С нами 16775 учителей, 6540 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Логопед в школе"
Татьяна Шмидт   19.01.2014   1665   0   Эссе

             Я работаю учителем-логопедом с детьми, в характеристиках которых присутствуют частицы не: не могут, не способны, не умеют, не понимают, не усваивают, не запоминают, не справляются и т.д. Это дети с недоразвитием интеллекта. Они приходят в нашу школу уже побывав в ситуации неуспеха, обучаясь в другой школе, не верят в собственные силы. У них не сформированы мыслительные процессы, ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем мире, возникающие как следствие недостаточности темпа и подвижности психических процессов, слабости внимания, памяти, сниженной умственной работоспособности, повышенной истощаемости. Интеллектуальная недостаточность отрицательно    сказывается и на речевом развитии ребёнка.
              Нужна ли детям с интеллектуальным недоразвитием логопедическая помощь?
          Быть может, со временем он сам научится правильно произносить звуки, осуществлять звуковой, языковой анализ, составлять рассказ по сюжетным картинам, грамотно писать, бегло читать, полноценно пересказывать прочитанное? Увы, это заблуждение. Если бы время могло «лечить» все, не нужны были бы ни врачи, ни психологи, ни логопеды, ни другие специалисты, занимающиеся лечением тела, души, интеллекта или речи человека.
            При поступлении в школу учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи ребёнка. Изучая материалы личного дела, беседуя с учеником, заполняя речевую карту, настраивая на успех в учебном труде, невольно становишься проводником между его предыдущим, хотя и  небольшим жизненным опытом и настоящим. Учитель-логопед становится для него центральным ядром – той точкой опоры, которая позволяет обрести веру в себя, в свои силы и возможности, в то, что он не хуже других, а такой же, как все. Во время перемен учащиеся заходят в мой кабинет просто для того, чтобы пообщаться. Часто они делятся со мной своими удачами и неудачами, доверяют сокровенное.
            Детям-логопатам  в условиях нового коллектива необходима помощь в социальной адаптации. Она невозможна без речевого развития.
        Речевые нарушения у детей с недоразвитием интеллекта носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При интеллектуальной недостаточности нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У таких детей отмечается несформированность как импресссивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся начальных классов школы VIII вида наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
            У школьников с нарушением интеллекта оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль заречью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.
         Обследование речевого развития каждого ребёнка-логопата провожу, применяя новейшую нейропсихологическую тестовую методику Фотековой Т.Б. Процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
            Коррекционно-развивающую работу на занятии провожу с учетом индивидуальных психических особенностей каждого ребенка, их работоспособности, особенностей моторного развития, уровня несформированности речи.
«Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», писал Л.С. Выготский.
        На подгрупповых и индивидуальных занятиях по коррекции речи наряду с традиционными средствами я использую компьютер. Учеников  привлекает новизна проведения уроков с применением ИКТ. В логопедическом кабинете во время такого занятия создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли своими словами, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
          Применение специализированных компьютерных программ, ЭОРи составленных авторских презентаций на логопедических занятиях повышает эффективность коррекционной работы и позволяет решить ряд задач:
- повысить мотивацию детей к логопедическим занятиям;
- обучить сотрудничеству и новым формам общения между ребёнком и логопедом;
- сформировать осознанную оценку ребёнком своих достижений;
- поддержать (создать) положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий;
- осуществить дифференцированный подход;
- сократить время выработки необходимых технических навыков учащихся;
- увеличить возможность проводить больше тренировочных и коррекционных заданий.
          Учитывая быструю утомляемость учащихся, провожу частую смену видов деятельности, а также тщательно дозирую речевой материал.
          Все дети со значительным улучшением речи переводятся в следующие классы школы, детей без динамики обычно нет.
          Несомненно, подобные результаты детям с системными нарушениями речи возможно достигнуть только при помощи учителя-логопеда. Можно сказать, что своевременное  и целенаправленное  устранение нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями, которое осуществляет учитель-логопед, способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников коррекционной школы.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ