Статья "Обучения детей с задержкой психического развития"
Анастасия Нагорная
13.04.2016
1571
0
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Нагорная Анастасия Анатольевна
учитель технологии
ГБОУ РХ "Школа-интернат
для детей с нарушениями зрения"
г.Абакан, Республика Хакасия
учитель технологии
ГБОУ РХ "Школа-интернат
для детей с нарушениями зрения"
г.Абакан, Республика Хакасия
Обучения детей с задержкой психического развития
В легких случаях помощь детям может быть оказана в условиях массовой школы учителем и родителями. В случаях тяжелой задержки развития для них должны быть созданы специальные условия обучения. Дети с ЗПР не удерживают в памяти условия задач, продиктованное предложение, забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах, нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют с цифрами, оказываются неспособными оценить результаты своих действий. Их представление об окружающем мире недостаточно широки. Они не могут сосредоточиться на задании. Не умеют подчиняться школьным правилам. А у многих из них преобладают игровые моменты. К сожалению, рабочие состояния детей с ЗПР, во время которых они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи кратковременны - всего 15-20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. Дети с ЗПР тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют учащихся. Утомляясь, дети начинают вести себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, у других наоборот возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Для обучения детей в этих случаях следует:
- Постоянно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах, обеспечить субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
- Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
- Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
- Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
- Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
- Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз ( через 10 минут).
- Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
- Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
- Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.), особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
- Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
- Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
- Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
- Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
- На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.
- Создание доверительных отношений со взрослыми.
- Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.
Литература:
1. «Диагностика и коррекция ЗПР у детей». Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: издательство «Аркти», 2004 г.
Другие статьи
- О здровьесберегательных технологиях замолвим слово
- О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО).
- Проблемное обучение – путь к формированию творчески мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений.
- Модель киновоспитания подростков на примере создания Межрегионального кинофестиваля «И сказала Кроха»
- Формирования интереса учащихся к национальной и зарубежной культуре на уроках и во внеклассной работе по английскому языку
- Предвыборная кампания и выборы в Первую Государственную думу во Владимирской губернии (январь – март 1906 года). Первые думцы края.
- Электронная презентация внеклассной работы учителя музыки
- Эстетическое воспитание подростков на медиаматериале
- Активизация познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности посредством проблемного обучения
- Основные принципы воспитания детей в семье
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.