С нами 17170 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Формирование положительной мотивации к биологии через проектно-исследовательскую деятельность"
Шевцова Елена Александровна,
Высшая квалификационная категория,
учитель биологии и химии,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 8
г.Кулебаки, Нижегородская область

Формирование положительной мотивации к биологии 
через проектно-исследовательскую деятельность
 
          Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.
         Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.
Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
        Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
       Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
       Биология – наука экспериментальная.  Поэтому, в основе преподавания лежит эксперимент, как источник знаний, выдвижения и проверки гипотез, как средство закрепления знаний и их контроля. Внедрение исследовательского подхода в обучении биологии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников. Умению проводить научные исследования надо обучать уже в школе. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. В преподавании естественных наук, и в частности в биологии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.
        Исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнение которой решаются задачи: решение практических, общественно-значимых задач; самореализация личности; гуманность по отношению к окружающему миру; приобретение навыков правильного образа жизни.
По ФГОС целями изучения биологии в основной школе являются:
1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли биологии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности  — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого биологические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Методика проектирования учебной деятельности состоит из нескольких этапов:
  • постановка задачи;
  • планирование деятельности по реализации проекта;
  • планирование временных, пространственных рамок проекта;
  • поиск источников информации по данному вопросу, знакомство с имеющейся
  • информацией в различных источниках, подбор материала;
  • структурирование информации;
  • изготовление и оформление продукта;
  • выбор формы презентации;
  • подготовка презентации;
  • презентация;
  • самооценка и самоанализ.
     При работе над проектом в исследовательской деятельности учащиеся вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, навыки самоорганизации. У детей увеличивается мотивация к обучению, и как следствие количество хороших оценок так же увеличилось. У ребят формируется адекватная самооценка. Четко видна связь между занятиями исследовательской деятельностью и успешной социализацией учащихся. Они начинают испытывать потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула. Формируется интерес не только к предмету «Биология», но и к обучению в целом.
       Есть дети, которые рассматривают неудачу так, как будто проблема в нем самом. Активно переживая негативные эмоции, отказывается от деятельности и проявляет пассивность.
       В каждом классе старшего и среднего звена есть дети, которые будут работать у любого учителя. Есть дети такие, которые ничего не будут делать даже у самого «золотого» педагога. Наша задача ориентироваться на тот «средний класс», который находится на распутье: «быть или не быть?» «делать - не делать?» и пытаться сманить на свою сторону.
       Победу можно праздновать тогда, когда, хотя бы один «средний» ребенок начал учиться.
        К сожалению, большинство учебных проектов выполняются в настоящее время в рамках внеклассной и внеурочной деятельности, что требует и от учителя и от учащихся дополнительного увеличения нагрузки. Наиболее ценными являются такие проекты, работа над которыми ведётся в рамках урока.
       В заключение хотелось бы сказать, для того чтобы ребёнок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь доброго и умного педагога, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.
       Каждый учитель должен быть заинтересован в том, чтобы ученик, оканчивающий школу, был уверен в себе и своих возможностях, не боялся проявлять самобытность мышления, верил в себя и свои силы, был способен к саморазрушению ради созидания, не терял способности находить выход в самых непредвиденных ситуациях.
 
Список литературы
1. Л. Ф. Батан. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций. Новос. : Изд-во НИПКиПРО, 2002.
2.А.С.Белкин. Ситуация успеха. Как ее создать. М. Просвещение, 1991 г.
3.А.С.Границкая. Научить думать и действовать. М. Просвещение, 1991 г.
4.Н.И.Зильберберг. Приобщение к математическому творчеству. Уфа. Башкирское книжное издательство, 1988 г.
5.Костюкова Н.К. Научно-исследовательская работа учащихся. – М.: Математика в школе №5, 1999
6.А.М.Матюшкин. Загадки одаренности. М. Школа-пресс, 1993 г.
7.Д.Пойа. Математическое открытие. М. Наука, 1976 г.
8.В.Д.Степанов. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. М.  Просвещение, 1991 г.
9.Л.Ф.Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль.  Академия развития, 1997 г.
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Проектная исследовательская деятельность на уроках биологии является важной составляющей современного учебно-воспитательного процесса.Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Спасибо за статью.
Светлана Староверова, дата: 19.01.2019 в 21:12  
#2 Невозможно не согласиться. Действительно, исследовательская деятельность учащихся, при правильном подходе, формирует положительную мотивацию к учению в целом, дает возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. Плюсы организации научно-исследовательской деятельности учащихся более чем очевидны. Спасибо, Елена Александровна!
Ольга Турова, дата: 21.01.2019 в 1:44  
#3 Проектной деятельностью с обучающимися занимаюсь более 15 лет. На практике убедилась в ее эффективности для развития познавательного интереса и мотивации школьников в изучении предмета.
Елена Ваторопина, дата: 27.01.2019 в 5:37  
#4 Учебная мотивация школьников на любом школьном предмете направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на освоение способов самостоятельного добывания знаний. Безусловно, наиболее ярко это проявляется в исследовательской деятельности учащиеся.
Светлана Жарикова, дата: 27.01.2019 в 7:29  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ