Статья "Формирование и развитие музыкально-эстетических качеств у школьников через восприятие музыки"
Венера Керимова
31.08.2016
1727
0
Другое
Керимова Венера Рустамовна,
учитель музыки, высшая категория
МАОУ-СОШ № 91 с УИОП, г.Екатеринбург,
Свердловская область
Формирование и развитие музыкально-эстетических качеств у школьников
через восприятие музыки
учитель музыки, высшая категория
МАОУ-СОШ № 91 с УИОП, г.Екатеринбург,
Свердловская область
Формирование и развитие музыкально-эстетических качеств у школьников
через восприятие музыки
Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он.
Актуальность музыкально-эстетического воспитания детей объясняется тем, что направлена на реализацию государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2001 г.), утвержденной Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ, а также на региональный (национально –региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (ст.7, 9), Законом Свердловской области от 16 июля 1998 года №26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». (1)
Таким образом, проблема формирования музыкально-эстетической культуры личности – является одной из важнейших целей эстетического воспитания. Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, красоту, обогащает чувство и интеллект.
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.
Из общей психологии: «Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходят упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий».(2)
Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности: при разучивании песни, её исполнении важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания.
Я считаю, что процесс музыкально-эстетического воспитания на уроках музыки очень важен. На уроках большое внимание уделяю восприятию, слушанию, музыки. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку – дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
В своей практике я убедилась в том, что большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.
Мною была составлена таблица эмоциональных терминов. Опираясь на таблицу учащиеся больше стали, говорить о произведении, расширился словарный запас. Школьники теперь могут сказать о произведении не только «весело», но и «шутливо, игриво, задорно». Таблицу целесообразнее использовать на начальном этапе работы.
Иногда я прошу детей оценить отметкой прослушанное произведение. Дети, как правило, ставят оценки очень честно. В оценке отражается не истинное качество произведения, а эмоциональное отношение к нему детей. Здесь и выявляются эмоциональное развитие и вкусы детей.
Хочу отметить, что центральным моментом восприятия музыки остается эмоциональный отклик на нее, переживание ее содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:
- специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
- использовать на уроках других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры на музыкальных инструментах;
- использование на уроках произведений других видов искусств, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
На своём опыте убедилась в том, что школьников надо направлять в нужное русло, помочь им в восприятии музыки. Ученики многое могут сказать об услышанном произведении, и это будет их мнение. Главное, чтобы учащиеся не молчали, а говорили о своих ощущениях, которые они получили от прослушивания музыкального произведения.
На уроках музыки учащиеся третьих классов после изучения темы «Какими бывают музыкальные интонации» без труда определяют выразительные и изобразительные интонации. А так же, слушая произведение «Кукушка» Л.К.Дакена, услышали подражание в музыке (звукоподражание).
Важным моментом на уроке является настрой на восприятие произведения. Таким образом, учащиеся 5-х классов, после некоторых дискуссий и бесед, отвечали на вопросы: «В чем сила музыки?», «Как музыка влияет на человека?» и т.п.
Ученики седьмых классов по-разному воспринимали классическую музыку в современной обработке. Было очень интересно слушать их мнения после некоторых прослушанных произведений. На этой почве на уроках рождались темы для дискуссий, что очень радует, так как учащиеся начинали выражать свои мысли. Выражая свои мысли, школьники развивают мышление, пополняется словарный запас.
После некоторых наблюдений, могу сказать, восприятие музыки позволяет раскрыться ребёнку духовно, нравственно. Музыка позволяет, прежде всего, увидеть красоту: природы, души, человека. Помогает изменить в той или иной степени отношение к окружающим.
Поэтому, как уже было сказано выше, вопрос формирования музыкально-эстетической культуры личности – является одной из важнейших целей эстетического воспитания.
Источники:
1. Закон РФ «Об образовании», 1996.
2. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. - М., Просвещение, 1970, стр. 222.
3. Алеев В. В., Науменко Т. И. Программа Музыка для общеобразовательных школ. – М., 2013.
4. Бабанский Ю. К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. Педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов. Под ред. Ю. К. Бабанского. – М. Просвещение, 1988.
5. Кабалевский Д. Б. Программа Музыка для общеобразовательных школ. – М., 2005.
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он.
Актуальность музыкально-эстетического воспитания детей объясняется тем, что направлена на реализацию государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2001 г.), утвержденной Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ, а также на региональный (национально –региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (ст.7, 9), Законом Свердловской области от 16 июля 1998 года №26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». (1)
Таким образом, проблема формирования музыкально-эстетической культуры личности – является одной из важнейших целей эстетического воспитания. Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, красоту, обогащает чувство и интеллект.
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.
Из общей психологии: «Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходят упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий».(2)
Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности: при разучивании песни, её исполнении важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания.
Я считаю, что процесс музыкально-эстетического воспитания на уроках музыки очень важен. На уроках большое внимание уделяю восприятию, слушанию, музыки. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку – дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
В своей практике я убедилась в том, что большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.
Мною была составлена таблица эмоциональных терминов. Опираясь на таблицу учащиеся больше стали, говорить о произведении, расширился словарный запас. Школьники теперь могут сказать о произведении не только «весело», но и «шутливо, игриво, задорно». Таблицу целесообразнее использовать на начальном этапе работы.
Иногда я прошу детей оценить отметкой прослушанное произведение. Дети, как правило, ставят оценки очень честно. В оценке отражается не истинное качество произведения, а эмоциональное отношение к нему детей. Здесь и выявляются эмоциональное развитие и вкусы детей.
Хочу отметить, что центральным моментом восприятия музыки остается эмоциональный отклик на нее, переживание ее содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:
- специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
- использовать на уроках других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры на музыкальных инструментах;
- использование на уроках произведений других видов искусств, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
На своём опыте убедилась в том, что школьников надо направлять в нужное русло, помочь им в восприятии музыки. Ученики многое могут сказать об услышанном произведении, и это будет их мнение. Главное, чтобы учащиеся не молчали, а говорили о своих ощущениях, которые они получили от прослушивания музыкального произведения.
На уроках музыки учащиеся третьих классов после изучения темы «Какими бывают музыкальные интонации» без труда определяют выразительные и изобразительные интонации. А так же, слушая произведение «Кукушка» Л.К.Дакена, услышали подражание в музыке (звукоподражание).
Важным моментом на уроке является настрой на восприятие произведения. Таким образом, учащиеся 5-х классов, после некоторых дискуссий и бесед, отвечали на вопросы: «В чем сила музыки?», «Как музыка влияет на человека?» и т.п.
Ученики седьмых классов по-разному воспринимали классическую музыку в современной обработке. Было очень интересно слушать их мнения после некоторых прослушанных произведений. На этой почве на уроках рождались темы для дискуссий, что очень радует, так как учащиеся начинали выражать свои мысли. Выражая свои мысли, школьники развивают мышление, пополняется словарный запас.
После некоторых наблюдений, могу сказать, восприятие музыки позволяет раскрыться ребёнку духовно, нравственно. Музыка позволяет, прежде всего, увидеть красоту: природы, души, человека. Помогает изменить в той или иной степени отношение к окружающим.
Поэтому, как уже было сказано выше, вопрос формирования музыкально-эстетической культуры личности – является одной из важнейших целей эстетического воспитания.
Источники:
1. Закон РФ «Об образовании», 1996.
2. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. - М., Просвещение, 1970, стр. 222.
3. Алеев В. В., Науменко Т. И. Программа Музыка для общеобразовательных школ. – М., 2013.
4. Бабанский Ю. К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. Педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов. Под ред. Ю. К. Бабанского. – М. Просвещение, 1988.
5. Кабалевский Д. Б. Программа Музыка для общеобразовательных школ. – М., 2005.
Другие статьи
- Оптимизированный метод отображения для решения задачи 23 из КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ
- Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
- Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя
- Модель сопровождения способных детей в образовательной системе школы №8 г. Черемхово.
- Использование коррекционно-развивающих игр на уроках
- Реализация ФГОС: формирование письменной речи на уроках английского языка в начальной школе
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- Работа с компьютерной графикой
- Моя педагогическая философия
- Использование активных методов обучения в системе урока
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.