С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Гражданско-патриотическое воспитание в кадетском классе в МБОУ школе №8 г.Кулебаки "
Шевцова Елена Александровна
учитель биологии
высшей квалификационной  категори
МБОУ школы №8 г.Кулебаки,
Нижегородская область
 
                                Гражданско-патриотическое воспитание в кадетском классе

 
                                                                                           Сердца любовью к милой Родине согреты,
                                                     Мы также любим свой родной кадетский класс,
                                                           И что такое – честь российского кадета,
                                                                 Не понаслышке узнаём уже сейчас.
                                                         Ну что тебе сказать, кадет? Ты выбор сделал,
                                                         Ты им когда-то стал совсем не для наград,
                                                                                      Шагай дорогою прямой по жизни смело!
                                                                                                 - Не вешай носа! – так кадеты говорят.
       Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, поэтому для меня основным направлением в процессе воспитания стало гражданско-патриотическое.
      Воспитание патриотизма сегодня крайне необходимо, так как мало кто сегодня хочет служить в армии, дети не знают истории своей Родины, с экранов телевизоров, из радио, в магазинах нам поют песни на иностранном языке, часами мы смотрим иностранные фильмы и… примеров можно приводить еще очень много.
     Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны.
     Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности.
    Целью воспитательной работы в кадетском классе является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.
       Программа включает в себя следующие направления:
1.Основная задача интеллектуального направления – развитие учебных возможностей ученика. В течение учебного года мои воспитанники принимают активное участие в районных, всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
2. Духовно-нравственное направление включает в себя:
  • формирование личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
  • формирование социальной активности;
  • воспитание положительного отношения к труду;
  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.
      В течение учебного года для кадетского класса мною проведены следующие беседы: «Законы совести», «Честь и достоинство»,  «Эти вредные конфликты»,  «Поговорим об ответственности, или ты выбираешь сам», «Стыд и совесть».Для воспитания уважительного отношения к семье проведены беседы «День матери», «Традиции моей семьи».В целях формирования социальной активности кадеты привлекались к проведению игры «Зарница», Всеросийсская акция Сирень победы, приняли участие в конкурсе социальной рекламы «». Также кадет ежегодно привлекают к участию в районных и городских мероприятиях,  День Победы и др.
       В целях формирования положительного отношения к труду организовано дежурство в классе и по школе. Кадеты – активные участники ежегодного субботника.
3. Культурно-историческое направление предполагает:
  • воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;
  • вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
  • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
В рамках этого направления проведены беседа «О людях земли Катайской», беседы о толерантности. Ученики приняли участие в областном конкурсе «В будущее со спортом»,  в творческих конкурсах,  конкурсе смотра строя и песни.
4. Гражданско-правовое направление ориентировано на:
  • изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
  • формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
  • формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
  • развитие реально действующего школьного самоуправления.
        По этому направлению проведены Беседы «Я ребенок. Я гражданин», «Кодекс чести кадет».         Кадеты приняли участие в открытии Фестиваля патриотической работы (исполнение гимна, патриотических песен). Ведется работа по развитию классного самоуправления.
5. Военно-патриотическое направление включает в себя:
  • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
  • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Поведены информационные минутки «День народного единства»,  «Этот День Победы», уроки мужества «Честь имею», «Они сражались за Родину». На классных часах показаны видеофильмы об истории кадетства в России («Кадеты. Пажеский корпус», «Кадеты. Наследники Суворова»).
6. Спортивно-патриотическое направление направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Большая работа ведётся по пропаганде здорового образа жизни. Кадеты посещают спортивные секции самбо, тяжелой атлетики, волейбола, факультативы «Рукопашный бой», «Огневая подготовка», «Строевая подготовка», «НВП». Принимают участие в районных, областных, межрегиональных соревнованиях по самбо, легкой атлетике, волейболу. Ежегодно участвуют в днях здоровья (осенний, зимний), туристическом походе, в конкурсах на спортивную тематику (См. Приложение 1)
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В результате осуществления программы ожидается:
  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с кадетами;

  • формирование гражданской грамотности учащихся;

  • возрождение духовных ценностей школьников;

  • повышение уровня воспитанности учащихся;

  • улучшение условий для формирования патриотических чувств.

 

Источники:
1.Горина Н. К.Основные направления патриотического воспитания в школе. http://festival.1september.ru/articles/625390
2.Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2009. №5
3.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников. – 2002. – № 7.
4.Зенченко В.А. Проблемы формирования гражданственности и патриотизма у современной молодёжи/ Минск, 2001.
5.Милютина Е. В. Гражданско-патриотическое воспитание в кадетском классе. 
6.Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
 

 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Уважаемая коллега, спасибо за своевременную статью, затрагивающую проблему гражданско- патриотического воспитания на базе кадетского движения. Вами представлен обдуманный самоанализ системы работы учителя в этом направлении. Кое что взяла для себя.
Наталья Чубаева, дата: 09.11.2015 в 19:30  
#2 Елена, статья содержательна! Кадетское образование сейчас носит самый актуальный характер. Нужны истинные патриоты России. Желаю творческих успехов данном направлении. Приглашаю к себе на страничку для знакомства с сценариями кадетских мероприятий.
Татьяна Пылаева, дата: 22.11.2015 в 19:19  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ