Статья "Изучение детей с умеренной умственной отсталостью в образовательном учреждении"
Наталья Трачук
14.08.2015
2898
2
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Трачук Наталья Михайловна,
заместитель директора ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»
п. Савинский, Плесецкого района, Архангельской области
Литература:
заместитель директора ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»
п. Савинский, Плесецкого района, Архангельской области
Изучение детей с умеренной умственной отсталостью в образовательном учреждении
В последние годы увеличивается количество детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. В 2014-2015 учебном году в ГБОУ АО «Савинская СКОШИ» с диагнозом умеренная умственная отсталость обучалось 20 % детей от общего количества обучающихся и их число ежегодно увеличивается. Для организации процесса обучения данной категории детей большое значение имеет углубленное и всестороннее обследование ребенка в образовательном учреждении, куда он поступает по заключению центральной ПМПК. Для организации и выполнения данной работы в школе работает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). В состав школьного ПМПк входят: заместитель директора по УВР (председатель консилиума), заместитель директора по ВР, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, а также приглашаются учителя (или классные руководители), представляющие ребенка. Педагог-психолог выявляет сформированность высших психических функций, особенности личности ребенка, разрабатывает рекомендации для работы с ребенком в условиях школы-интерната, отслеживает динамику развития. Учитель-логопед выявляет уровень развития речи, проводит необходимое коррекционно-развивающее обучение, отслеживает динамику развития. Медицинские работники определяют допустимую нагрузку, дают рекомендации по соблюдению гигиенического режима, информирует о текущем состоянии здоровья на заседаниях ПМПк.
После того, как ребенок пришел в школу, необходимо выявить его индивидуальные особенности, сформированность тех или иных психических функций.Эту работу проводят педагог-психолог, учитель-логопед в первые две недели обучения. Основными требованиями к организации обследования является: создание комфортных условий, доброжелательность в общении с ребенком и регламентация времени работы во избежание переутомления. Материал, на котором проводится обследование, должен вызывать у ребенка положительные эмоции. Целесообразно использовать игровой материал многофункционального характера, с помощью которого можно создавать игровые ситуации, раскрывающие разные стороны психической деятельности ребенка.
Например, при выполнении задания «Найти такую же картинку» у ребенка выявляется:
- проявление интереса, эмоциональная реакция;
- понимание инструкции;
- привлекается ли внимание и насколько оно стойко;
- соотносит ли слово с изображением и может ли дифференцировать изображения;
- звукопроизношение при назывании слов;
- сформированность понятия тождества;
- находит ли общее в одинаковых изображениях на основе зрительного анализа;
- целенаправленность в работе.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что в силу специфики их развития, не всегда оказывается возможным получение полных сведений при индивидуальном обследовании. Поэтому необходимо пролонгирование диагностического периода и включение на уроке заданий диагностического характера. Занятия строятся по принципу «выявляющих уроков», когда учитель имеет возможность с помощью диагностических заданий получить необходимые ему сведения.
По результатам диагностического периода составляется индивидуальная коррекционно – развивающая программа, учитывающая сформированность тех или иных психических функций, практических умений и навыков. При этом изучение детей продолжается и становится составной частью психолого-медико-педагогического сопровождения, включающего необходимую помощь как конкретному ребенку, так и педагогам, работающим с ним, и его родителям (законным представителям). На заседаниях ПМПк всесторонне обсуждаются проблемы ребенка, вырабатывается коллегиальное заключение, в котором должны быть указаны конкретные рекомендации по оказанию помощи ребенку. Это заключение доводится до сведения родителей (законных представителей). На ПМПк обсуждаются все изменения в развитии ребенка и вносятся необходимые коррективы в индивидуальную программу развития.
Для реализации индивидуальной программы развития в условиях образовательного учреждения должны быть созданы необходимые условия, к которым можно отнести:
- организация пространства и учебного места;
- специальные учебные и дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям обучающихся;
- условия для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;
- организация ухода и присмотра и др.
С целью облегчения работы учителям по сбору материала, характеризующего состояние психофизического развития детей, в ГБОУ АО «Савинская СКОШИ» на каждого обучающегося заполняется «Индивидуальная карта сопровождения», в которой отражены результаты обследования и рекомендации всех специалистов. Кроме этого, в данной карте систематически отражаются данные наблюдения за ребенком, планируется индивидуальная работа, записываются сведения о работе с родителями и т.д.
Важно, чтобы работа всех участников коррекционно-образовательного процесса была согласованной, а изучение хода психофизического развития детей было систематическим и целенаправленным.
После того, как ребенок пришел в школу, необходимо выявить его индивидуальные особенности, сформированность тех или иных психических функций.Эту работу проводят педагог-психолог, учитель-логопед в первые две недели обучения. Основными требованиями к организации обследования является: создание комфортных условий, доброжелательность в общении с ребенком и регламентация времени работы во избежание переутомления. Материал, на котором проводится обследование, должен вызывать у ребенка положительные эмоции. Целесообразно использовать игровой материал многофункционального характера, с помощью которого можно создавать игровые ситуации, раскрывающие разные стороны психической деятельности ребенка.
Например, при выполнении задания «Найти такую же картинку» у ребенка выявляется:
- проявление интереса, эмоциональная реакция;
- понимание инструкции;
- привлекается ли внимание и насколько оно стойко;
- соотносит ли слово с изображением и может ли дифференцировать изображения;
- звукопроизношение при назывании слов;
- сформированность понятия тождества;
- находит ли общее в одинаковых изображениях на основе зрительного анализа;
- целенаправленность в работе.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что в силу специфики их развития, не всегда оказывается возможным получение полных сведений при индивидуальном обследовании. Поэтому необходимо пролонгирование диагностического периода и включение на уроке заданий диагностического характера. Занятия строятся по принципу «выявляющих уроков», когда учитель имеет возможность с помощью диагностических заданий получить необходимые ему сведения.
По результатам диагностического периода составляется индивидуальная коррекционно – развивающая программа, учитывающая сформированность тех или иных психических функций, практических умений и навыков. При этом изучение детей продолжается и становится составной частью психолого-медико-педагогического сопровождения, включающего необходимую помощь как конкретному ребенку, так и педагогам, работающим с ним, и его родителям (законным представителям). На заседаниях ПМПк всесторонне обсуждаются проблемы ребенка, вырабатывается коллегиальное заключение, в котором должны быть указаны конкретные рекомендации по оказанию помощи ребенку. Это заключение доводится до сведения родителей (законных представителей). На ПМПк обсуждаются все изменения в развитии ребенка и вносятся необходимые коррективы в индивидуальную программу развития.
Для реализации индивидуальной программы развития в условиях образовательного учреждения должны быть созданы необходимые условия, к которым можно отнести:
- организация пространства и учебного места;
- специальные учебные и дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям обучающихся;
- условия для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;
- организация ухода и присмотра и др.
С целью облегчения работы учителям по сбору материала, характеризующего состояние психофизического развития детей, в ГБОУ АО «Савинская СКОШИ» на каждого обучающегося заполняется «Индивидуальная карта сопровождения», в которой отражены результаты обследования и рекомендации всех специалистов. Кроме этого, в данной карте систематически отражаются данные наблюдения за ребенком, планируется индивидуальная работа, записываются сведения о работе с родителями и т.д.
Важно, чтобы работа всех участников коррекционно-образовательного процесса была согласованной, а изучение хода психофизического развития детей было систематическим и целенаправленным.
Литература:
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н.. Знаете ли вы нас? М.: В.Секачев., 2012.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М., 2003.
Другие статьи
- О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО).
- Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика
- Использование проктного метода в профессиональной деятельности преподавателя русского языка
- О здровьесберегательных технологиях замолвим слово
- Плюсы и минусы на сайте
- Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях коррекционной школы - интерната
- Я работаю с детством
- ОБЖ в новом стандарте (Военно-патриотическое воспитание в МАОУ СОШ № 51 г. Томска на современном этапе)
- "Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида"
- С доской «SMART Board»! - урок всегда шедевр
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Наталья Михайловна, материал очень интересный и полезный для тех, кто работает с детьми, имеющими отклонения!
Ольга Даниловская, дата: 15.08.2015 в 21:28
#2 В образовательных учреждениях всегда есть дети с умеренной степенью умственной отсталости. Работать с такими детьми очень трудно, Ваша статья поможет разобраться в сложных вопросах образования и воспитания. Согласна с автором статьи в том, что "Материал, на котором проводится обследование, должен вызывать у ребенка положительные эмоции. Целесообразно использовать игровой материал многофункционального характера, с помощью которого можно создавать игровые ситуации, раскрывающие разные стороны психической деятельности ребенка." Хватало бы времени на уроке играть с отдельно взятым ребёнком, но иногда без этих приёмов не обойтись. Спасибо за статью.
Валентина Титова, дата: 16.08.2015 в 21:00
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.