С нами 14637 учителей, 5114 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Интонационные погружения на уроках музыки"

Трушина Светлана Юрьевна
Учитель музыки высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная   казачья  школа" 
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край

                                  Интонационные погружения   на уроках музыки

   Музыка — искусство интонационное, это  качество пронизывает все сферы    общения  с ней слушателя.  Явления  действительности, попадающие в поле     отражения  музыки, получают прелом­ление в интонации как самодвижение  чувств,  процессуальности челове­ческой жизни.  В форме чувственно  осязаемой      мысли  музыкальный образ осознаётся подготовленным к воспри­ятию слушателем.  Вне постижения интонации как смысловой единицы музыки все суждения о ней остаются лишь декларативными разговорами и не касаются сути (А.Н. Сохор).
   Эффективными в плане подготов­ки детей к музыкальному восприятию становятся те подходы, которые опи­раются в частных методиках на опыт эмоционально-образного мышления слушателя.  Так, в генетической памя­ти ребёнка хранятся представления о большинстве фундаментальных эмо­циях человека (нежности, печали, рав­нодушия, радости, удивлении и других), составляющих физиологическую осно­ву одноимённых художественных эмо­ций, получающих эстетическую окрас­ку в музыке и, как правило, легко уз­наваемых школьниками, если на это обратить их внимание.
    На психологическом уровне воспри­ятие музыки требует соответствующих установок, настройки на интонационную волну, театрализованного погружения в образный мир музыкального произве­дения. Этот процесс аналогичен погру­жению в чтение книги, захватывающее сценическое действие,  требует времен­ного отвлечения от собственного «Я», подчинения чувствам и мыслям, пере­данным в музыкальном произведении.
Выход из погружения сопровождается ощущениями обновлённости,  обогащенности   опытом воображаемой жизни, запечатлённой в искусстве.  Умением по­гружаться в художественный мир ис­кусства определяется уровень эстетичес­кой культуры человека.
Этому невозможно научить обыч­ными средствами, используя однолиней­ные педагогические подходы и алгорит­мы действий, так же как невозможно научить чувству любви, сопереживания другому человеку, нравственному соуча­стию. Подобные состояния возникают как бы спонтанно, неожиданно, не про­гнозируемо, непреднамеренно. Но  в то же время   и закономерно, не случайно.  Этому предшествует долгий подготови­тельный период накопления опыта вос­приятия, откладывания следов памяти в тайниках сознания, психики, для того чтобы выплеснуться в определённый момент жизни неожиданным открове­нием, порывом чувств и мыслей, радос­тью открытия личной причастности к искусству.  Понять и должным образом интерпретировать такие творческие процессы можно только через обновлён­ную парадигму познания.
     Вводя детей в мир музыки,  важно выделить те клю­чевые точки её интонационной палит­ры, которые смогут  плодоносить в об­разном сознании ребёнка творческими открытиями, эвристическими находка­ми, выводить его на путь саморазвития своего восприятия, подпитывать худо­жественные искания. Такой прогноз на самодостраивание определяет в конеч­ном итоге логику построения самого пе­дагогического процесса. Он не проти­воречит  классическим  педагогическим  воззрениям  на организацию процесса воспитания.
Погружение в образный мир музы­ки предполагает этапы введения, непос­редственного погружения, выхода из него, установления связи с ситуативным жизненным контекстом. Оно основано на творческом воображении человека и требует его активности. Без этого невоз­можно переосмысление образного язы­ка музыки, средств художественной вы­разительности, интонационных комплек­сов, тематического материала, переведе­ние их в эстетическую, образно-смысловую плоскость. С участием творческого воображения музыкальный образ обре­тает коммуникативную завершенность, становится узнаваемым и понятным слу­шателю, создавая предпосылки для пе­реживания художественного содержа­ния, переинтонирования его на язык пла­стики, мимики, жестов, выразительных музыкальных движений, мысленного ди­алога с воображаемым героем, других средств перевоплощения.
     В отличие от инсценировки, осуще­ствляемой, как правило, в форме сво­бодного выражения эмоций, погруже­ние в музыку обусловлено логикой развёртывания музыкального содержа­ния, интонационного материала. Погру­зиться в музыку — значит быть цели­ком захваченным её содержанием, пре­даться чувству, перевоплотиться в ху­дожественный образ, воссоздать эстети­ческую программу, заложенную в му­зыкальном произведении, переосмыс­лить его в соответствии с собственным ассоциативным опытом. Подобных  аф­фектов можно достичь только путём си­стематических упражнений, аналогич­ных работе актёра над ролью. Именно здесь, в процессе творческого переосмысления и возможно возникновение того состояния, которое определялось  Л.С. Выготским  как преобразование житейского переживания особой, искус­ственно возникшей эмоцией, то есть катарсиса восприятия искусства, бла­годаря чему возникает эффект саморе­гуляции эстетического поведения че­ловека как самостроительства духов­ного мира. Это проявляется не сразу, не целостно, не носит радикального характера, а осуществляется «малыми дозами», постепенно накапливаясь в жизненном опыте человека. Подобные, по терминологии Л.С. Выготского, «за­вязывания узелков на память», совер­шенные в процессе переживания ис­кусства, способны перестраивать внут­реннее поведение человека, превращать­ся в норму его жизни.
   На технологическом уровне, погру­жение в содержание музыки включает фазы вживания, присутствия, отож­дествления, соучастия, перевоплощения, переживания, сопереживания. Каждая из них характеризует ту или иную сте­пень сотворческой деятельности, край­не необходимую для полноценного эс­тетического восприятия музыки. Вы­бор форм погружения зависит от типа музыкального произведения, его жан­ра. Общим для восприятия остаётся то, что оно требует сосредоточенности на музыке, переживания её.  Без этого ху­дожественный мир любого музыкаль­ного произведения оказывается непро­ницаемым для слушателя. В пережи­вании как эмоционально-образном по­знании жизни, сопрягаются воедино чувства, мысли и идеалы, вызывая, по словам А. Толстого, «дивную музыку образов красоты».
    Уровни погружения в художествен­ный мир музыки зависят от возраста слушателей. Так, для младших школь­ников свойственны игровые формы вживания в образный мир музыки, отождествление себя с действующими героями и персонажами художествен­ного мира музыкального произведения; для подростков присуще соучастие в действиях, самоанализ возникающих при этом чувств; для школьников стар­шего возраста — переживание художе­ственного образа, сопереживание само­му себе, собственному «Я». Точных гра­даций здесь быть не может. Их трудно обозначить даже на теоретическом уров­не, в чём, впрочем, нет и необходимости. Важнее помочь школьнику установить духовно-личностный контакт с музыкой, вызвать эмоциональный отклик, сфор­мировать интерес к искусству, потреб­ность в художественном переживании. Рассмотрим подробнее эти процессы на анализе некоторых примеров.
    Сцена «Вальс. Полночь» из бале­та С.С. Прокофьева «Золушка» закан­чивается тем, что девушка, спешно по­кидая бал, теряет одну из своих туфе­лек. На лестнице туфельку находит взволнованный принц. Какие чувства охватывают его?  Попробуйте мыслен­но   погрузиться в это эмоциональное со­стояние лирического героя, поднять на фоне звучания музыки туфельку,  пере­дать его эмоциональное состояние дви­жениями, жестами, мимикой, пласти­кой.  В этих действиях должны отра­зиться психологическое состояние юно­ши, смятение, растерянность, отчаяние. В его руке туфелька.  Как он будет дер­жать её, какими способами выражать отношение к ней? Эти творческие зада­чи предстоит решить самим детям.
    Рас­познав эмоцию скорби в Прелюдии Ф. Шопена № 20,  учащиеся пытаются передать свои ощущения в движени­ях. При всём разнообразии исполняе­мых движений можно найти много общего, похожего-  медлен­ный темп, плетущийся шаг, сутулость, обращённый вниз взгляд, сосредоточен­ность мимики, напряженность мышц лица, безвольное положение рук , что свидетельствует об определённом эмо­циональном состоянии человека, о его поведении в моменты печали и скор­би. В такие минуты люди едины в сво­их движениях, а значит и в мыслях. Чувства скрыть невозможно. Музыка объединяет людей, воспитывает, застав­ляет думать и переживать
Куда и с каким настроением мог­ли бы шествовать Деревянные сол­датики («Детский альбом» П.И. Чай­ковского)?
-на праздничный парад;
-на войну;
-на новогодний праздник;
-с войны - победителями или побеждёнными?
В средней части характер музыки меняется, появляются грустные интона­ции. Может быть, воспоминания о ка­ких-то неприятных событиях могли омрачить бодрое и задиристое шествие. Как отмечал Б.В. Асафьев, можно пред­положить, что перед выступлением де­ревянных солдатиков произошли какие- то нелады у играющих.  Учащиеся погружаются  в эмоциональ­ный мир этого образа.   Движения становятся чёт­кими и пружинистыми, а чувства праз­дничными и приподнятыми. Теперь легче догадаться и о том, почему компо­зитор использовал в пьесе такое, а не иное построение музыки, да и минор в средней части становится понятнее.
    К пьесе «Нянина сказка» из «Дет­ского альбома» П.И. Чайковского   Б.В. Асафьевым был предпослан эпиграф: «Вошла  няня: дело к вечеру,  а то и к ночи.  Пора зазвать в постель и постра­щать».  Необычность сказки заключа­ется в том, что в ней нет слов, и содер­жание передаётся исключительно с помощью звуков.  Однако нетрудно до­гадаться, о чём говорится в музыке, если внимательно вслушаться в неё. Слуша­ем пьесу, определяем, в какой из час­тей встречаются «страшные места». Структуру музыкальной формы обозна­чаем на доске с помощью цветных кар­точек или букв:  А —  В  — А.  После  проводится анализ  характера частей произведения.
     Не должен оставаться в стороне от   процесса  погружения в об­разный мир музыки  и учитель.  Важ­но, чтобы    музыка     чаще  звучала  в  его ис­полнении,   в котором  можно   подчеркнуть  своё отношение к пе­редаваемому образу произведения.
Вслушиваемся в звучание пьесы «Баба Яга». Если бы музыку можно было бы сравнить с речью, какой из эпитетов подошёл бы для характери­стики её интонации?
-суетливая;
-повествовательная;
-равнодушная?
Обращаем внимание на то, как подчёркивают «суетливость» интона­ции скорость и громкость звучания музыки. В ней заметны резкие акцен­ты, словно пристукивает кто-то.
В пьесе передано чувство злости, но злости «художественной», эстетичес­кой», в которой только что-то угадыва­ется от обычных житейских эмоций и не более того.
   Одним из эффективных подходов к развитию музыкального восприятия ста­новится установление ассоциативных аналогий. Они позволяют полнее исполь­зовать интонационный опыт детей, что чрезвычайно важно для формирования образного мышления, выявления взаи­мосвязи музыки с жизнью,  с человеком, его переживаниями, мыслями, мироощу­щением в целом.  Как уже отмечалось,  интонация в музыке тесно связана с жизнепроявлениями человека,  речью,  движениями,  мимикой, пластикой, дыха­нием, мышцами. Это предоставляет воз­можность осознания ассоциативных свя­зей между музыкальным содержанием и жизненным опытом слушателей. Осо­бенно важным является развитие спо­собности интуитивного предощущения развития музыкальной интонации, вы­раженной в ней эмоциональной жизни человека, а по сути — усвоения азбуки чувств, переданных в музыке, осмысле­ния ассоциативных связей художествен­ных эмоций с их жизненными интона­ционными прообразами. Без этого не­возможно двигаться вперёд в развитии музыкальной культуры ребёнка.
   Если на занятии удастся создать эмоциональ­ную атмосферу искренности и ис­пользовать соответствующие эстети­ческие установки, эффект погруже­ния в художественный мир музыки обязательно состоится и свою воспи­тательную функцию она выполнит и без дополнительных комментариев и внешней помощи. Нередко излишняя настойчивость и даже назойливость учителя в расспросах о впечатлени­ях об услышанном приносит только вред. К анализу музыкального про­изведения, и то лишь на функциональ­ном уровне, можно вернуться только через определённое время, например, через урок.
Интонационные погружения в му­зыку обогащают музыкальное воспри­ятие, привносят в него элементы те­атрализации, придают должное эмо­циональное насыщение и содержа­тельность.        Художественное восприя­тие строится на синтезе работы мыс­ли и чувства, а эстетические пережи­вания не возникают спонтанно, как физиологические реакции. Они — ре­зультат кропотливой духовной дея­тельности, симбиоз художественной фантазии и мысли, определяющих культуру музыкального восприятия учащегося. Всё это составляет поле творческой деятельности школьника, на котором может развёртываться поиск художественных смыслов му­зыки, разгадка ее скрытых глубинных значений, не поддающихся одномер­ным интерпретациям.
   Услышанное самостоятельно или с помощью учителя распознанное чув­ство может оставить неизгладимый след в эмоционально-образной сфере школьника.  Привнесённое же   императивным путём способно погасить интерес к музыке, чего нельзя допус­тить в работе с детьми.
 
                                                        Источники:        
1. Алиев  Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

2. Осеннева М.С. Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева,  Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 

3. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева.- М. : Просвещение, 1991 


4. Дзюба  Е. И  Проблема понимания и восприятия музыкального произведения
http://www.openclass.ru/node/360508

 
5. Резенова Е. Л.  Развитие ассоциативного мышления учащихся на уроках музыки
http://literature-edu.ru/psihologiya/14500/index.html
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Отличная статья, актуальные вопросы подняты. Я считаю, что погружение в музыкальное произведение способствует развитию творческого воображения у любого человека. Кроме того, некоторые классические музыкальные произведения служат одним из способов самореллаксации каждого из нас. Кроме того погружение в музыку или музыкальные образы, это и своего рода музыкальная терапия. Музыкальная терапия один из инновационных методов арт-терапии. Спасибо автору за поднятую тему.
Наталья Чубаева, дата: 30.08.2016 в 14:11  
#2 Спасибо за хорошую статью, прочитала с большим интересом,узнала много полезной информации
Ирина Шаврина, дата: 30.08.2016 в 15:48  
#3 Светлана Юрьевна, прочитала внимательно вашу статью. Мне нравится словосочетание погружение в музыкальное произведение. Интересная и точная формулировка. Даже и не знаю, как по другому сказать теперь. Что, как не музыка, заставляет задумываться над тематикой, смыслом, который воспринимается на уровне слуха
Елена Маратовна Онищук, дата: 18.02.2018 в 15:25  
#4 Спасибо за статью. Интересно написано! Показаны разные уровни погружения в музыку. Вы творческий человек! Желаю вам новых свершений!
Галина Борискина , дата: 19.02.2018 в 3:16  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.