С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Интегрированные уроки в процессе преподавания биологии и информатики"
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
 
Интегрированные уроки в процессе преподавания биологии и информатики
 
      Многочисленные исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность обучающихся играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.
  
   Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые образовательные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает обучающимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни

Выделяют различные способы классификации  интегрирования:
   По виду - это межпредметная связь, которая на первоначальных этапах познавательной деятельности, играет роль побуждающего стимула;
   По уровню — это инновационная технология, представляющая собой высокую форму воплощения межпредметной связи на качественно новой ступени обучения.
   По форме — это технология, позволяющая:
— решить проблему разобщённости предметов, что даёт возможность устанавливать связи между понятиями и определять их практическую направленность;
— исключить повторы в учебных дисциплинах;
— углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;
— повысить творческий потенциал обучающихся;
— расширить информационную ёмкость урока, интенсивность.
   
Выделяют  следующие формы интегрирования::
   Интегрированный курс - объединяющий многочисленные предметы, предусмотренные учебными планами общеобразовательного учреждения.
      Интегрированный урок - наиболее эффективная форма обучения, так как изучаемый предметный материал тут же находит практическое применение при изучении спец. предметов.
       Интегрированный фрагмент урока - использование интеграции не на всем уроке, а только на каком-либо этапе.

Цели интегрированного обучения:
  1. Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в процессе обучения на основе интеграции разных предметов.
  2. Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
  З. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках.

Принципы интегрированного обучения
  1. Синтезированность знаний
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления.
  2. Углубленность изучения
Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
  3. Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения.
  4. Альтернативность решения.
Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления.

При планировании и организации интегрированных уроков важно учитывать следующие условия:
 1. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
 2. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
 3. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся преподавателем совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков некоторыми особенностями:
— предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
— логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
— большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

При интеграции на уроке можно выделить такие преимущества: 
 1. Знания по общеобразовательным предметам познается обучающимися в многообразии и единстве.
 2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
 3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна:
— Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
— Они снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
— Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества преподавателя, способствует раскрытию способностей его учеников.
— Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах.

Какое значение и результаты даёт интегрированное обучение:
— способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
— даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
— формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
— повышает качество знаний обучающихся;
— повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно - научных дисциплин.

Перспективы развития интегрированного обучения :
Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению.
 
Применение интеграции на уроках информатики и ИКТ  и биологии
 
Использование интеграции на уроках информатики и ИКТ и биологии просматривается в двух направлениях:
  1. Теоретические уроки, как интегрированный фрагмент урока;
  2. Практические уроки (лабораторно-практические занятия), как интегрированные уроки, где с помощью программного продукта отрабатываются навыки и умения.
Примеры некоторых интегрированныз заданий на уроках биологии и информатики  представлены в таблице:
 
Тема урока, класс Вид интеграции Вид учебной деятельности Пример работы
Информатика Биология
7 класс
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов Составление словаря терминов и понятий элемент урока Практическая работа Составление словаря биологических терминов с помощью ТР Microsoft Word
8класс
Текстовая информация и компьютер Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов элемент урока Практическая работа Создание «Меню» с помощью ТП Microsoft Word
9 класс
ЭТ и математическое моделирование Процессы видообразования интегрированный урок Практическая работа «Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ» Расчет числа рыб в пруду
Имитационные модели в ЭТ Функционирование популяции во
времени
интегрированный урок Практическая работа "Создание имитационной
модели"
Расчет эволюции популяций
 
   Таким образом, интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечивает в будущем конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.

Список литературы:
1.Арефьева Г.Я. «Интегрированные уроки: информатика, биология, экология, ОБЖ, химия» II География в школе.-2009, № 3. с. 70.
2.Знагирова Л.Н. «Открытый интегрированный урок биологии и географии»//Биология в школе.-2007.- № 4. с.41
3.Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства II Завуч. 2006г.. № 5. с. 118
4.Максимова В.Н. «Межпредметные связи в процессе обучения». Москва. Просвещение. 2009г.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ