С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Система работы с одарёнными детьми в МБОУ «Прогимназия № 2» "
Мерзлютина Ирина Александровна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ «Прогимназия № 2»
город  Воронеж
Воронежская область

Система работы с одарёнными детьми в МБОУ «Прогимназия № 2» 
 
     Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей.  «Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…».
       Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
         Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе.
         Проблема развития одарённости  в нашей школе   актуальна, у нас есть условия для  развития обучающихся, и существует необходимость выявления их способностей. 
        В прогимназии  программы по работе с одарёнными детьми нет. Но наши учителя стараются строить свою работу так, чтобы максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка. Работа с  детьми в прогимназии реализуется по трём направлениям деятельности:
  • научно-познавательное;
  • художественно-эстетическое;
  • проектная деятельность.
      Уже с первого класса со всеми обучающимися работает школьный психолог.  Она проводит диагностику в начале и в конце учебного года, определяя уровень развития каждого ребёнка.  Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы. Создание портфолио отражает результаты ребёнка, его продвижение. Родители наглядно видят успехи своих детей и активно включаются в сотворчество. Педагогами прогимназии осуществляется мониторинг личностного развития обучающихся. Результаты этого мониторинга заносятся в карты личностного развития обучающихся. Там содержатся данные о познавательных способностях, интересах, склонностях, особенностях поведения, успеваемости и особых психологических свойствах ребёнка.
 

     Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Поэтому мы в нашей школе выбираем системы обучения, педагогические технологии, методы, приёмы, направленные на дифференциацию и индивидуализацию обучения. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. С 2011 года в нашей школе стали реализовываться стандарты нового поколения, и все классы начали работать по программе учебно-методического комплекта «Перспектива». В этой программе учебный материал подобран таким образом, что учитель имеет возможность распознать одарённых детей и помочь им в дальнейшем развитии.
      Реализовать себя обучающиеся прогимназии могут, участвуя в предметных олимпиадах. В нашем коллективе олимпиады проводятся каждый учебный год, начиная со 2-го класса, и состоят из трёх туров: классного, школьного и районного, куда школы обычно направляют финалистов. Задания подбираются таким образом, чтобы часть заданий могло решить большинство из учеников, а 1-2 - самые сильные учащиеся. Такая система заданий  позволяет с одной стороны, проводит отбор учеников для участия в районных олимпиадах, а с другой – соблюдать принцип дифференциации обучения. 
 

    Результатом  такой работы является ежегодное участие наших обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня: Международной эвристической олимпиаде «Совенок 2013», Всероссийской заочной олимпиаде «Одарённые дети», проводимой Российским образовательным центром «Дарование», в ежегодном Всероссийском открытом турнире «ПОНИ». Третий год учащиеся прогимназии принимают участие  в дистанционной Всероссийской предметной олимпиаде «Эрудиты», которую проводит Центр поддержки талантливой молодёжи (сайт - http://centrtalant.ru/AboutUs.aspx ). В этом учебном году участие в дистанционной предметной олимпиаде «Эрудит» приняло 519 обучающихся нашей школы. 
        Наряду с урочной деятельностью выявлению и развитию одарённости обучающихся способствуют различные формы внеурочной деятельности. В системе внеурочной деятельности прогимназии используются разные формы работы. Для учащихся 1 класса  организовано проведение 10 часов внеурочной деятельности. Учащиеся посещают такие занятия: «Лёгкая атлетика»; «Весёлые нотки»; «Лепка» кружок по математике «Умники и умницы»; кружок по английскому языку «Мир театра»; «Шахматы», кружок прикладного творчества «Изонить», индивидуально-групповые занятия по математике и русскому языку для учащихся 3 – 4 классов. Кроме этого Прогимназия сотрудничает с ООО «Интерком», ЦДО «Созвездие, танцевальным клубом О. Челомбиевой, Центром экологической безопасности и др. Эти занятия позволяют  увлечь детей общностью интересов и повести их к вершинам успеха.
    В нашей школе большое внимание уделяется исследовательской деятельности обучающихся, так  как  любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении.  Начинается эта работа с первого класса. В ходе работы над проектом учащиеся учатся пользоваться разными источниками информации, обрабатывать их, проводят различные опыты, опросы и исследования, готовят компьютерную презентацию, привлекая к этой работе своих родителей.  Уже традицией нашего учебного заведения стало ежегодное проведение школьного конкурса творческих и исследовательских проектов «Хочу всё знать». Выступая перед жюри, сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. 


 
     В этом учебном году 5 учеников прогимназии - победители школьного конкурса исследовательских проектов и творческих работ «Хочу всё знать» стали участниками регионального этапа Всероссийского конкурса «Я – исследователь». Ученица 1 класса - Береснева Алёна (учитель Мерзлютина И.А.) стала победителем этого конкурса, остальные ученики заняли призовые места.
        Также наши дети занимаются в спортивной школе, посещают занятия в детской школе искусств, поют в школьном хоре, выступают на праздниках. 
 

          В конце каждой четверти проводится торжественная итоговая линейка, на которой поздравляют победителей и призёров олимпиад,  конкурсов различного уровня, их учителей. Им вручают грамоты, дипломы, сертификаты и ценные подарки.
Хочется отметить, что благодаря таким условиям обучающиеся нашей школы получают уверенность в своих силах, а многочисленные грамоты помогают им увидеть результат, итог работы, усилий и собственной деятельности в самообразовании, личностного роста.

Источники
  1. Работа с одаренными детьми.// Завуч начальной школы.- 2009.- № 8.- с. 91.
  2.  «Ядро одаренности».// Директор школы.- 2010.- № 1.- с. 71.
  3. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать?// Народное образование.- 2010.- № 8.- с. 21.
  4. Организация работы с одаренными детьми.    Одаренные дети (из опыта работы)// Завуч.- 2004.- № 7.- с. 83, 153.
  5. Баскаева Е.А. Система работы с одарёнными детьми в начальной школе http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=thread&BoardId=46571&ThreadId=441129
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Ирина Александровна, очень интересно выстроена в Вашей школе система работы с одарёнными детьми, ещё бы родители умели оценивать такой труд педагогов. Порой родителям не доказать заслуг педагогов, от учителей требуют всё больше и больше, а сами не всегда прилагают даже минимум усилий к сотрудничеству с учителем. У вас я вижу совсем по-другому. Судя по описанию Вашей системы работы, вы в нужном тонусе держите родителей. А это очень Важно для самого ребёнка прежде всего. Я буду рекомендовать Ваш опыт учителям - коллегам нашего города, может быть тогда ситуация изменится
Наталья Чубаева, дата: 06.07.2016 в 14:57  
#2 Спасибо, Наталья Николаевна. Вы правы,родители поддерживают нас и помогают.Правда далеко не все.
Ирина Мерзлютина, дата: 06.07.2016 в 18:35  
#3 Если учителю удалось выявить талантливых, увлекающихся, одарённых детей, найти интересные формы работы с ними и добиться результатов, то родители будут счастливы отдать своих детей такому учителю. Статья интересная и полезная.Автору желаю дальнейших успехов.
Валентина Титова, дата: 09.07.2016 в 14:33  
#4 Предлагаю и Вам, Ирина Александровна,ознакомиться с моей статьёй "Талантам надо помогать"- эта тема интересует многих учителей."Пренебрегая словесами, Жизнь убеждает нас опять: Талантам надо помогать, Бездарности пробьются сами!.." (Из четверостишия «К истории» (опубл. 1965) советского поэта, переводчика и литературоведа Льва Озерова (псевдоним Льва Адольфовича Гольдберга, 1914-1996))
Валентина Титова, дата: 09.07.2016 в 14:42  
#5 Ирина Александровна, очень интересная система работы с одаренными ребятами. Одаренных детишек нужно выявлять с первых лет обучения. В нашей школе тоже разработана система работы с одаренными и мотивированными детьми. В работе мы используем диагностику Савенкова. Также придерживаемся мнения, что от природы все дети одарён, важно подметить эту "одаренность" и направить ее в нужное русло. Если будет интересно, Вы можете ознакомиться с нашей программой на страничке в разделе "Со методические разработки".
Юлия Пасынок, дата: 23.07.2016 в 18:48  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ