С нами 16234 учителя, 5587 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Профилактика дорожно - транспортного травматизма, пропаганда ПДД среди детей (из опыта работы)"

Фотеева Елена Николаевна
1 категория
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 7»
Г. Каменск-Уральский
Свердловская область
 
Профилактика дорожно - транспортного травматизма,
пропаганда ПДД среди детей (из опыта работы)
 
 
       Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта.Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.
К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу. Если даже ребенок, попавший в ДТП, не получил серьезных физических травм, ему пришлось пережить такое морально-психологическое потрясение, что его негативные последствия останутся в душе у пострадавшего на всю жизнь.
       Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить причину, чем затем всю жизнь преодолевать ее последствия. А одна из причин того, что ребенок по своей недисциплинированности и безответственности попадает в ДТП, кроется в том, что родители НЕДОсмотрели, воспитатели НЕДОвоспитали, учителя НЕДОучили, сотрудники ГИБДД НЕДОорганизовали, водители НЕДОстаточно профессионально повели себя в непредвиденных обстоятельствах. Многие родители сегодня именно на школу возлагают ответственность за формирование у детей навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, потому что дети очень много времени проводят в образовательном учреждении. Хотя вклад семьи в процесс воспитания должен быть не менее серьезным и значительным. Только совместными усилиями можно добиться весомых результатов.
       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому я в группе продлённого дня работала по своему плану «Светофорик» для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Цель: Профилактика дорожно - транспортного травматизма, пропаганда ПДД среди детей.       Для достижения поставленной цели  решала следующие задачи:
Образовательные:
  • повышение уровня знаний учащихся по ПДД;
  • усвоение требований разделов ПДД, которые касаются пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
  • способствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
  • пропаганда безопасности жизнедеятельности детей и здорового образа жизни.
Развивающие:
  • развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах;
  • развитие дорожной грамотности детей;
  • всестороннее развитие творческих способностей детей.
Воспитательные:
  • воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
  • выработка культуры поведения в транспорте и дорожного этикета;
  • формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Планирование  рассчитала на 4 года для детей от 7 до 11 лет.
1 год обучения – направления: изобразительное, творческое, игровое.
2 год обучения – направления: историческое, художественное, творческое, спортивно-игровое,
3 год обучения – направления: практическое,  театрализованное, оформительское, спортивно-игровое, ИКТ.
4 год обучения – направления: шефское, практическое, театрализованное, оформительское, спортивное, ИКТ.
1 год
 
Направления
изобразительное творческое игровое
-Транспорт
- Дорожные знаки
- Дорога и дети
- Безопасный путь «Дом-школа-дом» (с родителями)
- Транспорт
- Светофор
- Инсценирование сказок на новый лад (с помощью родителей)
-Пятиминутки по ПДД
- Весёлые старты (с родителями)
- Настольные игры
- Игры на развитие памяти, внимания, мышления по ПДД
 
2 год
 
Направления
историческое художественное творческое спортивно-игровое
 
Из истории возникновения:
- правил дорожного движения;
- велосипеда;
- автомобилей.
- Рисунки
- Графический редактор (ноутбуки)
-Транспорт
- Дороги, перекрёстки, дома
- Пятиминутки по ПДД
- Инсценирование сказок
- Дорожные старты
- Настольные игры
- «Велосипедные препятствия»
- Игры на развитие памяти, внимания, мышления по ПДД
 
3 год
 
Направления
Практическое  
Театрализованное - Пятиминутки по ПДД
- Агитбригады
- Театрализованные представления
Оформительское - Мини- стенгазета
- Стенгазета
- Памятки
- Ребусы
Спортивно-игровое - Колесо безопасности
- Весёлые старты
ИКТ.
 
- Графический редактор
- Игры по ПДД в УМК
- «Письмо водителю» 
 
4 год
 
Направления
Шефское - Классные часы, конкурсы, викторины для первоклассников
Практическое  
Театрализованное - Пятиминутки по ПДД
- Агитбригады
- Театрализованные представления
Оформительское - Стенгазета
- Памятки
Спортивное - Колесо безопасности
- Весёлые старты
ИКТ - Презентации по ПДД
 
        По итогам второго года дети знали историю развития Правил дорожного движения; историю о первых светофорах, видах транспортов, (легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах), группы дорожных знаков, и их значения.  Умели оценивать дорожную ситуацию, ездить на велосипеде и соответственно знать ПДД для велосипедистов, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, уметь различные способы наложения повязок.
         По итогам третьего года освоения программы обучающиеся знали историю  службы ГАИ- ГИБДД, серии дорожных знаков и их значение,  новые формы агитации и пропаганды ПДД, техническое устройство велосипеда, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД.
          Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Общеизвестно, что «детей учат в школе». Даже песня такая есть. Школе принадлежит решающая роль не только в изучении Правил дорожного дви­жения, но и предупреждении детского дорожного трав­матизма в соответствии с Законом о дорожном движении.
 
Список использованной литературы:
1.Журнал «Начальная школа» 2005г. №6, с 96 «Путешествие в страну дорожных знаков».
2.Дитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2006г. В книге понятным и доступным языком рассказывается об общих положениях ПДД.
3.Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой форме представлен материал по ознакомлению младших школьников  с правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного поведения на улице.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Профилактика ДДТТ в настоящее время - это наболевшая проблема каждого из нас. В статье отражен вся система работы учителя по пропаганде безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах города, представлены эффективные формы работы учителя по данному направлению из собственного опыт работы. В нашей школе на протяжении 15 лет тоже ведётся работа по данной теме, создан кабинет ПДД, который является одним из лучших в нашем городе. Приятно, что в других регионах педагоги уделяют должно внимание профилактике ДТП и ДДТТ. Спасибо за ваш опыт
Наталья Чубаева, дата: 30.10.2015 в 20:32  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.