Статья "Мои размышления о профессии учитель"
Ирина Шаврина
06.07.2016
5826
3
Эссе
Шаврина Ирина Владимировна,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель начальных классов,
МБОУ НОШ № 2, г. Южно-Сахалинск,
Сахалинская область
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель начальных классов,
МБОУ НОШ № 2, г. Южно-Сахалинск,
Сахалинская область
Мои размышления о профессии учитель
Сидя за школьной партой слушая учителей
Мечтала я сама учить детей
Мою мечту поддерживала мама
И помогала мудростью своей
И вот закончен ВУЗ, меня встречает школа
Первый урок так трудно начинать
За годом год звенит звонок веселый,
Мне, помогая опыт шлифовать.
Мечтала я сама учить детей
Мою мечту поддерживала мама
И помогала мудростью своей
И вот закончен ВУЗ, меня встречает школа
Первый урок так трудно начинать
За годом год звенит звонок веселый,
Мне, помогая опыт шлифовать.
Считается, что правильно выбранная профессия должна быть интересна и, кроме достойного вознаграждения, приносить удовольствие. Но любая работа, даже самая интересная и любимая, требует напряжения и самоотдачи. Наивно ждать от детей желания трудиться, особенно если с детства не привита потребность в труде. Основные виды деятельности человека – игра, образование, работа, творчество, отдых. Четкой границы между этими видами деятельности нет. Любая деятельность направляется внешними или внутренними мотивами – необходимостью и потребностью. Я думаю, что хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Он гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы.
Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег. Отношения между учителем и учеником никогда не бывают равными — сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта. Но в одном отношении равенство между ними обязательно — в степени искренности. Ребенок ищет в учителе старшего друга и наставника. Поэтому надо строить отношения со своими учениками на взаимопонимании, ведь, раскрываясь навстречу ребенку и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «я».
Педагогика – наука сложная и ответственная. В руках человека, занимающегося педагогикой, живой материал – дети. Бери, лепи, созидай, но очень осторожно. От тебя зависит, что ты сотворишь. Тебе придется «пожинать плоды».
Учитель… Не всякий человек может стать им. Нелегко владеть этой профессией. Учитель должен обладать соответствующими качествами. Самое важное - это способность любить, понимать, ценить детей. По - моему, если в эту профессию войдёт человек, обладающий феноменальными знаниями, но не любящий детей, вряд ли он сумеет отдать багаж знаний детям. Дети очень тонко чувствуют отношение к себе со стороны учителя.
Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег. Отношения между учителем и учеником никогда не бывают равными — сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта. Но в одном отношении равенство между ними обязательно — в степени искренности. Ребенок ищет в учителе старшего друга и наставника. Поэтому надо строить отношения со своими учениками на взаимопонимании, ведь, раскрываясь навстречу ребенку и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «я».
Педагогика – наука сложная и ответственная. В руках человека, занимающегося педагогикой, живой материал – дети. Бери, лепи, созидай, но очень осторожно. От тебя зависит, что ты сотворишь. Тебе придется «пожинать плоды».
Учитель… Не всякий человек может стать им. Нелегко владеть этой профессией. Учитель должен обладать соответствующими качествами. Самое важное - это способность любить, понимать, ценить детей. По - моему, если в эту профессию войдёт человек, обладающий феноменальными знаниями, но не любящий детей, вряд ли он сумеет отдать багаж знаний детям. Дети очень тонко чувствуют отношение к себе со стороны учителя.
Порою можно увидеть, как учитель «упивается своими знаниями», не обращая внимания на то, как дети воспринимают его. В этом случае дети не получат знаний. Между учителем и учащимися нет контакта, взаимопонимания. В моём понимании учитель – это человек, способный создать условия для развития творческих способностей учащихся, умения самостоятельно мыслить. Учитель должен видеть в ребёнке личность и развивать её.
Януш Корчак писал: «Ребенок – это не почва, возделываемая наследственностью для посева жизни, мы можем лишь способствовать росту того, что яростно и настойчиво начинает рваться к жизни в нем еще до его первого вздоха». Если мы хотя бы не пытаемся раскрыть смыслы и ценности, лежащие за пределами профессиональной деятельности, мы никогда не вырвемся из замкнутого круга: «Для чего мы работаем?» – «Чтобы жить!» – «А для чего живем?» – «Чтобы работать!» Было бы самонадеянно рассчитывать на явные и быстрые результаты, даже если мы сами имеем верные жизненные ориентиры, если нам созданы благоприятные условия для работы и мы вооружены самыми передовыми технологиями. Неизвестно, где, когда и в каком виде прорастет посеянное – но если ничего не делать сегодня, завтра уж точно ничего не вырастет. Есть выражение: "Можно привести лошадь к реке, нонельзя заставить ее пить". Хочется его перефразировать: "Мы не можем заставить пить, но можем привести к реке!"
Профессиональное развитие учителя – это рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессиональных значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное – формирование у него способности к самооценке – рефлексии. Этому способствует технология, объединенная под названием “Портфолио учителя» Все в жизни имеет начало и конец. Моя дорога в школу тоже имеет свое начало. Еще в детстве у меня была мечта: стать учителем. Помня о крыловской мудрости: "Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец...", я приступила к своему любимому делу. Считаю, что учитель должен стремится не только давать знания, но и интересоваться внутренним миром своих учеников, их эмоциями. Учитель может быть строгим и требовательным, но если ученик чувствует, что учитель интересуется его делами, хочет понять его, искренне помочь, то он поверит и сохранит уважение к нему.
Януш Корчак писал: «Ребенок – это не почва, возделываемая наследственностью для посева жизни, мы можем лишь способствовать росту того, что яростно и настойчиво начинает рваться к жизни в нем еще до его первого вздоха». Если мы хотя бы не пытаемся раскрыть смыслы и ценности, лежащие за пределами профессиональной деятельности, мы никогда не вырвемся из замкнутого круга: «Для чего мы работаем?» – «Чтобы жить!» – «А для чего живем?» – «Чтобы работать!» Было бы самонадеянно рассчитывать на явные и быстрые результаты, даже если мы сами имеем верные жизненные ориентиры, если нам созданы благоприятные условия для работы и мы вооружены самыми передовыми технологиями. Неизвестно, где, когда и в каком виде прорастет посеянное – но если ничего не делать сегодня, завтра уж точно ничего не вырастет. Есть выражение: "Можно привести лошадь к реке, нонельзя заставить ее пить". Хочется его перефразировать: "Мы не можем заставить пить, но можем привести к реке!"
Профессиональное развитие учителя – это рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессиональных значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное – формирование у него способности к самооценке – рефлексии. Этому способствует технология, объединенная под названием “Портфолио учителя» Все в жизни имеет начало и конец. Моя дорога в школу тоже имеет свое начало. Еще в детстве у меня была мечта: стать учителем. Помня о крыловской мудрости: "Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец...", я приступила к своему любимому делу. Считаю, что учитель должен стремится не только давать знания, но и интересоваться внутренним миром своих учеников, их эмоциями. Учитель может быть строгим и требовательным, но если ученик чувствует, что учитель интересуется его делами, хочет понять его, искренне помочь, то он поверит и сохранит уважение к нему.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся использую систему дифферецированных заданий, работу в группах. Ставлю перед учениками различные проблемы и учу их решать, опираясь на полученные знания. В своей работе использую современные технологии, провожу занятия с мультимедийной поддержкой. Твердо убеждена, что в школе должны работать люди не равнодушные к детям, те, кто может стать примером. Учитель не должен бояться говорить ребенку, что у него на уроке все получается, и часто произносить «молодец», «умница», даже тогда, когда успехи ученика невелики. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе и это побуждает интерес к знаниям. Так что для меня значит быть учителем? Ответить на этот вопрос я бы хотела этими прекрасными стихотворными строками:
Я - учитель, а что это значит?
Значит, мне пожелайте удачи,
Значит мне по плечу все задачи-
Мне доверена чья-то судьба.
Я- учитель и что же мне делать?
Надо к знаниям класс вести смело,
Надо браться за дело умело,
Как доверчивы эти глаза!
Я- учитель, а что это значит?
Значит сердце от радости скачет,
Значит жить не могу я иначе
Лишь бы слышать детей голоса!
Я- учитель великое дело:
Напрягая себя до предела
Чьи то судьбы счастливыми делать!
И впускать в чью-то жизнь чудеса!
Значит, мне пожелайте удачи,
Значит мне по плечу все задачи-
Мне доверена чья-то судьба.
Я- учитель и что же мне делать?
Надо к знаниям класс вести смело,
Надо браться за дело умело,
Как доверчивы эти глаза!
Я- учитель, а что это значит?
Значит сердце от радости скачет,
Значит жить не могу я иначе
Лишь бы слышать детей голоса!
Я- учитель великое дело:
Напрягая себя до предела
Чьи то судьбы счастливыми делать!
И впускать в чью-то жизнь чудеса!
Источники:
Сайт Стихи.ру Лариса Факеева: Я - учитель https://www.stihi.ru/2012/09/20/9685
Сайт Стихи.ру Лариса Факеева: Я - учитель https://www.stihi.ru/2012/09/20/9685
Другие статьи
- Гиперактивные школьники младшего и среднего звена
- Предметный календарь естественных наук
- Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика
- Саморазвитие специалиста в профессии как фактор его профессиональной самореализации (из опыта работы)
- Возможности сетевых журналов в работе учителя
- Готов ли ваш ребёнок к школе?
- Школьный журнал на английском языке как ресурс обучения и воспитания учащихся
- Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
- Музей как средство патриотического воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
- Официальные сайты и сайты, посвященные профильному обучению
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Прекрасные размышления, светлые , сердечные. Как бы тяжела ни была наша работа, мы любим её и стараемся найти в ней самое хорошее, что заставляет её любить всё больше и больше. С годами вселяется в нас и начинает жить такое чувство, что мы без этой работы совсем ничто. Вы правильно заметили: "... мы никогда не вырвемся из замкнутого круга: «Для чего мы работаем?» – «Чтобы жить!» – «А для чего живем?» – «Чтобы работать!»
Ольга Степанова, дата: 20.07.2016 в 16:39
#2 Мне понравились Ваши размышления о профессии учителя, поддерживаю Вас во всём. Приглашаю обменяться мнениями, прокомментируйте и мою статью "Если назвался учителем, будь им!"
Валентина Титова, дата: 25.07.2016 в 16:07
#3 Очень добрые слова, действительно,учитель - это не профессия или должность, а призвание, образ жизни и мысли.
Анастасия Хряпова (Монакова), дата: 19.02.2019 в 13:18
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.