С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности в начальной школе на примере специальной (коррекционной) школе интерната №4"
Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска,
Челябинской области
 
Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности в начальной школе на примере специальной (коррекционной) школе интерната №4
 
           Нынешние школьники с ограниченными возможностями здоровья – главные действующие лица социально-экономических процессов XXI века. Дети с ОВЗ должны быть обязательно подготовленными к жизни в нынешнем информационном пространстве, чему способствует организация внеурочной деятельности школьников. Важным моментом внеклассной работы является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их творческой и познавательной  деятельности.
     Стремление к успеху у ребенка - это период, который помогает ему достигнуть определенного статуса в каком-либо виде деятельности (учёбе, художественной самодеятельности, технике, творчестве, социально-значимых делах и т.д).
           А задача педагогического коллектива начальной ступени образования - создать ситуацию успеха не только на уроке, но и во внеурочное время и убедить родителей в необходимости создания ситуации успеха дома.
          Ситуация успеха - это решающее условие духовного становления личности. Все чаще стало звучать словосочетание: требуется с креативным мышлением» - то есть творческим, свободным. А это может проявиться лишь у такой личности, которая уверена в своих способностях и пережила успех собственной деятельности, причём неоднократно, так как видов деятельности очень много.
     Отсюда можно сделать такой вывод: чтобы ребёнок любил что-то делать, нужно создать ситуацию успеха этого дела.
        Внеурочная деятельность в группе продлённого дня в условиях специального (коррекционного) учреждения школы – интерната №4 рассчитана на развитие творческих способностей учащихся и активной жизненной позиции и включает в себя последовательность операций создания ситуации успеха:
1. Снятие страха (помогает преодолеть неуверенность в собственных силах).
2. Авансирование успешного результата (помогает педагогу выразить свою убеждённость в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей).
3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершенствования деятельности (помогает ученику избежать поражения).
4. Создание мотива (показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность).
5. Персональная исключительность ( обозначает важность усилий ребёнка).
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение (побуждает к выполнению конкретных действий).
7. Высокая оценка детали (помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то отдельной детали).
           Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности в условиях ГПД осуществляется по следующим направлениям: духовно-нравственное направление, воспитание потребности в ЗОЖ, коллективно-творческое направление, интеллектуально – познавательное направление.
         Существует определённый стиль взаимодействия педагога и учащегося в реализации ситуации успеха:
 - авторитарно-догматический;
 - сочувствующий или попустительский;
- демократический стиль руководства: - косвенные формы побуждения к действию (совет, просьба);
- побуждение к самостоятельности, активности;
- искренность взаимоотношений;
- переживание неудач ребенка;
- радость за успехи каждого ребенка;
- уважение личности ребенка;
- создание комфортного микроклимата в классе;
- поддержка полезных начинаний каждого ребенка;
- поощрение инициативы и творчества;
- оказание поддержки каждому ребенку.
           Создание  ситуации успеха у младших школьников процесс целенаправленный и требует использования и применения следующих приёмов:
  1. «Даю шанс» - подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
  2. «Исповедь» -этот приём можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, вызовет ответный отклик. «Лестница» - ситуация, когда учитель постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. «Общая радость»
  3.  «Следуй за нами» - даёт возможность разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения и стимулом познания, и результатом усилий.
  4.  «Эмоциональный всплеск», «Заражение» учитель должен найти способ разбудить интеллектуальный потенциал, который скрывается в каждом ученике, помочь родить усилие, которое родит мысль, а мысль превратится в знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге появится вера в себя, вера в успех. «Радость познания»
  5.  «Эврика»- суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.
  6. «Линия горизонта» - однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами.
     Все перечисленные приёмы по созданию ситуации успеха в начальной школе успешно используются педагогами в следующих формах:
- привлечение детей в участие в проектной деятельности;
- создание портфолио ученика;
- вовлечение в коллективно-творческую деятельность учащихся;
- организация и проведение «Звезды класса»;
- включение родителей в процесс по созданию ситуации успеха, включающий:
- родительские конференции, телефонные звонки, письма с описанием успехов их ребенка.   
- знакомство родителей с новыми для них тактиками и стратегиями воспитания, чтобы пользоваться ими дома.
- повышение психологической и педагогической компетентностей родителей. Выводы: - личная заинтересованность ученика;
- отношения родителей или других референтных лиц к самому учебно-воспитательному процессу; - стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе.
      В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться и общаться. Однако, если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения. Именно успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в обеспечении образования и воспитания – завтрашний успех в жизни!
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Да, создание ситуации успеха - мотивация учиться и созидать. Представленные Вами приёмы и методы можно использовать не только во внеурочной деятельности, но и на уроках тоже. Спасибо за статью.
Галина Борискина , дата: 18.12.2016 в 13:18  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ