С нами 12656 учителей, 4492 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии"

Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
г. Чита, Забайкальский край
2017 г.




Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии

 

         Подготовка учащихся к написанию сочинения-рецензии начинается с 5 -го класса, когда ребята обучаются работе с текстом. Они проводят комплексный, коммуникативный, лингвистический и другие анализы текста. С 5-го же класса ведётся систематическая и целенаправленная работа по развитию речи учащихся. Они обучаются навыкам написания сочинения разных жанров и типов речи. Сочинения — рассуждения на морально-этические, нравственные темы — первая ступенька к написанию рецензии.
       В 10 классе начинается работа по написанию рецензии (Часть С) ЕГЭ. Ребята вспоминают значение слова «рецензия». Термин
«рецензия» имеет латинские корни. Понятие происходит от слова recensio и в переводе означает “просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо”. Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения рецензентом.
          Чтобы понять, что такое рецензия и как её писать, нужно узнать о главных характеристиках этого жанра:
-Рецензия должна содержать в себе глубокий анализ произведения и его оценку.
-В зависимости от цели написания могут быть использованы различные стили: публицистический, научно-популярный или научный.
-Типом речи является рассуждение.
-Рецензия пишется по определённому плану в сдержанном тоне, в отличие от отзыва, которой можно составлять в свободной форме.
         Работа над рецензией начинается с чтения, комментирования, объяснения критериев экзаменационного сочинения. Затем учащимся представляется план работы над сочинением-рецензией:
1. Внимательно прочитать текст
2. Подчеркнуть ключевые слова в каждом абзаце. Ключевые слова – слова, точно и ярко раскрывающие идею текста.
3. Выписать ключевые слова в черновик
4. Определить тип, стиль текста

       Выписанные ключевые фразы ребята будут использовать в качестве цитат при формулировке проблемы, комментировании, пояснении авторской позиции. Напомним им, что необходимо избегать чрезмерного цитирования.
        Следующий этап работы — анализ прочитанного текста. Навыкам лингвистического анализа текста ребята обучаются с 5 класса. Без анализа сложно понять идейно-художественное своеобразие текста. Учащиеся читают текст по абзацам, анализируют ключевые фразы,
выражающие главное суждение (часть тезиса), проводят анализ лексики, морфологии, синтаксиса, изобразительно-художественных средств.
           Работая над анализом текста, ребята в черновике записывают слова, словосочетания, предложения, текст так, как им удобно. Запись делается в виде тезисов, конспекта, таблицы, схемы, кластера... Любое оформление в черновике называется текстом. Главное, чтобы эта запись помогла написанию сочинения. В черновике изложены основные понятия текста, собран и систематизирован материал из прочитанного текста.
        После такой проделанной работы ребята без особого труда называют проблемы текста, как правило, проблем несколько. Объясняется понятие «проблема». Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор. Ученику необходимо выбрать одну проблему, которую он будет формулировать, комментировать, аргументировать, высказывать по ней авторскую позицию и своё мнение. Ребятам напоминаем, что следует сосредоточиться на проблеме, которая 1)находится в центре внимания, а не упоминается вскользь;
2)дает большой простор для выражения мысли, соответствует знаниям.
        При конкретизации проблемы обращаем внимание на следующее: текст не о книге, а о значении книги в жизни человека; не о культуре, а о взаимодействии культур; не о вере, а о роли веры в жизни человека; не о сериалах, а о влиянии сериалов на формирование эстетических вкусов; не о природных катаклизмах, а о зависимости одного явления от другого и т. д.
         Некоторые дети не знают, как начать сочинение. Им предлагаются разные варианты начала сочинения. Например:
1. Проблемный или проблемные вопросы:
Что такое героизм?
Какого человека можно назвать героем?
Кто такой герой?
Что такое настоящий и ложный героизм?

2. Назывное предложение
Героизм...Героизм — это мужество, отвага.
Герой. Герой — человек, совершивший подвиг. 
3. Цитирование (из этого текста, из художественной литератруы, афоризм, пословица, поговорка).
       На первом этапе работы некоторые ребята испытывают трудности в составлении первых предложений при формулировке проблемы текста. Им предлагаются предложения — клише:

1. В этом предложении заключается проблема текста
2. Проблема, поднятая автором, актуальна …
3. Об этой интересной проблеме рассуждает автор текста.
4. Именно об этом размышляет автор текста.
5. Проблемный вопрос, рассматриваемый в тексте, актуален и сегодня.
         Клиширование употребляют только те ребята, которым трудно писать рецензию.
      Следующий критерий — это позиция автора – что думает сам автор по данному вопросу. Авторская позиция -отношение автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Позиция автора — это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Напоминаем: проблема- вопрос. Позиция автора — ответ на этот вопрос. В этом абзаце должна быть обязательно фамилия и инициалы автора и словосочетания «позиция автора» или «авторская позиция».
       Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Чтобы определить ее, нужно ответить на вопросы:
1) Что хотел сказать автор читателю, для чего он написал этот текст?
2) Как автор оценивает описанную в тексте ситуацию?
3) Как бы вы описали автора? Это человек, убежденный в том, что ...

Учащимся предлагаются разные речевые модули:
1. Позиция автора текста довольно ясно раскрывается в следующем  предложении "цитата" .
2. В. Солоухин убеждён: нужно (формулируем сами).
3. Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но подводит читателя к мысли о том, что (формулируем сами).
4. В. Солоухин озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что ... В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.
5. С горечью ( с восхищением) говорит автор о том, что (формулируем сами). 
Я соглашусь с позицией автора в том, что (формулируем сами). Позиция автора мне понятна и близка (формулируем сами)
     После написания проблемы текста и авторской позиции ребята комментируют проблему. Комментарий легче писать, когда “скелет” первой части (проблема, позиция автора) будет готов. 
Комментарий должен опираться на прочитанный текст!
Комментарий — это не пересказ текста! В комментарии экзаменуемый должен показать, насколько глубоко он понял сформулированную им проблему текста, выделить ее аспекты. Проще говоря, это раскрытие указанной проблемы, авторской позиции. При комментировании следует избегать обильного цитирования и пересказа авторского текста. Можно использовать вводные слова “по мнению автора”, “автор показывает”, “по мысли автора” и др. обороты.
Различают два типа комментария:
Текстуальный
( по принципу “вслед за автором”).
Комментируя текст, учащиеся задают себе следующие вопросы, чтобы не перейти на пересказ текста:
-На каком материале автор раскрывает проблему? (Какие упоминает имена, факты?)
-Какие эмоции выразил автор в тексте?
Концепционный:
Комментируя текст, учащиеся задают себе следующие вопросы, чтобы не перейти на пересказ текста:
-К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и др.)
-Актуальна ли эта проблема в наши дни? (В чем её значимость для общества?)
-Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? (Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, круга занятий?)
      Следующий критерий: аргументация текста.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
      Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
      В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую нужно обосновать, доказать или опровергнуть. Тезис (это так), подтезис (почему именно так). От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что…
      Иллюстрацией к аргументу могут быть:
научные аксиомы, законы природы, цитаты из авторитетных источников, статистические данные, примеры из жизни, примеры из художественной литературы, цитаты, афоризмы, пословицы.
     Аргументация текста всегда вызывает у ребят сложности. Ведение читательского дневника, заполнение таблицы «Аргументы» помогает ребятам справиться и с этой задачей.

 

Название книги

Автор

Главные герои

Проблема

Краткий комментарий

(пояснение)

 

 

 

 

 

        
       На уроках литературы ребята собирают и систематизируют материал к сочинению-рецензии по русскому языку. Напоминаем учащимся: при аргументации необходимо указать название книги, автора, главных героев, краткое пояснение.
         Работа над вступлением и заключением - очень важная составляющая. Яркое вступление заинтересовывает читателя. Это приглашение к разговору, рассуждение - определение темы (проблемы) текста; - представление автора; - переход к основной части, связь с ней. Во вступлении недопустим пересказ содержания текста. Объем вступления – 3-4 предложения. Вступление перкликается с заключением. В заключении прописывается вывод всего сказанного. Композиция сочинения — рецензии (вступление, основная часть, заключение) проговаривается и объясняется учащимся, для того чтобы не было логических ошибок в работе. Однако, учащиеся свободны в выборе композиции основной части сочинения. Главное, чтобы все части, абзацы работы были связаны логически и последовательно.
        В 10 классе работа проводилась поэтапно, сначала отрабатывался навык нахождения и формулировки проблемы, затем несколько уроков отводилось определению авторской позиции и комментированию, правильному и грамотному аргументированию текста. Использовались разные приёмы: анализ текста, написание отдельных частей, написание сочинений по одним и тем же текстам, но разных по проблемам, поднимаемым в них авторами,
анализ образцов сочинений, взаиморецензирование, оценивание по критериям работ одноклассников. Надо сказать, что клиширование и опорные конструкции, речевые модели использовались только теми учащимися, которые не умели писать, рецензировать текст. В 11 классе даже эти дети «уходили» от шаблонов речи, составляя свой текст. Приветствовались работы, в которых были яркие образные выражения, в которых звучала музыка слова, чувствовалась душа и глубина мысли.
         Работы школьников проверялись согласно критериям экзаменационного сочинения (Часть С) ЕГЭ. Перевод баллов в оценку составлен педагогами ШМО и показан ниже в таблице.

 

Баллы

 

от 0 до 5

 

 

от 6 до 12

 

 

от 13 до 16

 

 

от 17 до 21 (23)

 

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

  
     За несколько лет обучения школьников к ЕГЭ не было ни одного учащегося, который бы не написал сочинения — рецензии на экзамене. Результаты экзаменационного сочинения (Часть С) таковы:

 

Год

Баллы сочинения

от 0 до 5

Баллы сочинения

от 6 до 12

Баллы сочинения

от 13 до 16

Баллы сочинения

от 17 до 21 (23)

 

2003 - 2004

5 учащихся

7 учащихся

10 учащихся

4 учащихся

2004-2005

 

8 учащихся

17 учащихся

10 учащихся

2006-2007

 

8 учащихся

13 учащихся

15 учащихся

2009-2010

 

3 учащихся

12 учащихся

10 учащихся

2010-2011

 

1 учащийся

6 учащихся

10 учащихся

  
     Написание сочинения — рецензии, выполнение части С ЕГЭ позволило учащемуся повысить общий балл своей работы и дало возможность поступления в учебные учреждения.

 

Литература:

  1. Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Материалы лекций дистанционного курса “Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах”.

  2. Задания и решения контрольных работ по дистанционному курсу “Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11–х классах”.

  3. Шенкман В. На пути к созданию собственного текста. Приложение к газете “Первое сентября” Литература № 17, 19 /2010
     

Интернет-ресурсы:

       1. Сайт «Подготовка к ЕГЭ»

http://5-ege.ru/plan-sochineniya-ege-po-russkomu-yazyku/

  1. Сайт «УчПортфолио» страница педагога «Итоговая аттестация» http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=36458

  2. Сайт «УчПортфолио» страница педагога «Творческие работы учащихся» http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=20175

Комментарии

#1 Мы учим детей высказывать собственное мнение, умению рассуждать, анализировать начиная с уроков в начальной школе. Это по всем предметам. Я мало что понимаю в подготовке ко всем школьным ОГЭ и ЕГЭ (т.к. в школе этого вообще не касаюсь, кроме стороннего наблюдателя), но некоторые методы и приёмы работы с текстом, отмеченные в этой статье, можно использовать и на уроках музыки и МХК. Мне очень интересен стал вопрос: Что такое настоящий и ложный героизм? Первый раз слышу о ложном героизме, вот и проблема назрела, на многих уроках, отражающих тему патриотизма и героизма, можно поработать над этим вопросом и проблемой. Спасибо за нужную статью учителям русского и литературы, и, конечно, ученикам- выпускникам!
Светлана Трушина, дата: 04.03.2017 в 15:18  
#2 Сам вид работы, написание сочинения, очень труден. Уже в начальной школе мы знакомим ребят с данным видом работ. Сочинения на данном этапе носят обучающий характер. В 3 и 4 классах программа предусматривает написание сочинений по типу "эссе", тематикой которых является рассуждение на тему "Мое отношение к...". Вскрыть проблему и показать позицию автора стараемся на уроках литературного чтения. Данная работа трудна для ребят. Но новые образовательные стандарты НОО ставят во главу угла наряду с информационной грамотностью и работу над текстом. Остается надеяться, что основы, заложенные в начальной школе, - станут надежным фундаментом для формирования речевых умений с среднем звене.
Юлия Пасынок, дата: 04.03.2017 в 15:26  
#3 Спасибо за отзыв о статье. Рассуждение о проблеме текста - очень сложная и трудная работа. Вы правы, что на многих других уроках "можно поработать над этим вопросом и проблемой".
Галина Борискина , дата: 04.03.2017 в 15:36  
#4 Спасибо, Юлия Юрьевна, за ёмкий комментарий о статье. В сотрудничестве и содружестве с учителями начальной школы, истории, МХК и др. возможен хороший результат. Спасибо вам, что на своих уроках вы работаете с комплексным и другими анализами текста.
Галина Борискина , дата: 04.03.2017 в 15:46  
#5 Галина Георгиевна, очень актуальная тема статьи раскрыта Вами, впереди выпускников школ ждут ЕГЭ. В нашей школе дети также пишут сочинения, при этом не в рамках ЕГЭ. Очень интересная форма подготовки выпускников к сочинению предложена Вами. Я уверенна, что наши педагоги, прочитав Вашу статью много чего возьмут на заметку и добьются положительных результатов в момент сдачи экзамена.
Наталья Чубаева, дата: 17.03.2017 в 7:54  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.