Статья "Разные приёмы начала урока русского языка и литературы "
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ "Центр образования" для детей-инвалидов Забайкальского края
г. Чита, Забайкальский край
Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Урок —это не только форма организации учебной работы в школе, но и взаимодействие и общение учителя и учащихся. Готовясь к уроку, учитель определяет его цели и задачи, методы и приемы обучения, подготавливает текст или конспект, который надлежит реализовать. Для учителя важно поддерживать внимание учеников и повышать их мотивацию. Чтобы детям было интересно и познавательно учиться, педагог придумывает различные приёмы начала урока.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу. Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.
Оргмомент традиционного урока включает в себя:
-предварительную организацию класса;
-мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”);
-актуализацию знаний учащихся.
Особенностями начала нетрадиционного урока являются:
- начало урока в стихотворной форме;
-с элементами театрализации;
-с загадки;
-с эпиграфа к уроку(высказывания выдающихся людей, пословицы, поговорки)
-с анимации, интерактивных заданий из сайта «Единая коллекция ЦОР»;
-формулировка темы урока, проблемы, постановка учебных задач.
Стандартами второго поколения предусмотрено формирование и развитие метапредметных универсальных учебных действий. Важно, чтобы учащийся сам смог формулировать тему, проблему урока, определять для себя учебные задачи. Тогда у него будет и мотивация, и познавательный интерес, и самостоятельность мышления. «Подвести» учащихся к формулировке темы на самом деле непросто, тем более в дистанционной школе, когда занимаешься с одним ребёнком. В образовательной школе сделать это гораздо проще и легче.
Хочу поделиться разными приёмами нетрадиционного начала урока русского языка и литературы, которые применимы как в общеобразовательной, так и в дистанционной школе. Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. На уроках русского языка и литературы часто использую стихотворное начало уроков.
Урок русского языка по теме: «Зачем нужны уточняющие члены предложения?» начинается с поэтического приветствия:
Сегодня, тринадцатого, в пятницу,
Урок наш начинается.
Зимою, в декабре,
Когда холод на дворе,
Мы заходим в кабинет
И включаем Интернет.
Будем тему изучать,
Пунктограммы объяснять.
Задача данного этапа урока создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. И при исследовании темы урока вновь обратиться к началу урока, к стихотворению и назвать уточняющие обстоятельства времени и места. В данном случае стихотворение выступает как средство обучения.
Урок литературы по теме: «Приветствую!(Интерпретация стихотворения Б.Макарова «Приветствую») начинается с четверостишия:
Приветствую я вас, друзья,
В этот солнечный день февраля.
Приветствую сложность вопросов,
Живущих пока без ответов.
Учитель спрашивает: а вопросы будут такие:
- Кто написал стихотворение, которое я сейчас прочитаю? Попробуйте сформулировать тему урока.
Урок русского языка по теме «Местоимения в тексте» опять же начинается со стихотворного приветствия.
В этот майский тёплый день
Заниматься нам не лень.
Тексты будем мы читать, писать,
Местоименья в них искать,
Их разряды называть,
Орфограммы объяснять
И свои этюды сочинять.
Стихотворение, прозвучавшее в начале урока, не только психологически настраивает ребят на урок, но и выполняет другую учебную функцию. Учитель обращается к ребятам с заданием.
-Тот, кто внимательно слушал стихотворение, сможет назвать тему урока.
Ребята называют тему урока, записывают в тетрадь, определяют учебные задачи (они прописаны в этом стихотворении). Далее идёт задание по этому стихотворению на проверку усвоения теоретического материала.
Звучит вопрос:
-Проверим, кто внимательно слушал стихотворение. Назовите местоимения, их разряды.
Такой приём начала урока решил несколько психолого- педагогических задач:
-позитивный настрой учащихся,
-формирование непроизвольного внимания,
-формирование памяти, мышления,
-формулировка темы урока учащимися,
-постановка учебных задач,
-повторение теоретического материала.
Ребятам нравятся и лингвистические загадки по теме урока.
Например:
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы Который? и Сколько?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
Тему урока («Что обозначает числительное?»), учебные задачи называют ребята. Они отвечают на проблемный вопрос: «По каким признакам определяем числительное? В начале урока применялась технология проблемного обучения.
Лингвистических текстов и загадок много. Приведу несколько примеров загадок по разным темам урока:
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)
С вопросом предложения
Я обозвал «спросительные».
Я позабыл в волнении
Названье... («вопросительные»)
Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется... (глагол)
Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, где-то спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет... (грамматическую основу)
Какая погода!
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой —... (восклицательный)
Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —... (диалог)
Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
Зовутся не волшебные,
А проще. Так:... (служебные)
Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем... (фразеологизмом)
Часть речи это непростая,
Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,
Обозначает лишь признак предмета.
Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)
Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)
Если действие прошло,
То «прошедшее» оно.
Если действие сейчас,
«Настоящее» у нас.
Ну а если вдруг настанет,
«Будущим» оно вмиг станет. (Время)
Этим словом называется
Тот, к кому мы обращаемся,
И, без всякого сомнения,
Это слово — ... (обращение)
Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся...
Как называются? Кто догадался? (Синонимы)
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой? (Подлежащее)
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется... (сказуемым)
Мы давно позабыли такие слова:
«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.
Редко встречаются, не надоевшие,
Эти слова мы зовем... (устаревшие)
Все вы назовете их едва,
Самые короткие слова.
Отчего они так важны, не пойму?
«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки... (гласные)
Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они... (согласные)
Такие загадки не только помогут детям назвать тему урока, сформулировать правило - определение по теме, но и способствуют повышению интереса к предмету.
Приём тетрализации популярен у многих словесников. Нашим ребятам нравится, когда урок начинается с песни, музыкальной композиции, видеоклипа, фрагмента из фильма или спектакля. Например, тема урока: Неизвестный цветок А. Платонова (по рассказу А.Платонова «Неизвестный цветок»). Вход детей в класс под музыку «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Учитель задаёт вопросы: -Понравилась ли вам музыка? -Почему называется композиция «Вальс цветов»?- Любите ли вы цветы? -Все ли цветы знаете? Именно сегодня мы будем говорить о неизвестном цветке и выясним, в чём заключается смысл названия рассказа.
Петербургский учитель А. А. Окунев в своей книге: «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по- новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным. Иногда урок начинается с небольших тетрализованных представлений. Например, «Если душа родилась крылатой» о биографии М.Цветаевой, композиция «По чеховским местам», спектакль «Свидание» по пьесе А.Вампилова, инсценировка басен И.А. Крылова....Всё это по-актёрски эмоционально звучит в начале урока, а затем следует и беседа, и анализ, и яркие ощущения, и чувства. Главное — первоначальное восприятие литературного материала. Ведь литература — это искусство слова, сопереживание.
Эпиграф — один из моих любимых приёмов. Вот некоторые примеры использования эпиграфов на уроках русского языка. Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. А.Югов. «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова). Эпиграф – не украшение урока, а его органический элемент. Он тесно связан с идеей и содержанием урока; его назначение – сжато передать основную мысль, натолкнуть ребят на понимание произведения. Поэтому, просматривая множество высказываний, пословиц, цитат, выбираю тот, который является “смысловым ключом” к произведению. Напрмер: эпиграфом к уроку “Отечественная война 1812 года. Описание Бородинсого сражения)” (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”) предлагаю строки Е. Лабои: «Русские гибли, но не сдавались» и слова М.Лермонтова «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Эпиграф к уроку по лирике Ф.М. Тютчева «Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот греет и освещает» (Л.НТолстой) формулирует эстетическую задачу поэта, будит воображение учащихся тем, что поэзия Ф.М. Тютчева распахивает Вселенную перед человечеством. Иногда эпиграф раскрывает смысл заглавия. Уроку по роману М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Рукописи не горят!” - предпосланы строки Ф. Глинки:
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.
Эпиграф используется как постановка проблемы на уроке «Я, Гений И.Северянин». - Согласны ли вы со словами поэта? - В чём заключается гениальность поэта? Иногда используются эпиграфы с разными суждениями, например, к уроку о поэме А.Блока «Двенадцать» - 3 эпиграфа. Первая цитата И.Бунина «Блок задумад воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло совершенно лубочное, неумелое...вульгарное.» Второй эпиграф — это слова А.В. Луначарского «Этой поэме суждено бессмертие» и третий — слова В.Маяковского «Поэмой зачитывались и белые, и красные». Три мнения — средство для дискуссии на уроке, которая развивает мышление, речь, умение вести диалог.
Во многих случаях эпиграф как «переходный мостик» к теме урока. Например, тема урока: «Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество».(Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Август-астры…») Урок начинается с чтения эпиграфа. «Что есть чтение, - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов. Чтение – прежде всего – сотворчество» (М.Цветаева). Учитель просит сформулировать тему урока, проблему и проблемный вопрос.
В качестве эпиграфа на уроках использую цитаты из художественных произведений, работ научного или политического характера, публичных выступлений, а также пословицы и поговорки, крылатые выражения и афоризмы. Иногда дети сами предлагают свои варианты эпиграфов (и даже стихи собственного сичинения). На доске записывается несколько эпиграфов. В течение урока эпиграфы используются при анализе произведения. В конце урока они звучат как вывод, итог, рефлексия или как микротема творческой работы. В технологии проблемного обучения есть такой приём: из 3-4 эпиграфов на уроке выбрать один и доказать его значимость. Таким образом, на основе сопоставления развивается логическое мышление, умение анализировать, обобщать. Отрабатывается навык правильного письма и оформления эпиграфа. На доске, в тетради он пишется с правой стороны без кавычек, фамилия и имя автора без скобок. Ребята часто используют эпиграф и в своих сочинениях.
В дистанционной школе уместно и грамотно применяется анимация. На уроке по теме «Образование имён существительных» учащемуся предлагается посмотреть анимацию из сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2519-0a01-0180-003d-a8509fd9fa5b/%5BNS-RUS_1-02%5D_%5BMA_011%5D.swf и ответить на вопросы:
-Какой частью речи являются названные слова?
-По каким признакам определяем имя существительное как часть речи?
Учащийся выполняет морфемный разбор слов из анимации: «Берёзка, подсолнух». Учитель просит назвать способ образования слов и сформулировать тему урока и учебные задачи.
Коллекция интерактивных текст-заданий «Восстанови стихи» по теме «Понятие о прилагательном» позволит актуализировать знания по теме, сформулировать тему урока и поработать с текстом А.С. Пушкина, который развивает речь, прививает любовь к чтению, книге.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a39b22b-0a01-0355-00a6-8fd8d961a963/index_listing.html
Коллекция интерактивных загадок по теме «Имя существительное» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cfad99-0a01-00ee-00c5-e2cff215dedb/index_listing.html на начало урока — своеобразная рефлексия. Эмоциональный настрой, позитивное настроение очень важны на уроке. Необычное начало урока — это как красивое вступление в сочинениии, оно завораживает, увлекает, вдохновляет на работу и творчество.
Хочется вспомнить слова В.А.Сухомлинского: “ Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Давайте выращивать “прекрасные цветы”, которые бы радовали нас всю жизнь.
Литература:
1 Баев П.М. "Играем на уроках русского языка", Москва, "Русский язык", 1989
2.Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческой способностей учащихся: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988.
Ресурс -источники:
psihotesti.ru/gloss/tag/urok/
razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-po-ruskomu-jazyku-dlja-shkolnikov.html http://literature.area7.ru/?m=7884
- Деятельность начальной школы № 7 г. Владимира в годы Великой Отечественной войны
- Оценка эффективности модульно-рейтингового обучения
- Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках курса ОРКСЭ
- Организация работы методического объединения учителей начальных классов по изучению и применению современных образовательных технологий
- Из личного опыта работы с детьми с ДЦП
- Электронное портфолио учителя
- Развитие профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка в ходе педагогической практики в школе
- Фольклорный ансамбль "Читинская слобода".
- Сплочение коллектива ( из опыта работы)
- Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида