные выражения, в которых звучала музыка слова, чувствовалась душа и глубина мысли.
Работы школьников проверялись согласно критериям экзаменационного сочинения (Часть С) ЕГЭ. Перевод баллов в оценку составлен педагогами ШМО и показан ниже в таблице.
Баллы |
от 0 до 5
|
от 6 до 12
|
от 13 до 16
|
от 17 до 21 (23)
|
Оценка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
За несколько лет обучения школьников к ЕГЭ не было ни одного учащегося, который бы не написал сочинения — рецензии на экзамене. Результаты экзаменационного сочинения (Часть С) таковы:
Год |
Баллы сочинения от 0 до 5 |
Баллы сочинения от 6 до 12 |
Баллы сочинения от 13 до 16 |
Баллы сочинения от 17 до 21 (23)
|
2003 - 2004 |
5 учащихся |
7 учащихся |
10 учащихся |
4 учащихся |
2004-2005 |
|
8 учащихся |
17 учащихся |
10 учащихся |
2006-2007 |
|
8 учащихся |
13 учащихся |
15 учащихся |
2009-2010 |
|
3 учащихся |
12 учащихся |
10 учащихся |
2010-2011 |
|
1 учащийся |
6 учащихся |
10 учащихся |
Написание сочинения — рецензии, выполнение части С ЕГЭ позволило учащемуся повысить общий балл своей работы и дало возможность поступления в учебные учреждения.
Литература:
-
Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Материалы лекций дистанционного курса “Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах”.
-
Задания и решения контрольных работ по дистанционному курсу “Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11–х классах”.
-
Шенкман В. На пути к созданию собственного текста. Приложение к газете “Первое сентября” Литература № 17, 19 /2010
Интернет-ресурсы:
1. Сайт «Подготовка к ЕГЭ»
http://5-ege.ru/plan-sochineniya-ege-po-russkomu-yazyku/
-
Сайт «УчПортфолио» страница педагога «Итоговая аттестация» http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=36458
-
Сайт «УчПортфолио» страница педагога «Творческие работы учащихся» http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=20175
- Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку
- Оценивание владения учащимися иностранным языком: из опыта работы в средней школе
- Правовое регулирование отношений в сфере образования
- Популяризация народных традиций через изучение истории малой родины
- Концепция воспитательной системы с детьми – мигрантами в коррекционной школе-интернате №4 города Магнитогорска
- Разработка учебной программы модульного типа по информатике и ИКТ в 8 классе (базовый уровень)
- Организация коррекционно-развивающей и воспитательной работы с гиперактивными детьми в начальной школе
- Использование мультимедиа презентации во внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации и введении федеральных государственных образовательных стандартов на примере специальной коррекционной школы – интерната №4
- Формирование понятия о емкости. Обучение измерению емкости
- Публикации омского искусствоведа Г. Ю. Мысливцевой и исследовательская деятельность учащихся