С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Активизация познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности посредством проблемного обучения"
Светлана Владимировна Староверова,
заместитель директора по УР, учитель
биологии высшей квалификационной
категории муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Ардатовская средняя школа №1»
р.п. Ардатов, Нижегородской области  

         
 
Активизация познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности посредством проблемного обучения
 
                                                Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
                                                                                                                                        Дистервег1

 
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
- научно-исследовательские условия
Формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей, способов деятельности системой проблемных ситуаций на основе идей М. И. Махмутова и по Е.Л. Мельниковой.
Развитие механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания, необходимых для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией - Ш.А.Амонашвили.
Для оптимизации учебно – воспитательного процесса использовала работы академика Ю. К. Бабанского.
Использую информационные технологии обучения (компьютеризации обучения), программу Intel ―Обучение для будущего в России, созданная под руководством Я.Быховского.
 
Алгоритм осуществления решения проблемных ситуаций на уроке (по Махмутову)
1.Формулирование проблемы и вопросов к учащимся.
2.Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы.
3. Поиск необходимой дополнительной литературы.
4.Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности, нахождение слабых сторон и недостатков предложенных вариантов решения, ведение поиска путей их преодоления.
5.Самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование выбора лучшего решения; проверка его правильности.
 Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении (по Е.Л. Мельниковой)
1.Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного.
2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки
3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком.
4. Творческое применение «открытых» знаний.

1Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 1987
 
-методические условия
Организация учебно-воспитательного процесса
Проблемную организацию образовательного процесса основываю на возникновении внутренних противоречий. Учащиеся должны испытывать необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Кроме этого полноценное обучение возможно при кооперации учащихся между собой, без прямого вмешательства преподавателя. Следовательно, необходимо сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, так как  восприятие учебной информации может происходить и при фронтальных занятиях, а вот усвоение знаний, овладение учащимися учебными умениями и навыками – лишь при собственной деятельности учащегося.
         Образовательный процесс подразделяю на три этапа:
1. Вводно-мотивационный.
 На этом важном этапе осуществляю вызов у учащихся познавательного интереса к предстоящей работе, создание у них ясного общего представления о её целях и содержании. Самостоятельное определение и формулирование темы и целей урока, приводит к актуализации субъективного опыта, совершенствованию важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и других). Чем острее встаёт проблема, тем активнее процесс познания (принцип «доминанты»).
2. Операционно-познавательный
На этом этапе создаю условия для изучения учащимися учебного материала, усвоения  знаний, овладения умениями и навыками, различными действиями. Изучение учебного материала произвожу путём развёртывания исходной проблемной задачи в систему более частных, исследовательских и учебных. Постановка  их перед учащимися и решение осуществляется на фронтальных, индивидуальных и коллективных занятиях.
Чем выше ступень обучения, тем  больше самостоятельных и коллективных форм познания.
3. Рефлексивно-оценочный.
На этом этапе важно провести обобщение изученного материала, а затем итоговый контроль и оценку выполнения всей программы изучения учебного минимума.  Для дальнейшей мотивации учения создаю условия для выявления причин, способствующих достижению учебных целей и препятствующие  этому; выявления  средства учебной работы, с помощью которых получены те или иные результаты.
 

 
-организационно-педагогические условия
 
Содержание Дата Место выступления
На муниципальном уровне
1. Выступление на РМО учителей биологии «Кейс-технологии» Февраль
2012 г
МБОУ Ардатовская  №1
2. Выступление на РМО учителей биологии «Здоровьесберегающие технологии в преподавании биологии» Май
2012 г
МБОУ Михеевская ООШ
3. Выступление на августовской районной  педагогической конференции  «Развитие творческих способностей обучающихся». Август
2010 г
Администрация Ардатовского муниципального района
 

 
4. Выступление на РМО учителей биологии «Анализ урока биологии с позиции ФГОС» Март
2013 г
МБОУ Ардатовская СОШ №2 им. С.И. Образумова
5. Выступление на РМО учителей биологии «Оценка эффективности урока с позиции решения задач личностного развития» Ноябрь
2013 г
МБОУ Ардатовская СОШ №1
6. Выступление на РМО заместителей директоров по учебной работе по теме «Система методической работы в рамках компетентностного образования» Декабрь 2013 г МБОУ Ардатовская СОШ №1
7. Открытый урок по биологии в 6 классе по теме «Опорные системы, их значение в жизни организмов. Опорные системы растений и животных» Февраль
2014
МБОУ Ардатовская СОШ №1
На областном уровне
1.  Участие в семинаре  «Современные образовательные методики в реализации этно-экологических проектов» Март 2010г ГОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области»
2 Выступление на семинаре «Организация и проведение областного командного турнира «Увлекательная экология»
Тема выступления «Экологические проблемы Нижегородской области»
Октябрь 2014 ГОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области»
 
 
 
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

 
Актуальность опыта заключается в формировании у ребенка потребности учиться, что обеспечивается развитием личностной ценности познавательной деятельности: специальные предметные действия, универсальные познавательные и коммуникативные действия. При учете возрастных особенностей формируется положительная мотивация к изучению биологии, более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков, формируется также умение творческого, нестандартного подхода к решению учебных задач. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умения выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который:
-ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
-более полно принимает себя и свои чувства;
-становится более уверенным в себе и автономным;
-начинает принимать и понимать других людей.

Воспитание  социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приёмов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность современных школьников.
Поэтому в последние годы в образовательном процессе широкое распространение получили методы проблемного  обучения, основанные на механизме интеракции, т. е. межличностной коммуникации. Наиболее важная особенность интерак­ции - способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и в соответствии с этим планировать свои действия.

Проблема

   В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения уступает место новым образовательным технологиям, способствующим развитию базовых профессиональных компетенций. Проблема выбора педагогический технологий является приоритетной в деятельности учителя. 
 
 Цель технологии проблемного обучения: содействовать развитию у обучающихся критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности творчески осваивать новый опыт; способствовать поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.
 
Хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности:
-требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
- ученик должен обладать определенным запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.
- учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
 
Однако преимущества проблемного подхода очевидны:
- у учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
- формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
- при реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно относиться к учебе.
- интерес к предмету заставляет школьников больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Исходные идеи:
  1. Развитие авторской позиции ученика в образовательном процессе.
  2. Безоценочный характер реакции на высказывания учащихся в ходе проблемного обучения.
  3. Целостная включенность ученика в образовательный процесс, связанная и с рациональным познанием, и с интуитивной, часто неосознаваемой работой в эмоционально-личностной сфере.
 
 
Диапазон опыта очень широк. Это проблемные ситуации на различных этапах урока, система «урок – внеклассная работа (объединение «Экология»)» (использование результатов летних наблюдений, экспериментов, являюсь автором проекта экологической экспедиции школьников «Диалог с природой»), нестандартные формы проведения уроков, принципов проблемного обучения при личностно – ориентированном подходе в обучении, проектный метод.

 
В проблемном обучении выделяют три метода: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский (по М.Н. Скаткину).
Исходя из основополагающего принципа личностно-ориентированного образования – принципа «развивающей помощи», при освоении проблемного обучения учителем и учениками, на мой взгляд, предпочтительнее начинать с проблемного изложения. Проблемное изложение — промежуточный метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к собственно проблемному обучению. Эффективен этот метод и в том случае, если учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, например, при изучении новой учебной темы или в классе большинство учащихся не владеют умениями проблемного анализа (умением устанавливать причинно-следственные и ассоциативные связи). Учитель сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает сложные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат. Учащиеся не получают готовых знаний, а оказываются в роли первооткрывателей: следят за процессом поиска, рассуждают, поддерживают обоснование одной версии и отвергают другую. Результатом проблемного изложения является усвоение учеником способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно.
Со временем, по мере приобретения учениками опыта решения проблем, овладения предметным материалом, их умение видеть связи растет. На этом этапе учитель может применять следующий метод проблемного обучения: частично-поисковый или эвристический, метод. Он состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. В процессе изложения темы учитель постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту по химии, биологии и т.п. Этот метод включает поисковую беседу, лекции, самостоятельную работу учащихся. Беседа поискового характера является подготовительной ступенью к самостоятельной работе и следующему способу организации проблемного обучения исследовательской деятельности.
Исследовательский метод, предполагает организацию поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Это могут быть и наблюдения, и опыты, и даже моделирование, и статистические методы, логические рассуждения, и собственные выводы.
Предложенная схема обучения демонстрирует постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность.
Опыт применения проблемного обучения на уроках показывает, что оно способствует формированию познавательной активности учащихся, обеспечивает глубокое усвоение учебного материала и является эффективным средством развития учащихся.
Образовательный стандарт ориентирует учителя  биологии на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.
Почему самостоятельной работе?
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
На уроках биологии отдаю предпочтение  методам:
  • частично-поисковым: эвристическая беседа, практические занятия, поисковые задания, проблемные семинары, сбор материала.
  • поисково-исследовательским: лабораторные работы, экскурсии,  эксперимент,  проект.
  • практическим: тестирование.
  • проблемным: ответ на проблемный вопрос, выступления, решение биологических задач.
  • информационно-развивающим: диалоги, дискуссии.
  • игровым.
Использую приёмы:
  • Опора на жизненный опыт.
  • Учет вектора познавательного интереса.
  • Побуждение к поиску альтернативных решений.
  • Выполнение творческих заданий (по желанию).
  • Предъявление заданий на смекалку.
  • «Мозговая атака».
  • Создание ситуаций успеха.
  • Стимулирующее оценивание.
Чаще развитие познавательной активности осуществляю с помощью следующих способов  обучения:
1. Проблемное изложение
Этот способ организации проблемного обучения наиболее уместен в тех случаях, когда учебный материал сложный, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации.
2. Мультимедийные ресурсы
Учебное занятие, проведенное с помощью мультимедийной презентации, максимально иллюстрирует учебный материал, способствует развитию интереса, внимания и других личностных качеств, качественному усвоению знаний. Такая форма преподавания эффективна на любом типе урока, но максимально на уроках, где требуется моделирование какого-либо  процесса. Например, на уроке в 9 классе «Доказательства эволюционного происхождения человека» используется как  иллюстративное доказательство одной из гипотез.
3. Исследовательская работа во время проведения лабораторных и практических работ, уроков-экскурсий.

Одним из путей осуществления организации проблемного обучения является постановка исследовательских заданий. Особенностью исследовательских заданий является то, что сначала, как правило, выполняется практическая работа по сбору фактов (опыты, эксперимент, наблюдение, работа над книгой, сбор материала), а затем их теоретический анализ и обобщение. При этом проблема очень часто возникает не сразу, а в ходе обнаружения несоответствия, противоречия между выявленными фактами. Процент самостоятельности при этом крайне велик, и увеличивается с возрастом учеников.
4. Решение биологических задач
1. Биологическая задача - это наиболее удачный способ не только привлечения внимания учащихся к той или иной проблеме, но и постановка самой проблемы. Так при изучении темы "наследственные болезни, сцепленные полом" урок целесообразно начать с задачи: "В семье здоровых родителей рождается мальчик больной гемофилией (не свертывание крови). В семье паника. Откуда снова появилась болезнь, еслипоследний раз в роду болезнь была у прадеда по материнской линии?". Ответ находят после получения знаний.
2. Во время контроля знаний часто применяется тестовый контроль, позволяющий установить объем полученных знаний, а биологические задачи - качество усвоения материала, умение использовать свои знания на практике. Главное - не просто правильно решить задачу, а понять путь к решению. Самостоятельное решение задачи - это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа.
5.Электронные учебники.
Работа с электронными учебниками позволяет не только формировать знаний и умений, но и вырабатывать опыт творческой деятельности. Учащиеся имеют возможность  быстро получить необходимую информацию, в виде фото и видеоматериалов, схем и др., которые оживляют восприятие материала. Так на уроке в 9 классе по теме «Химический состав клетки» появляется возможность совершенствования творческих способностей на этапе закрепления и контроля знаний. Как правило, благодаря особой тренировочной системе, построенной на поэтапном усложнении заданий, на положительную оценку срабатывают ученики всех трех уровней обучаемости, а это стимулирует процесс познания.
6. Проектная деятельность.
Проявляя интерес, получая  определенный багаж знаний и весь свой творческий опыт, создаются экологические проекты, являющиеся  одной из форм практической реализации проблемного обучения. По сво­ей структуре они приближенные к подлинному научному исследованию, то есть включают в себя доказательство актуальности темы; определе­ние проблемы, предмета и объекта исследования; определение задач, методов, источников информации, выдвижение гипотез; обобщение результатов, выводов; оформление результатов; выявление новых проблем.
Наиболее значимыми проектами, созданными учащимися школы за последние 5 лет, являются  «Ответственность за нарушение в области экологии Ардатовского района»; «Этно-экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников. Празднование Пасхи, Масленицы и Рождества в Ардатовском районе»; «Празднование Знамения в р.п. Ардатов»
 «Этно-экологический маршрут по р.п. Ардатов и селу Леметь»
 «Антропогенное влияние на природные сообщества в рекреационных зонах Ардатовского района», «Микроклимат школы», «Проект раздельного сбора мусора», «Воздействие современных электрических устройств на психическое и физическое здоровье людей разных возрастов», «Проект по обеспечению продовольственной безопасности Ардатовского района Нижегородской области», «Проект культурного ландшафта: жилого квартала, центра города, промышленной зоны», «Качество хлеба и хлебобулочных изделий в ООО «Ардатовский пищекомбинат», «Биоразнообразие», «Проблемы перехода на экологический транспорт в Нижегородской области»
Обучающиеся 9-11 классов участвовали в  межрегиональном сетевом экологическом Интернет-проекте «Нам жить на этой земле!».
 
Особое место в системе уроков занимают активные формы урока, не только повышающие эффективность обучения, но и способствующие  развитию у учащихся интереса к предмету.
     В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин делю учащихся на 3 основные группы:
  1. школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Поэтому, работая с ними необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор более трудных заданий.
  2. школьники со средними учебными  возможностями. При работе с этой группой главное внимание уделяется развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (с помощью учителя)), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Стараюсь создать условия для продвижения в развитии этой группы и постепенного перехода некоторых в первую группу.
 Значительную трудность при подготовке к дифференцированной работе представляет третья группа – дети с пониженной успеваемостью. Для этих учащихся использую опорные конспекты, кроссворды, задания репродуктивного характера.
     Однако для успешного осуществления такой работы необходимо соблюдение следующих условий:
  1. между учителем и коллективом класса должна существовать атмосфера сотрудничества, доверительные отношения;
  2. постоянное внимание совместной работе всех трех групп, отмечая работу каждой группы в решении общей проблемы;
  3.  я обязана внимательно следить за ростом учащихся, замечать любое, продвижение (даже самое небольшое), своевременно переводить детей из одной группы в другую.
     Наличие хорошей мотивации и организации активной познавательной деятельности соответственно целям обучения еще не гарантирует достижение планируемых результатов. Необходимо специальным образом управлять учебной деятельностью, то есть следить за полным и правильным выполнением всех предложенных заданий контролировать качество усвоения и обязательно корректировать ошибки. В своей работе использую различные виды контроля: текущий, тематический и итоговый (зачеты, экзамены).
 
Средства обучения:
  • вербальные (аудио «Голоса птиц в природе», «звуки Земли»),
  •  наглядные (видеообучение),
  • электронно-обучающие,
  • компьютерные,
  • раздаточный материал:
    • тестовые задания,
    • тексты для комплексного анализа,
    • тексты разноуровневых контрольных работ,
    • демонстрационный и тренировочный материал для ЕГЭ,
  • карточки для индивидуальной работы;
  • библиотечка (рубрики «Это интересно» - книги для дополнительного чтения, учебная литература).
Преобладающие виды деятельности
  • Самостоятельная деятельность организуется с помощью индивидуальной, групповой, коллективной форм.
  •  Поисковая деятельность  предусматривает использование учащимися навыков анализа и синтеза.
    •    Проектная деятельность обеспечивает самостоятельное получение результата в специально организованных учителем условиях дифференциации образовательного пространства.
    • Исследовательская деятельность предполагает умение учащихся систематизировать и анализировать информацию, обобщать факты, явления, делать выводы.
Приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности
Важным моментом является оценка, достойная оценка. Постоянная потребность, рассуждая, использовать уже имеющиеся знания, разумного ребенка обязывает учиться систематически.  Плохие оценки стараюсь не ставить сразу, пытаюсь стимулировать желание доучить.
  • Выборочная проверка.
  •  Взаимопроверка:
-ученики обмениваются  тетрадями и  проверяют  задание друг у друга;
- учитель проверяет задание у ученика,  который первым справился с ним; затем этот ученик проверяет выполнение задания у другого; потом они вместе производят проверку у следующих и так далее;
- учитель назначает консультантов (из числа лучших учеников), и они производят проверку;
- пресс-конференция;
- аукцион знаний. 
  •   Самоконтроль:
      - по словарям, таблицам, схемам, учебнику, справочникам;
- по образцу
  • Тест  - поурочный, - тематический, - итоговый.
  • Зачет.
Технология применения форм, методов, средств учебно-воспитательной работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами.
 Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:
- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом; - у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии; - возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Опыт работы позволяет сделать выводы, что аспектами успешного урока биологии являются:
1. Формирование предметной компетентности
§ показать учащимся значимость биологических знаний
§ возможность их применения в повседневной жизни
2. Развитие познавательной активности и самостоятельности
§ не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать
§ разбудить в каждом природную любознательность
§ формировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития
§ постоянно стимулировать познавательную активность и самостоятельность учащихся
3. Формирование информационной культуры
§ научить работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, находить скрытые составляющие, обобщать, творчески перерабатывать.
4. Развитие мышления
§ каждому ученику помочь освоить основные логические операции
§ развивать творческое (дивергентного) мышление
5. Развитие творческих способностей
§ стимулировать творческую активность учеников
§ создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности.
6. Формирование коммуникативной компетентности и толерантности
§ Любой урок — это всегда общение
§ Учить слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения.
7. Создание психологически комфортной среды
§ Создавать условия чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания живой природы, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы над собой.
8.Формирование рефлексивных качеств
§ Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели
9.Разнообразие учебной деятельности
 
§ Учебный труд интересен, если он разнообразен.
§ Чередовать разные формы деятельности
§ Каждый урок должен быть неповторимым, не похожим на другие.
 
Результативность  при проблемном подходе в обучении биологии, позволили мне достичь следующих результатов:
у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению биологии: возросший интерес к предмету заставляет учащихся больше читать биологической литературы;
более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого, нестандартного подхода к решению учебных задач, активная деятельностная позиция учащихся в учебном труде;
активный коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения развивает монологическую и диалогическую речь учащихся, умение общаться в микро - и макрогруппах.

 
Библиографический список:
1. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.-1999№3
2. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: 5 за знания, 2006.- 144с.
3. Кожемяко М.В. Проблемное обучение на уроках биологии. Статья: Преподавание биологии. Общепедагогические технологии. – г. Мареинск Кемеровская область, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005г.
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: АРО, 2004. – 368с.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Совсем необычный урок: практическое пособие.– Ростов-на-Дону: Учитель, 2001. – 209с.
6. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. -  Ленинград, 1973. – 144с.
7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Педагогика, 1977.
8. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 206с.
9. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения// Школа 2010.
10. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987
11. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии //Образование в современной школе. 2003 г.- № 6
12. Северина О.А. , Погорелова О.П., Ермишева М.Р. Мониторинг образовательной деятельности педагогов в условиях новой системы оплаты труда. – Волгоград: Учитель, 2010. – 206с.
13. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства. – ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет», 2006.-  384с
14. Сухова Т.С.Уроки биологии: технологии развивающего обучения. – М.: Вентана-Графф, 2001.- 322с.
15. Intel/ Обучение для будущего при поддержке Microsoft [Текст]: учебное пособие/ общ. Ред. Е.Н. Ястребцовой, Я.С. Быховского. – М. : Рус. ред., 2004. – 343 с.
16. Шамова Т.И. Управление образовательными процессами. – М.: Академия, 2002.- 384с.
17. Издательский дом "Первое сентября" E-mail: festival@1september.ru
18. www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);
19. www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);
20. www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).
 
 

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ