Статья "Портфолио педагога и учащегося как форма оценивания индивидуальных достижений"
Елена Ваторопина
14.01.2019
3377
3
В помощь учителю
Ваторопина Елена Васильевна,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОО СОШ № 1,
г. Сысерть, Свердловская область
Портфолио педагога и учащегося как форма оценивания индивидуальных достижений
Понятие "портфолио учителя" достаточно полно изучено в педагогической практике. Оно служит инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу результатов деятельности учителя, дает педагогу возможность рефлексии и самооценки, способствует его профессиональному росту.
Портфолио педагога – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня его профессионализма. Основной смысл портфолио – "показать всё, на что ты способен".
Работа над портфолио является достаточно трудоемкой. Она требует от учителя, который выступает в роли исследователя своего педагогического опыта, устойчивого познавательного интереса в систематической диагностике и обработке результатов своей педагогической деятельности. Портфолио позволяет отслеживать развитие профессионального уровня учителя и проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности.
Основными путями развития профессиональной компетентности педагога являются: инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, исследовательская деятельность, работа в методических объединениях, творческих группах, активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях, трансляция собственного педагогического опыта и др. Портфолио повышает социальную активность педагога [1].
Важные принципы наполнения портфолио: достоверность, объективность, целостность, тематическая завершенность представленных материалов, наглядность результатов работы, актуальность, полнота информации.
Основными разделами портфолио могут быть следующие:
Важные принципы наполнения портфолио: достоверность, объективность, целостность, тематическая завершенность представленных материалов, наглядность результатов работы, актуальность, полнота информации.
Основными разделами портфолио могут быть следующие:
-
общие сведения об учителе;
-
результаты педагогической деятельности;
-
участие в конкурсах педагогического мастерства;
-
достижения, награды;
-
трансляция опыта учителя;
-
научно-методическая деятельность;
-
внеурочная деятельность по предмету;
-
внеклассная деятельность;
-
учебно-материальная база и др.
Портфолио – важный инструмент мониторинга профессиональных достижений учителя. В наш век цифровых технологий большое значение приобретает электронное портфолио [1]. Его возможности намного шире. Электронное портфолио позволяет получить внешнюю объективную оценку коллег, учащихся, родителей.
Дополнительными преимуществами электронного портфолио являются следующие:
-
интерактивность;
-
гипермедийность;
-
размещение в интернете для свободного доступа коллег и потенциальных работодателей;
-
возможность оперативно вносить изменения;
-
удобство хранения и репликации;
-
использование для аттестации педагогов, удобство представления.
В помощь педагогу, решившему создать персональный сайт-портфолио, в сети интернет разработан целый ряд конструкторов электронных сайтов-портфолио. Одним из них является Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио "УчПортфолио.ru" https://uchportfolio.ru. Это – крупнейший в России сайт-конструктор электронных портфолио. Я пользуюсь его возможностями с 2013 г. (адрес моего сайта-портфолио – https://uchportfolio.ru/elenavatoropina) и могу отметить ряд его преимуществ. Это:
-
простота использования и заполнения;
-
систематизирование и своевременное обновление профессиональной информации о своей деятельности;
-
возможность общаться с коллегами, добавлять в друзья, обмениваться достижениями и новыми поставленными целями в учебной работе;
-
создание и ведение своего информационного блока;
-
возможность комментировать портфолио других участников проекта;
-
помощь в создании организационной и методическо-информационной поддержки учителя.
В 2015 г. мой сайт-портфолио https://uchportfolio.ru/elenavatoropina занял 1 место в городском конкурсе сайтов педагогических работников муниципальных образовательных учреждений системы образования города Екатеринбурга. В 2016-2018 гг. я входила в состав жюри районного, городского конкурсов сайтов/страниц/блогов педагогических работников муниципальных образовательных организаций г. Екатеринбурга.
Важными показателями, по которым можно оценить сайт-портфолио педагога являются:
-
дизайн – концептуальная целостность и уместность оформления; стремление к принципу "3-х кликов"; сбалансированность графики и текста;
-
информативность – "прозрачность" предназначения сайта-портфолио (соответствие целевой аудитории); адаптированность информационных материалов (соответствие целевой аудитории); оперативность и регулярность обновления материалов;
-
интерактивность (наличие различных форм общения между посетителями сайта; доступность онлайн-связи с автором сайта; наличие комментариев или оценок читателей к материалам сайта);
-
выраженная авторская индивидуальность в оформлении сайта-портфолио.
Работа по созданию сайтов-портфолио – одно из важных направлений моей внеурочной деятельности. В течение нескольких лет я была руководителем школьного ИПК (инновационный педагогический коллектив) по направлению "Разработка и сопровождение сайтов-портфолио педагогов". Важным результатом нашей работы в данном направлении можно считать активное вовлечение педагогов и учеников школы в процесс создания персональных сайтов. Многие ребята, особенно старшеклассники, также всерьез взялись за работу по созданию персональных электронных портфолио. Учителя и ученики размещают портфолио на сайте "УчПортфолио.ru", принимают участие в конкурсах портфолио. Я провела ряд обучающих занятий и мастер-классов для коллег и школьников с целью помочь им в разработке и сопровождении их электронного портфолио – в режиме онлайн продемонстрировала, как можно создать портфолио и разместить его на интернет-сайте.
Мною также был проведен ряд семинаров-практикумов и мастер-классов ("Сайт-портфолио педагога", "Создание сайта-портфолио педагога", "Сайт в работе учителя: назначение, содержание, сопровождение", "Портфолио педагога: назначение, содержание, оценка", "Использование технологии сотрудничества во внеурочной деятельности" и др.) для педагогов школ района, в рамках мероприятий городской модели работы с молодыми педагогами, на городских педчтениях, в очном туре областного конкурса.
Считаю, что работе над портфолио нужно учить школьников, начиная с начальных классов. Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий [2,3] в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности. Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио. Во время работы над портфолио у обучающихся также формируются готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности, потребность в активной познавательной деятельности (учебной, творческой, социальной и других видах деятельности). Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Портфолио учащегося может состоять из следующих разделов:
Мною также был проведен ряд семинаров-практикумов и мастер-классов ("Сайт-портфолио педагога", "Создание сайта-портфолио педагога", "Сайт в работе учителя: назначение, содержание, сопровождение", "Портфолио педагога: назначение, содержание, оценка", "Использование технологии сотрудничества во внеурочной деятельности" и др.) для педагогов школ района, в рамках мероприятий городской модели работы с молодыми педагогами, на городских педчтениях, в очном туре областного конкурса.
Считаю, что работе над портфолио нужно учить школьников, начиная с начальных классов. Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий [2,3] в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности. Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио. Во время работы над портфолио у обучающихся также формируются готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности, потребность в активной познавательной деятельности (учебной, творческой, социальной и других видах деятельности). Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Портфолио учащегося может состоять из следующих разделов:
-
Визитная карточка.
-
Образовательные достижения.
-
Моё хобби. Достижения во внеурочной деятельности.
-
Официальные документы (грамоты, дипломы и др.)
Работу над портфолио я начинаю с мотивации учеников – рассказываю детям, что портфолио – это папка материалов и документов, демонстрирующая их учебные и внеучебные достижения, прогресс в знаниях и умениях и т.д. Провожу занятия, на которых показываю и рассказываю учащимся о разных видах портфолио, знакомлю ребят со структурой портфолио [6].
Как учитель английского языка, считаю, что портфолио ученика, а именно – языковой портфель [4,5], является одним из эффективных инструментов оценивания школьника, позволяющих определить его индивидуальные достижения, глубину знаний, объем и сложность проделанной им работы по предмету [4,5].
Цели создания и ведения языкового портфолио:
Как учитель английского языка, считаю, что портфолио ученика, а именно – языковой портфель [4,5], является одним из эффективных инструментов оценивания школьника, позволяющих определить его индивидуальные достижения, глубину знаний, объем и сложность проделанной им работы по предмету [4,5].
Цели создания и ведения языкового портфолио:
-
отмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки, взаимооценки и оценки взрослыми;
-
учить учащихся оценивать себя;
-
исследовать собственное развитие в течение определённого времени;
-
ставить реальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем;
-
развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы;
-
развивать письменные навыки.
Оценивание языкового портфолио может осуществляться в конце каждой четверти – учителем и одноклассниками с помощью оценочных листов, в конце года – выступление на школьной конференции, защита портфолио. Перед защитой учащиеся получают свои портфолио с рецензиями и заполненными оценочными листами.
Работая над своим портфолио, школьники становятся активными участниками процесса обучения, учатся планировать свою деятельность и объективно оценивать результаты своего труда. Введение самооценки учебно-познавательных умений может стать определенным стимулом для повышения уровня знаний по предмету. Языковой портфель учащихся служит средством неформального оценивания достижений учащихся по предмету, повышает мотивацию учащихся к дальнейшему совершенствованию навыков владения иностранным языком, учит их аккуратно вести записи, организовывать их в папку [5]. Как учитель, просматривая портфели, я отмечаю развитие навыков письменной речи учащихся.
Внедрение языкового портфеля в учебный процесс в 5 классе мы начали с создания Досье, в которое учащиеся складывали свои работы, проекты, творческие задания. На этом этапе мы используем метод проектов как компонент технологии портфолио. Оценить свою работу по созданию языкового портфеля учащиеся могут, участвуя в проведении внеклассных мероприятий.
Первые шаги в работе над портфолио "My Language Portfolio" ученицы 5 класса Ольги Ж. (2011-2012 уч. год) – https://uchportfolio.ru/public_files/1263316063.pdf. Данный проект, выполненный на английском языке, содержит информацию об авторе: его отношениях с семьей и друзьями, увлечениях, достижениях. Сделан акцент на стремлении автора расширить свои знания по английскому языку. В дальнейшем ученица продолжила работу по наполнению своего портфолио. Были добавлены оценочные листы, результаты проверочных работ, творческие работы школьницы, данные о её достижениях в конкурсах и олимпиадах по английскому языку.
С целью повышения мотивации и интереса учащихся к данному виду деятельности, в 2018 г. мною был проведен школьный конкурс портфолио "My Portfolio" для обучающихся начальных классов, организована выставка лучших работ. 10 учеников, чьи работы победили в заочном туре конкурса, выступили на школьной НПК с презентацией своих портфолио. Информация о ходе конкурса, фрагменты работ обучающихся, результаты, фотоотчет размещены в 7-м номере школьного журнала "Friendship" (c. 13-15).
Планирую продолжить работу с моими учениками по созданию их электронных портфолио. Необходимо отметить, что разработка и сопровождение электронного портфолио – дело непростое. Оно по силам ребятам, которые всерьез увлекаются информационными технологиями. Данный вид деятельности способствует созданию условий для формирования общей информационной культуры у обучающихся. В процессе создания портфолио школьники развивают свои исследовательские навыки, применяют на практике знания в области информационных и компьютерных технологий, расширяют общий кругозор, а главное – учатся систематизировать и оформлять накопленные ими материалы и представлять свои индивидуальные достижения для внешней объективной оценки их деятельности независимыми экспертами (учителями, одноклассниками, родителями).
Можно сделать вывод: портфолио является современной эффективной формой оценивания индивидуальных достижений как педагогов, так и обучающихся. Оно помогает решать важные педагогические задачи, развивая учебную активность и самостоятельность школьников, способствует профессиональному росту учителя.
Публикации:
Работая над своим портфолио, школьники становятся активными участниками процесса обучения, учатся планировать свою деятельность и объективно оценивать результаты своего труда. Введение самооценки учебно-познавательных умений может стать определенным стимулом для повышения уровня знаний по предмету. Языковой портфель учащихся служит средством неформального оценивания достижений учащихся по предмету, повышает мотивацию учащихся к дальнейшему совершенствованию навыков владения иностранным языком, учит их аккуратно вести записи, организовывать их в папку [5]. Как учитель, просматривая портфели, я отмечаю развитие навыков письменной речи учащихся.
Внедрение языкового портфеля в учебный процесс в 5 классе мы начали с создания Досье, в которое учащиеся складывали свои работы, проекты, творческие задания. На этом этапе мы используем метод проектов как компонент технологии портфолио. Оценить свою работу по созданию языкового портфеля учащиеся могут, участвуя в проведении внеклассных мероприятий.
Первые шаги в работе над портфолио "My Language Portfolio" ученицы 5 класса Ольги Ж. (2011-2012 уч. год) – https://uchportfolio.ru/public_files/1263316063.pdf. Данный проект, выполненный на английском языке, содержит информацию об авторе: его отношениях с семьей и друзьями, увлечениях, достижениях. Сделан акцент на стремлении автора расширить свои знания по английскому языку. В дальнейшем ученица продолжила работу по наполнению своего портфолио. Были добавлены оценочные листы, результаты проверочных работ, творческие работы школьницы, данные о её достижениях в конкурсах и олимпиадах по английскому языку.
С целью повышения мотивации и интереса учащихся к данному виду деятельности, в 2018 г. мною был проведен школьный конкурс портфолио "My Portfolio" для обучающихся начальных классов, организована выставка лучших работ. 10 учеников, чьи работы победили в заочном туре конкурса, выступили на школьной НПК с презентацией своих портфолио. Информация о ходе конкурса, фрагменты работ обучающихся, результаты, фотоотчет размещены в 7-м номере школьного журнала "Friendship" (c. 13-15).
Планирую продолжить работу с моими учениками по созданию их электронных портфолио. Необходимо отметить, что разработка и сопровождение электронного портфолио – дело непростое. Оно по силам ребятам, которые всерьез увлекаются информационными технологиями. Данный вид деятельности способствует созданию условий для формирования общей информационной культуры у обучающихся. В процессе создания портфолио школьники развивают свои исследовательские навыки, применяют на практике знания в области информационных и компьютерных технологий, расширяют общий кругозор, а главное – учатся систематизировать и оформлять накопленные ими материалы и представлять свои индивидуальные достижения для внешней объективной оценки их деятельности независимыми экспертами (учителями, одноклассниками, родителями).
Можно сделать вывод: портфолио является современной эффективной формой оценивания индивидуальных достижений как педагогов, так и обучающихся. Оно помогает решать важные педагогические задачи, развивая учебную активность и самостоятельность школьников, способствует профессиональному росту учителя.
Публикации:
-
Ваторопина Е.В. Сайт-портфолио педагога: назначение, разработка, сопровождение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://webconf.irro.ru/index.php/sektsiya-2/item/1795-vatoropina-e-v-sajt-portfolio-pedagoga-naznachenie-razrabotka-soprovozhdenie (дата обращения: 14.01.2019)
-
Ваторопина Е.В. Современные технологии в работе с одаренными детьми: возможности интернета и интернет-ресурсов на уроках и во внеклассной работе по английскому языку. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=54013 (дата обращения: 14.01.2019)
-
Ваторопина Е.В. Использование современных технологий на уроках и во внеклассной работе: обучение в сотрудничестве. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchportfolio.ru/public_files/920264267.pdf (дата обращения: 14.01.2019)
-
Ваторопина Е.В. Оценивание владения учащимися иностранным языком: из опыта работы в средней школе. // Сборник инновационных методических разработок: материалы ежегодного международного методического форума "Новое слово в методике", Екатеринбург, 28-30 ноября 2010 г. / "Урал. гос. пед. ун-т". - Екатеринбург, 2010. - № 4. - 156 с.
-
Ваторопина Е.В. Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку // Современная система языкового образования в России и инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: требования стандартов нового поколения: Материалы V всероссийского семинара: 29 ноября 2010 г., Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т – Екатеринбург, 2011. – 98 с.
-
Vatoropina E.V. Interactive training methods of teaching English at school. // Перевод и сопоставительная лингвистика. Научный журнал. Выпуск № 9. НВПОУ «Уральский гуманитарный институт» г.Екатеринбург, 2013.- 105 с.
Материалы семинаров и мастер-классов:
-
Разработка и сопровождение электронных сайтов-портфолио – https://uchportfolio.ru/public_files/1018166519.pdf
-
Создание сайта-портфолио педагога – https://uchportfolio.ru/public_files/1045895397.pdf
-
Портфолио педагога: назначение, содержание, оценка – https://uchportfolio.ru/public_files/1029755276.pdf
-
Внеурочная деятельность по английскому языку: обучение в сотрудничестве – https://uchportfolio.ru/public_files/1470568330.pdf
Другие статьи
- Дистанционное образование "за" и "против"?
- Ансамбль " Забайкальские узоры" Верность традициям.
- Туда сюда по квадратам
- Моя любимая работа или Мастерская чудес
- Создание здоровьесберегающей образовательной среды в МБОУ "СОШ № 20" (из опыта работы)
- Интеграция в преподавании русского языка и литературы
- Применение ИКТ в учебном процессе как средство повышения качества среднего профессионального образования
- Технология организации процесса самообразования
- Использование исторического материала при изучении величин в начальном курсе математики
- Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС ООО
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Елена Васильевна, спасибо вам за интересный и полезный материал. Прекрасно изложили многолетний и результативный опыт своей работы в статье. Безусловно, статья актуальна и ваши электронные ресурсы привлекут внимание многих коллег.
Светлана Жарикова, дата: 15.01.2019 в 6:35
#2 Елена Васильевна, очень содержательный материал. Вами проделана большая и плодотворная работа по данной теме, много публикаций. Благодарна вам за гиперссылки на электронные ресурсы.
Галина Борискина , дата: 15.01.2019 в 7:02
#3 Елена Васильевна! Самый полезный материал у вас для оформления портфолио! Спасибо!
Ирина Алексеева, дата: 06.02.2019 в 22:59
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.