Статья "Психодиагностическое исследование внутрисемейной обстановки учащихся (из опыта работы)"
Марина Куприянович
20.11.2015
3592
0
Классное руководство
Куприянович Марина Олеговна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №1
города Архангельск
Архангельской области
Тема: Детский рисунок семьи.
Цель: Приобщить родителей к созданию психологического комфорта в семейном общении; участвуя в играх ребенка, помогать ему полноценно развиваться.
Задачи: Воспитание родительского коллектива; формирование родительского общественного мнения; Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии.
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №1
города Архангельск
Архангельской области
Психодиагностическое исследование внутрисемейной обстановки учащихся
Цель исследования: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Диагност: Куприянович Марина Олеговна.
Диагностируемые: обучающиеся 5 класса.
Дата исследования: 09.2015 года.
Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
Суть теста:
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (цветные карандаши, ластик лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным.
После окончания рисования задайте наводящие вопросы:
1.) Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2.) Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3.)Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везёт. Кого ты позовёшь на помощь?
4.) Ты имеешь … билетов (на один билет меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5.) Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6.) Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Прежде, чем приступать к рисованию:
Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)
Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.
При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Диагност: Куприянович Марина Олеговна.
Диагностируемые: обучающиеся 5 класса.
Дата исследования: 09.2015 года.
Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
Суть теста:
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (цветные карандаши, ластик лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным.
После окончания рисования задайте наводящие вопросы:
1.) Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2.) Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3.)Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везёт. Кого ты позовёшь на помощь?
4.) Ты имеешь … билетов (на один билет меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5.) Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6.) Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Прежде, чем приступать к рисованию:
Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)
Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.
При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.
Сводная диагностика по тесту «МОЯ СЕМЬЯ»
(сумма баллов по симптомокомплексам)
(сумма баллов по симптомокомплексам)
№ п/п | ФИО | Благоприятная семейная ситуация | Тревожность в семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
1. | Антонина А. | 0,7 | 0,2 | - | - | 0,1 |
2. | Надежда А. | НЕ ПРИНИМАЛ УЧАСТИЯ В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ | ||||
3. | Елена Б. | 0,8 | 0,2 | - | - | 0,1 |
4. | Ольга Б. | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 |
5. | Юлия Б. | 0,5 | 0,2 | 0,4 | 0,3 | 0,1 |
6. | Кристина Б. | 0,6 | - | - | 0,3 | 0,1 |
7. | Елизавета В. | 0,5 | 0,2 | 0,4 | 0,4 | 0,2 |
8. | Дарья В. | 0,8 | - | - | - | - |
9. | Диана В. | НЕ СДАН БЛАНК С РИСУНКОМ И ОТВЕТАМИ НА ВОПРОСЫ | ||||
10. | Екатерина Д. | 0,8 | - | - | - | - |
11. | Елизавета Д. | НЕ ПРИСУТСТВОВАЛ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ | ||||
12. | Иван З. | 0,6 | 0,5 | 0,2 | 0,1 | - |
13. | Сергей К. | НЕ ПРИСУТСТВОВАЛ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ | ||||
14. | Степан К. | 0,6 | 0,1 | 0,3 | - | 0,1 |
15. | Алина К. | 0,8 | - | - | 0,2 | - |
16. | Артемий Л. | 0,6 | НЕ УДАЛОСЬ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ (рисунок произведён ручкой) |
0,1 | ||
17. | Карина Л. | 0,7 | 0,3 | 0,3 | 0,1 | 0,1 |
18. | Елена М. | 0,5 | 0,5 | 0,4 | - | 0,2 |
19. | Вероника Н. | 0,7 | 0,1 | - | 0,1 | 0,1 |
20. | Анастасия Н. | 0,6 | 0,2 | 0,4 | 0,4 | - |
21. | Алина Р. | 0,7 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | - |
22. | Ксения Р. | 0,3 | - | 0,4 | 0,3 | - |
23. | Полина П. | НЕ ПРИСУТСТВОВАЛ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ | ||||
24. | Надежда П. | НЕ ПРИСУТСТВОВАЛ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ | ||||
25. | Максим П. | НЕ ПРИСУТСТВОВАЛ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ | ||||
26. | Софья Т. | 0,7 | 0,1 | 0,2 | - | 0,1 |
27. | Елена Т. | 0,8 | 0,1 | 0,2 | - | 0,1 |
28. | Дмитрий Ф. | 0,9 | 0,1 | - | - | - |
29. | Антон Ф. | 0,5 | 0,4 | 0,2 | 0,4 | 0,2 |
30. | Вероника Ш. | 0,6 | 0,2 | - | - | - |
Средний балл по каждому показателю:
I – 0,6
II – 0,2
III – 0,2
IV – 0,1
V – 0,1
II – 0,2
III – 0,2
IV – 0,1
V – 0,1
Интерпретация данных по вопросам (процентное соотношение)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Мама | 50% | 20% | 65% | 10% | 30% | 10% |
Папа | 15% | 25% | 20% | 40% | 30% | 20% |
Брат/сестра | 25% | 10% | 15% | 15% | 10% | 30% |
Бабушка/дедушка | 10% | 25% | 0% | 10% | 5% | 5% |
Я (сам ребёнок) | 0% | 20% | 0% | 20% | 0% | 25% |
Дядя/тётя | 0% | 5% | 0% | 5% | 10% | 5% |
Воздержались от ответа | 0% | 0% | 0% | 0% | 15% | 5% |
План - конспект родительского собрания
Тема: Детский рисунок семьи.
Цель: Приобщить родителей к созданию психологического комфорта в семейном общении; участвуя в играх ребенка, помогать ему полноценно развиваться.
Задачи: Воспитание родительского коллектива; формирование родительского общественного мнения; Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме "Семья глазами ребенка". Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих? Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и не принимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».
- С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребенка можно определить его отношение к семье, к каждому из близких, к детскому саду, узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности, о чем мечтает малыш.
- Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа, сам малыш.
- На сегодняшний день существует ряд серьезных диагностических методик и тестов, базирующихся на изучении рисунков. Провести глубокий анализ детского рисунка, определить полную картину психологического состояния и развития ребенка, конечно, может только специалист. Но основы рисуночных методик довольно просты, и самостоятельно проанализировать детские рисунки могут сами родители и педагоги. По-моему, уметь расшифровывать детские рисунки важно для каждого родителя. Если в результате такой «предварительной диагностики» возникли подозрения на какие-то скрытые проблемы, тревоги, нужно обязательно обратиться к детскому психологу. Очень хорошо, если есть возможность проконсультироваться у психолога занимающегося диагностикой рисунков. К сожалению, квалифицированных специалистов в этой области не так много, так как, по мнению самих детских психологов, учение читать детское творчество приходит только после анализа нескольких сотен, а то и тысячи и более рисунков.
- Я полностью разделяю мнение специалистов, которые считают рисунок самым достоверным источником информации о внутреннем мире ребенка.
2. Обсуждение проблемной ситуации (каждому родителю в индивидуальной порядке выдается бланк с результатами исследования своего ребёнка).
- Я предоставляю Вам возможность ознакомиться с рисунком Вашего ребенка.
- Обращаю ваше внимание на цвета, которые использовал ребёнок в своей работе.
Палитра – зеркало души.
Обычно в рисунке дети используют 5–6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.
— Темно–синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;
— зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;
— красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;
— желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;
— фиолетовый – фантазия, интуиция;
— коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;
— черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;
— серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
Также была проведена методика «Рисунок моей семьи в виде животного» (выдаются работы учащихся).
Важным дополнительным показателем является то животное, в виде которого изображён тот или иной член семьи. Обращаю ваше внимание на те общекультурные ассоциации, которые связаны с изображенными животными.
Так, изображение кого-либо из членов семьи в виде насекомого (муравья, мухи и т. п.) подчеркивает его малую значимость в семье. Упрямые, «колючие» дети часто изображают ребенка в виде ежа. Змея или червяк, как правило, символизируют эмоциональную холодность, а нередко — негативное отношение (если таким образом изображен ребенок, то это может быть проявлением чувства своей отверженности в семье). Теплокровные хищные животные (тигр, волк) совсем не обязательно символизируют агрессию. Достаточно часто они отражают лишь представление о силе и активности. В отличие от этого, крокодил — безусловный символ агрессии. Изображение родителей в виде особо крупных животных (слон, бегемот, носорог) характерно для детей, воспитывающихся в условиях гипер-опеки и испытывающих сильное давление со стороны родителей.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме "Семья глазами ребенка". Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих? Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и не принимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».
- С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребенка можно определить его отношение к семье, к каждому из близких, к детскому саду, узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности, о чем мечтает малыш.
- Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа, сам малыш.
- На сегодняшний день существует ряд серьезных диагностических методик и тестов, базирующихся на изучении рисунков. Провести глубокий анализ детского рисунка, определить полную картину психологического состояния и развития ребенка, конечно, может только специалист. Но основы рисуночных методик довольно просты, и самостоятельно проанализировать детские рисунки могут сами родители и педагоги. По-моему, уметь расшифровывать детские рисунки важно для каждого родителя. Если в результате такой «предварительной диагностики» возникли подозрения на какие-то скрытые проблемы, тревоги, нужно обязательно обратиться к детскому психологу. Очень хорошо, если есть возможность проконсультироваться у психолога занимающегося диагностикой рисунков. К сожалению, квалифицированных специалистов в этой области не так много, так как, по мнению самих детских психологов, учение читать детское творчество приходит только после анализа нескольких сотен, а то и тысячи и более рисунков.
- Я полностью разделяю мнение специалистов, которые считают рисунок самым достоверным источником информации о внутреннем мире ребенка.
2. Обсуждение проблемной ситуации (каждому родителю в индивидуальной порядке выдается бланк с результатами исследования своего ребёнка).
- Я предоставляю Вам возможность ознакомиться с рисунком Вашего ребенка.
- Обращаю ваше внимание на цвета, которые использовал ребёнок в своей работе.
Палитра – зеркало души.
Обычно в рисунке дети используют 5–6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.
— Темно–синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;
— зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;
— красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;
— желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;
— фиолетовый – фантазия, интуиция;
— коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;
— черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;
— серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
Также была проведена методика «Рисунок моей семьи в виде животного» (выдаются работы учащихся).
Важным дополнительным показателем является то животное, в виде которого изображён тот или иной член семьи. Обращаю ваше внимание на те общекультурные ассоциации, которые связаны с изображенными животными.
Так, изображение кого-либо из членов семьи в виде насекомого (муравья, мухи и т. п.) подчеркивает его малую значимость в семье. Упрямые, «колючие» дети часто изображают ребенка в виде ежа. Змея или червяк, как правило, символизируют эмоциональную холодность, а нередко — негативное отношение (если таким образом изображен ребенок, то это может быть проявлением чувства своей отверженности в семье). Теплокровные хищные животные (тигр, волк) совсем не обязательно символизируют агрессию. Достаточно часто они отражают лишь представление о силе и активности. В отличие от этого, крокодил — безусловный символ агрессии. Изображение родителей в виде особо крупных животных (слон, бегемот, носорог) характерно для детей, воспитывающихся в условиях гипер-опеки и испытывающих сильное давление со стороны родителей.
Совместно с родителями анализируются следующие параметры: рисует ребенок только себя; дополняет свою семью; забыл нарисовать кого-то из членов своей семьи; где ребенок разместил себя на рисунке; размеры фигуры; анализ частей тела - голова, руки, ноги, глаза, уши, рот (их наличие или отсутствие); опора в жизни; дополнение рисунка различными деталями, явлениями природы и т.д.
Давайте обсудим:
- Почему наши дети, таким образом, ощущают себя в семье;
- Как мы строим семейное воспитание;
- Каким образом выстраиваем взаимоотношения со своим ребенком;
- Нужно ли учитывать тендерные отношения в семье при воспитании ребенка.
Данная методика позволяет родителям лучше понять, а быть может, узнать что-либо новое о взаимоотношениях в семье. Все рисунки предназначены лишь для размышлений, но никак не для упреков ребенка или «карательных» санкций.
Другие статьи
- Если назвался учителем, будь им!
- Подготовка и проведение урока биологии с использованием интерактивной доски
- Использование эвристических методов на уроках в начальной школе как средство развития умственной деятельности
- Особенности обучения математике в коррекционно – компенсирующем классе с использованием элементов технологии самосовершенствования личности
- Биологическая обратная связь - зеркало здоровья
- Сплочение детского коллектива ( из опыта работы)
- Деформация тел
- Проблемное обучение – путь к формированию творчески мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений.
- Синдром эмоционального выгорания педагогического работника и как его избежать
- Применение игровых технологий на уроках химии
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.