Статья "Синдром эмоционального выгорания педагогического работника и как его избежать"
Наталья Чубаева
29.07.2015
3534
36
В помощь учителю
Чубаева Наталья Николаевна
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
Синдром эмоционального выгорания педагогического работника и как его избежать
Проблема стрессоустойчивости человека, работающего в различных сферах, ещё с давних пор привлекала внимание специалистов-психологов. Существуют профессии, в которых человек, в связи с необходимостью постоянного контакта с другими людьми, испытывает чувство внутреннего эмоционального дискомфорта. К ним относятся учителя, психологи, врачи, воспитатели и другие работники социальной сферы деятельности. Особая «группа риска» - педагоги, работающие в коррекционных образовательных учреждениях, поскольку их деятельность относится к разряду наиболее эмоционально напряженных видов труда.
Дети с ОВЗ, обучающиеся в таких учреждениях весьма непредсказуемы, эмоционально и психически неустойчивы, гиперактивные, расторможены и нуждаются в индивидуальном подходе.
Поэтому, в связи с модернизацией коррекционной системы российского образования в обществе постоянно повышаются требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, умениям и личностным особенностям. Такая ситуация создает педагогу дополнительный эмоциональный дискомфорт, усиливает нервно-психическое напряжение и может вызвать возникновение синдрома эмоционального «выгорания». Эмоциональное «выгорание» - состояние психики педагога, которое он испытывает - равнодушие или глубокое негативное чувство к своей профессиональной деятельности и профессиональному общению.
Следует отметить, что эмоциональное «выгорание» – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому, часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи. Синдром эмоционального выгорания – эмоциональное истощение, невозможность сострадать.
Исследования и анализ статистических данных психологами нашей школы Бадиной Н.Н. и Шалимовой Л.Ю. показали, что практически все педагоги нашей школы имеют синдром «эмоционального» выгорания только с разной степенью его проявления.
Каковы же симптомы «эмоционального» выгорания наиболее ярко выражены у наших педагогов? В чём они выражены? Прежде всего на эмоциональное выгорание педагогов влияют следующие факторы:
- усталость;
- чувство истощения;
- восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
- частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;
- бессонница.
- работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
- профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
- поздно появляется на работе и рано уходит;
- берет работу на дом;
- чувство неосознанного беспокойства;
- снижение уровня энтузиазма;
- чувство обиды;
- чувство разочарования;
- неуверенность;
- чувство вины;
- чувство невостребованности;
- легко возникающее чувство гнева;
- раздражительность;
- подозрительность;
- чувство всемогущества (власть над судьбой ученика);
- ригидность;
- неспособность принимать решения;
- повышенное чувство ответственности
- растущее избегание;
- общая негативная установка на жизненные перспективы;
Для определения уровня эмоционального выгорания на педагогическом практикуме, который проводиться со всеми желающими нам была предложена методика, которая позволила в полном объёме определить преобладающий симптом СЭВ у педагогов нашей школы.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз выгорания, мы могли сами себе дать достаточно объёмную характеристику своего психологического состояния.
Интерпретация результатов проводилось по трем фазам: напряжение, сопротивление и истощение. Нам предлагалось ряд утверждений, по каждому необходимо было высказать своё мнение. В случае согласия с утверждением ставился знак «+»(да), в случае несогласия – знак «-»(нет).
Утверждения
1. Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
4. Моя работа притупляет эмоции.
5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
8.Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
14. Я очень переживаю за свою работу.
15. Коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.
16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
21. Успехи в работе вдохновляют меня.
22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
23. Я часто работаю через силу.
24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать.
26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю.
27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
28. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.
29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
30. Моя работа меня очень разочаровала.
31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
32. Моя карьера сложилась удачно.
33. Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
35. Моя работа плохо на меня повлияла — обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.
Обработка данных: признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку -10 баллов — получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома. Ключ Знак перед номером означает ответ «да» или «нет»; в скобках указаны баллы, проставляемые за этот ответ. В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем — сумма по всем симптомам, т.е. итоговый показатель.
Симптом «Неудовлетворенность собой»: -1 (3), +6 (2), + 11 (2), -16 (10), -21 (5), +26 (5), +31 (3)
Симптом «загнанность в клетку»: +2 (10), +7 (5), +12 (2), +17 (2), +22 (5), +27 (1), -32 (5)
Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»: +3 (5), +8 (5), +13 (2), -18 (2), +26 (3), +28 (3), +33 (10)
Симптом «Эмоциональная отстраненность»: +4 (2), +9 (3), -14 (2), +19 (3), +24 (5), + 29 (5), +34 (10)
Симптом «Личностная отстраненность»: +5 (5), +10 (3), +15 (3), +20 (2), +25 (5), +30 (2), +35,(10)
Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется следующим образом: 9 и менее — «несложившийся симптом»; 10-15 баллов — складывающийся симптом; 16 и более — сложившийся симптом; Соответственно сумма баллов по всем симптомам: равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания»; 50-75 — о начинающемся «выгорании»; 80 и более — об имеющемся «выгорании».
После результатов тестирования, с нами была проведена программа тренинга, которая включала в себя приёмы релаксации и упражнения на снятие эмоционального напряжения. Приведу примеры этих упражнений:
Упражнение «Портрет педагога»
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему
профессионального выгорания педагога.
Время:20 минут
Материалы: листы ватмана, маркеры, мелки, карандаши.
1этап:
Инструкция: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить
портрет эмоционально выгоревшего педагога».
Далее тренер предлагает каждой подгруппе рассказать о том образе, который у
них получился.
2этап:
Инструкция: Предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально благополучного педагога». После того как участники нарисуют образ данного педагога, тренер предлагает разработать рекомендации по предотвращению или преодолению симптомов эмоционального выгорания.
Далее участники обсуждают результаты своей работы. Задача тренера акцентировать внимание на значимости внутренних резервов педагога в преодолении профессионального выгорания, на том, что многое зависит от нас самих.
Упражнение «Пожелание» (адаптированная по Евтихову О.В)
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.
Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.
Время:5 минут
Инструкция: «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим участникам группы, о том качестве, которое ,по вашему мнению, помогает преодолевать эмоциональное выгорание»
Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.
Упражнение «Дерево моего «Я»
Цель: осознание себя в стрессовой ситуации, в системе профессионального и
личностного общения;
Материалы: бумага, маркеры, релаксационная музыка.
Время: 10 минут.
Содержание: «Давайте совершим экскурсию в глубину собственного «Я». Это «Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и корнями. Одна из веточек - «качества, которые мешают», другая - «помогают» в вашей профессии». Какие еще веточки есть на вашем дереве? Нарисуйте корни вашего дерева. Корни - это ваши стержневые качества, которые помогают вам
постоянно расти и изменятся ». После того, как участники группы выполнят задание, они садятся в круг и по желанию рассказывают о своем дереве.
После тренировочных упражнений были розданы памятки: «Приёмы антистрессовой защиты» и «Методы саморегуляции эмоциональной сферы педагогического работника»
Памятка 1 «Приемы антистрессовой защиты»
1. Отвлекайтесь:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
2. Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
•"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.;
•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте;
•устройте прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь;
•побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте;
•танцуйте;
•пойте;
•лепите;
•шейте;
•конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
•мните, рвите бумагу;
•кидайте предметы в мишень на стене;
•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах
6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):
Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Задание: Вспомните ситуацию из своей жизни, которая вас сильно расстроила. Проведите рефрейминг.
Памятка 2 «Методы саморегуляции эмоциональной сферы педагогического работника»
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя при помощи слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Осваиваем саморегуляцию, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться.
I. Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1. Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
– на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
– затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
– снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Способ 2. В ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох. Чтобы успокоиться,
– глубоко выдохните;
– задержите дыхание так долго, как сможете;
– сделайте несколько глубоких вдохов;
– снова задержите дыхание.
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Способ 3. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;
– дышите глубоко и медленно;
– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
– прочувствуйте это напряжение;
– резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
– сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
Способ 4. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.
Можно работать со следующими группами мышц:
– лица; – затылка, плеч; – грудной клетки; – бедер и живота; – кистей рук; – нижней части ног.
Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
III. Способы, связанные с воздействием слова
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Способ 5. Самоприказы.
Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с учащимися.
– Сформулируйте самоприказ.
– Мысленно повторите его несколько раз. Если возможно, повторите его вслух.
Способ 6. Самоодобрение, самопоощрение.
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это — одна из причин увеличения нервозности, раздражения, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим.
– В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
Предложенные нашими психологами памятки практически являются эффективными, помогают действительно восстановиться после рабочего дня. Настоящие рекомендации могут быть использованы педагогами и других школ.
Дети с ОВЗ, обучающиеся в таких учреждениях весьма непредсказуемы, эмоционально и психически неустойчивы, гиперактивные, расторможены и нуждаются в индивидуальном подходе.
Поэтому, в связи с модернизацией коррекционной системы российского образования в обществе постоянно повышаются требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, умениям и личностным особенностям. Такая ситуация создает педагогу дополнительный эмоциональный дискомфорт, усиливает нервно-психическое напряжение и может вызвать возникновение синдрома эмоционального «выгорания». Эмоциональное «выгорание» - состояние психики педагога, которое он испытывает - равнодушие или глубокое негативное чувство к своей профессиональной деятельности и профессиональному общению.
Следует отметить, что эмоциональное «выгорание» – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому, часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи. Синдром эмоционального выгорания – эмоциональное истощение, невозможность сострадать.
Исследования и анализ статистических данных психологами нашей школы Бадиной Н.Н. и Шалимовой Л.Ю. показали, что практически все педагоги нашей школы имеют синдром «эмоционального» выгорания только с разной степенью его проявления.
Каковы же симптомы «эмоционального» выгорания наиболее ярко выражены у наших педагогов? В чём они выражены? Прежде всего на эмоциональное выгорание педагогов влияют следующие факторы:
- усталость;
- чувство истощения;
- восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
- частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;
- бессонница.
- работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
- профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
- поздно появляется на работе и рано уходит;
- берет работу на дом;
- чувство неосознанного беспокойства;
- снижение уровня энтузиазма;
- чувство обиды;
- чувство разочарования;
- неуверенность;
- чувство вины;
- чувство невостребованности;
- легко возникающее чувство гнева;
- раздражительность;
- подозрительность;
- чувство всемогущества (власть над судьбой ученика);
- ригидность;
- неспособность принимать решения;
- повышенное чувство ответственности
- растущее избегание;
- общая негативная установка на жизненные перспективы;
Для определения уровня эмоционального выгорания на педагогическом практикуме, который проводиться со всеми желающими нам была предложена методика, которая позволила в полном объёме определить преобладающий симптом СЭВ у педагогов нашей школы.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз выгорания, мы могли сами себе дать достаточно объёмную характеристику своего психологического состояния.
Интерпретация результатов проводилось по трем фазам: напряжение, сопротивление и истощение. Нам предлагалось ряд утверждений, по каждому необходимо было высказать своё мнение. В случае согласия с утверждением ставился знак «+»(да), в случае несогласия – знак «-»(нет).
Утверждения
1. Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
4. Моя работа притупляет эмоции.
5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
8.Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
14. Я очень переживаю за свою работу.
15. Коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.
16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
21. Успехи в работе вдохновляют меня.
22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
23. Я часто работаю через силу.
24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать.
26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю.
27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
28. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.
29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
30. Моя работа меня очень разочаровала.
31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
32. Моя карьера сложилась удачно.
33. Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
35. Моя работа плохо на меня повлияла — обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.
Обработка данных: признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку -10 баллов — получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома. Ключ Знак перед номером означает ответ «да» или «нет»; в скобках указаны баллы, проставляемые за этот ответ. В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем — сумма по всем симптомам, т.е. итоговый показатель.
Симптом «Неудовлетворенность собой»: -1 (3), +6 (2), + 11 (2), -16 (10), -21 (5), +26 (5), +31 (3)
Симптом «загнанность в клетку»: +2 (10), +7 (5), +12 (2), +17 (2), +22 (5), +27 (1), -32 (5)
Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»: +3 (5), +8 (5), +13 (2), -18 (2), +26 (3), +28 (3), +33 (10)
Симптом «Эмоциональная отстраненность»: +4 (2), +9 (3), -14 (2), +19 (3), +24 (5), + 29 (5), +34 (10)
Симптом «Личностная отстраненность»: +5 (5), +10 (3), +15 (3), +20 (2), +25 (5), +30 (2), +35,(10)
Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется следующим образом: 9 и менее — «несложившийся симптом»; 10-15 баллов — складывающийся симптом; 16 и более — сложившийся симптом; Соответственно сумма баллов по всем симптомам: равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания»; 50-75 — о начинающемся «выгорании»; 80 и более — об имеющемся «выгорании».
После результатов тестирования, с нами была проведена программа тренинга, которая включала в себя приёмы релаксации и упражнения на снятие эмоционального напряжения. Приведу примеры этих упражнений:
Упражнение «Портрет педагога»
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему
профессионального выгорания педагога.
Время:20 минут
Материалы: листы ватмана, маркеры, мелки, карандаши.
1этап:
Инструкция: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить
портрет эмоционально выгоревшего педагога».
Далее тренер предлагает каждой подгруппе рассказать о том образе, который у
них получился.
2этап:
Инструкция: Предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально благополучного педагога». После того как участники нарисуют образ данного педагога, тренер предлагает разработать рекомендации по предотвращению или преодолению симптомов эмоционального выгорания.
Далее участники обсуждают результаты своей работы. Задача тренера акцентировать внимание на значимости внутренних резервов педагога в преодолении профессионального выгорания, на том, что многое зависит от нас самих.
Упражнение «Пожелание» (адаптированная по Евтихову О.В)
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.
Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.
Время:5 минут
Инструкция: «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим участникам группы, о том качестве, которое ,по вашему мнению, помогает преодолевать эмоциональное выгорание»
Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.
Упражнение «Дерево моего «Я»
Цель: осознание себя в стрессовой ситуации, в системе профессионального и
личностного общения;
Материалы: бумага, маркеры, релаксационная музыка.
Время: 10 минут.
Содержание: «Давайте совершим экскурсию в глубину собственного «Я». Это «Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и корнями. Одна из веточек - «качества, которые мешают», другая - «помогают» в вашей профессии». Какие еще веточки есть на вашем дереве? Нарисуйте корни вашего дерева. Корни - это ваши стержневые качества, которые помогают вам
постоянно расти и изменятся ». После того, как участники группы выполнят задание, они садятся в круг и по желанию рассказывают о своем дереве.
После тренировочных упражнений были розданы памятки: «Приёмы антистрессовой защиты» и «Методы саморегуляции эмоциональной сферы педагогического работника»
Памятка 1 «Приемы антистрессовой защиты»
1. Отвлекайтесь:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
2. Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
•"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.;
•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте;
•устройте прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь;
•побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте;
•танцуйте;
•пойте;
•лепите;
•шейте;
•конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
•мните, рвите бумагу;
•кидайте предметы в мишень на стене;
•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах
6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):
Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Задание: Вспомните ситуацию из своей жизни, которая вас сильно расстроила. Проведите рефрейминг.
Памятка 2 «Методы саморегуляции эмоциональной сферы педагогического работника»
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя при помощи слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Осваиваем саморегуляцию, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться.
I. Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1. Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
– на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
– затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
– снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Способ 2. В ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох. Чтобы успокоиться,
– глубоко выдохните;
– задержите дыхание так долго, как сможете;
– сделайте несколько глубоких вдохов;
– снова задержите дыхание.
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Способ 3. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;
– дышите глубоко и медленно;
– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
– прочувствуйте это напряжение;
– резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
– сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
Способ 4. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.
Можно работать со следующими группами мышц:
– лица; – затылка, плеч; – грудной клетки; – бедер и живота; – кистей рук; – нижней части ног.
Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
III. Способы, связанные с воздействием слова
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Способ 5. Самоприказы.
Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с учащимися.
– Сформулируйте самоприказ.
– Мысленно повторите его несколько раз. Если возможно, повторите его вслух.
Способ 6. Самоодобрение, самопоощрение.
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это — одна из причин увеличения нервозности, раздражения, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим.
– В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
Предложенные нашими психологами памятки практически являются эффективными, помогают действительно восстановиться после рабочего дня. Настоящие рекомендации могут быть использованы педагогами и других школ.
Источники:
http://mybloginfo.ru/socped/socdiagnoz/70-diagnostika-urovnya-emocionalnogo-vygoraniya-vv-boyko.html
http://www.rae.ru/fs/?article_id=7780872&op=show_article§ion=content
http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/30/proyavlenie-sondroma-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagoga-ego
http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/03/12/trening-po-profilaktike-emotsionalnogo-vygoraniya
http://festival.1september.ru/articles/605784/
http://mybloginfo.ru/socped/socdiagnoz/70-diagnostika-urovnya-emocionalnogo-vygoraniya-vv-boyko.html
http://www.rae.ru/fs/?article_id=7780872&op=show_article§ion=content
http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/30/proyavlenie-sondroma-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagoga-ego
http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/03/12/trening-po-profilaktike-emotsionalnogo-vygoraniya
http://festival.1september.ru/articles/605784/
Другие статьи
- “УчПортфолио”, или Электронная презентация результатов педагогической деятельности учителя музыки
- "Артек": вчера, сегодня, завтра
- Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
- Особенности психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Истоки. Нравственность и искусство
- Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся
- Исследовательская деятельность как способ учебной самоорганизации школьника
- Молодежное добровольчество
- Роль оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики
- Официальные сайты и сайты, посвященные профильному обучению
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Очень актуальная статья.СЭВ ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Стрессовая ситуация для любого человека.Пути выхода из СЭВ вырабатывает каждый для себя сам,в зависимости от интересов личности.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 29.07.2015 в 10:16
#2 Один из способов самостоятельно справиться с подступающими проблемами – саморегуляция. Нужно всего лишь!!!! с юмором относиться к сложным ситуациям, чаще смеяться и улыбаться; гнать негативные мысли и как можно чаще вспоминать приятные моменты жизни; отвлеченное рассматривание приятных вещей, мысленное общение с высшими силами (Богом, Вселенной, судьбой и др.-беседы, беседы, беседы),солнечные ванны (как в реале, так и мысленно-можно на курорт);чтение поэзии-я люблю Омара Хайяма-помогает конкретно;произношение другим людям комплиментов, похвала, не за оказанную Вам услугу, а просто так. Таким образом вы и мы добьетесь успокоения, то есть исчезнет эмоциональное напряжение. Также удастся быстрее восстановиться и значительно уменьшить проявления усталости. И самое главное – повысится Ваша психофизическая активность, помогающая легко идти по жизни и смело смотреть вперед! а вообще нужно уметь расслабляться..
Ирина Беломывцева, дата: 29.07.2015 в 10:26
#3 Статья в помощь! Неплохо было бы научиться управлять своими эмоциями! Спасибо, было интересно ознакомиться.
Лариса Титова, дата: 29.07.2015 в 10:49
#4 Эмоциональный дискомфорт у меня, а также у других участников сайта, вызывают комментарии к блогам, статьям, которые слово в слово повторяют текст комментируемого материала. Нет своих мыслей - лучше не комментируйте, а точнее не копируйте текст из содержания работ, предложенных на обсуждение, в комментарии. Дополняйте новыми интересными фактами, материалами по теме работы.
Татьяна Образцова, дата: 29.07.2015 в 10:49
#5 Негативное чувство также вызывают комментарии, в которых ссылаются на новости "давно минувших дней". Сейчас 2015 год и статистика с 2000 по 2012 годы уже не актуальна. Также нелепо выглядят комментарии о подготовке к какому-либо мероприятию, когда в содержании комментируемой работы речь идёт о подведенном итоге данного мероприятия. Читайте то, что комментируйте.
Татьяна Образцова, дата: 29.07.2015 в 10:55
#6 Есть такое выражение "Дайте сказать немому" - это когда один человек говорит и не даёт возможности вставить слово другим участникам разговора. От 15 и более комментариев (есть и 30) от одного участника к одной работе - это такая же ситуация. Лично мне не хочется комментировать работы, если вижу такое, хотя тема понравилась и есть что написать, добавить.
Татьяна Образцова, дата: 29.07.2015 в 11:04
#7 Описанные выше ситуации - это то, что вызывает лично у меня некоторый эмоциональный дискомфорт в последнее время.
Татьяна Образцова, дата: 29.07.2015 в 11:08
#8 Статья актуальная, каждому из нас нужно уметь управлять собой, своими эмоциями, поведением, высказываниями.Если у учителя не выдерживают нервы и он "срывается", повышает голос, выгоняет из класса детей- значит его аппарат управления "завис", ему нужен отдых, разгрузка.Нужно учиться решать возникшие проблемы конструктивно и относиться к чужому разгильдяйству медитативно. Не тратьте свою энергию на крик.
Валентина Титова, дата: 29.07.2015 в 11:24
#9 Спасибо, уважаемые коллеги за ваши мысли и чувства, сколько людей, столько и мнений, каждый из вас в своих высказываниях индивидуален, хотя я предполагала наплыв подобных эмоций. Спасибо всем ещё раз, за то,что вы сейчас в данный момент были настоящими, а не фальшивыми.
Наталья Чубаева, дата: 29.07.2015 в 11:32
#10 В конце XX века большой интерес исследователей привлёк феномен "эмоционального выгорания" как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.). Термин "burnout (эмоциональное сгорание)" введён американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Татьяна Образцова, дата: 29.07.2015 в 12:10
#11 Описание стадий развития выгорания, осуществленное отечественным психологом В.В.Бойко. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление , - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.
Татьяна Образцова, дата: 29.07.2015 в 12:13
#12 Внимательно прочитала все комментарии к предложенной серьёзной теме и почему-то вспомнила строчки , автор которых Омар Хайям:
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой - зелёных листьев вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое!
Ирина Щербакова, дата: 29.07.2015 в 12:40
#13 Если есть такой раздел на сайте "Блоги" и его наполняют. Там собран готовый тематический материал для учебной, внеучебной и воспитательной работы. Публичность делает материалы доступными для чтения коллегами, учениками, родителями. Блог- это конспект для размещения содержания какой-либо темы, один из удобных способов размещения, поиска и оперативного обмена информацией.
Татьяна Образцова, дата: 29.07.2015 в 12:53
#14 Интересная статья. Многие факторы эмоционального выгорания, которые были перечислены в статье у меня присутствуют.
Эльвие Алимова, дата: 29.07.2015 в 15:01
#15 Наталья Николаевна! Спасибо! Буду знать, что многие в нашем коллективе имеют синдром эмоционального выгорания!!!
Ольга Даниловская, дата: 29.07.2015 в 18:55
#16 Всегда пожалуйста, Ольга Николаевна, любой каприз за ваши деньги!))) Здесь обозначен представленный опыт работы наших психологов в нашей школе на момент начала 2012 учебного года, на сколько мне память не изменяет, вы тогда у нас ещё не работали))). И по факту обработки результатов тестирования, было выявлено, что большая часть педагога, которые больше всего имеют процент эмоционального выгорания - это учителя МАТЕМАТИКИ.
Наталья Чубаева, дата: 29.07.2015 в 19:13
#17 Коллеги, обратите внимание: Памятка 1, пункт 4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте;
•танцуйте;
•пойте;
•лепите;
•шейте;
•конструируйте и т. п.
Татьяна Образцова, дата: 29.07.2015 в 19:49
#18 Будем петь и танцевать, чтобы не сгореть на любимой работе!
Ольга Даниловская, дата: 29.07.2015 в 20:11
#19 Наталья Николаевна, вы определили свою деятельность на сайте как мониторинг профессионального роста, отражающий уровень компетентности и конкурентноспособности. Причём тут ваше "выгорание" на УчПортфолио? Приглашаем вас к творческой самореализации при создании своего профессионального портфолио на сайте!
Татьяна Мазурова, дата: 29.07.2015 в 20:20
#20 Наталья Николаевна, вами заявлены и задачи деятельности на сайте:
1)выявление достижений в работе и их влияние на результаты деятельности;
2)предоставление возможности для самореализации и развития творческого потенциала;
3)представление, популяризация и распространение опыта работы;
4)повышение престижа профессии учителя;
5)развитие рефлексии и критического мышления ;
6)систематизация накопленного материала. Как в данных задачах прослеживается ваше "эмоциональное выгорание" на сайте?
Татьяна Мазурова, дата: 29.07.2015 в 20:23
#21 Татьяна Михайловна, верите, нет, но практически все участники на сайте склонны к эмоциональному выгоранию, каждый пытается кого-то "уколоть", на кого то "настучать", оговорить за спиной, а это разве не подкашивает эмоциональное состояние педагогов? А не судьба сказать в глаза, написать лично в сообщении? Видимо не судьба, потому что, скорее всего, появляется чувство страха получить достойный ответ. Пусть резкий, но правдивый. Я говорю об общем эмоциональном выгорании. После своего "эмоционального выгорания" я уже восстановилась. По поводу эмоционального выгорания на сайте "Уч портфолио" своё мнение высказала Татьяна Ивановна в своих комментариях, и я с ней скорее всего соглашусь, а так же соглашусь в какой то степени с её последними комментариями!!!
Наталья Чубаева, дата: 29.07.2015 в 20:48
#22 И ещё один момент, мы все здесь практически не умеем радоваться достижениями друг друга и это тоже приводит к эмоциональному выгоранию! Поэтому моё предложение вникнуть в последние комментарии Татьяны Ивановны!!!
Наталья Чубаева, дата: 29.07.2015 в 20:52
#23 Уважаемые коллеги, спасибо за ваши комментарии, большинство из них верные и правдивые. Давайте своё пребывание здесь направим на получение положительных эмоций, а не на зависть и злость, что постепенно приведёт к этому самому выгоранию. А ведь скоро начало учебного года, силы нам ещё понадобятся!! Желаю всем удачи!
Наталья Чубаева, дата: 29.07.2015 в 21:01
#24 Наталья Николаевна, я с вами не согласна что мы все здесь практически не умеем радоваться достижениям друг друга. Я не знаю с какого вы времени на сайте, я с начала создания сайта, ни каких уколов не замечала. Всегда находились учителя, которые поддерживали, говорили слова благодарности, признательности. Кто не хотел, тот не говорил.О каком чувстве страха вы говорите? Мне кажется что все ваши эмоции идут из вашего педагогического коллектива, но сайт это нечто другое.Хочу пишу, хочу делюсь, хочу пою, хочу холодной водой обливаюсь и т.д. В любом случае мы все эмоционально выгораем и ничего с этим не поделаешь.Поэтому у нас большие летние отпуска, ставка 18 часов, каникулы. Это моё личное мнение. С ним могут соглашаться или нет.Я не боюсь говорить в глаза человеку. Я не конфликтный человек. Напишут мне колкости и т.д., не буду общаться. В чём проблема?
нина гунькина, дата: 30.07.2015 в 1:07
#25 Наталья Николаевна, "профессиональное выгорание" и отдельные качества личности не есть одно и тоже, поэтому нет необходимости совершать подмену терминов.
Татьяна Мазурова, дата: 30.07.2015 в 8:25
#26 Давайте приятно отдыхать, наполняться яркими летними впечатлениями, иметь интересное и познавательное чтение и дружественно общаться!
Татьяна Мазурова, дата: 30.07.2015 в 8:27
#27 Татьяна Михайловна, мной не были задеты отдельные качества личности, а были задеты действия личности, а некоторые действия личности могут быть причиной выгорания. И это факт.
Наталья Чубаева, дата: 30.07.2015 в 8:42
#28 Наталья Николаевна, нет необходимости поверхностно касаться темы и прыгать только по "острым верхушкам". На сайте "Издательство "Первое сентября" можно пройти модульные курсы по данной теме, правда, курсы- платные, надо по данной теме пройти обучение и затем сдать в режиме он-лайн тест за определённое время. Курсы очень продуктивные с точки зрения практического применения и в профессиональной деятельности, и в бытовых реалиях.
Татьяна Мазурова, дата: 30.07.2015 в 8:47
#29 Курсы - "Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и "не сгореть" на работе". О них можно прочитать uchportfolio.ru/blogs/read/?id=200
Татьяна Мазурова, дата: 30.07.2015 в 8:48
#30 Наталья Николаевна, прошу удалить последний ваш комментарий, УчПортфолио- образовательный сайт, к чему непонятный сленг! С уважением, к вам.
Татьяна Мазурова, дата: 30.07.2015 в 8:49
#31 Татьяна Михайловна, нужные мне курсы я уже прошла. И указывать с вашей стороны, что мне делать, а что нет - это не в вашей компетенции. Вы опять противоречите сами себе, пишите мне, чтобы я удалила комментарии свои, которые "портят вам зрение", а сами допускаете те же действия со своей стороны.
Наталья Чубаева, дата: 30.07.2015 в 9:08
#32 А между тем,количество просмотров статьи бьёт все рекорды здесь! Хочется уже поставить, наконец, жирную точку. Мир! Труд! Май!
Светлана Трушина, дата: 30.07.2015 в 17:48
#33 Светлана Юрьевна, здесь я с вами солидарна во всём. Я за мир, я за труд, но увы уже не май, а скоро осень, начало учебного года, поэтому только мир. А до следующего мая ещё далеко))
Наталья Чубаева, дата: 30.07.2015 в 17:58
#34 Это такая старая приговорка, когда-то в детстве, в молодости, для примирения так говорили. Вспомнилось.....
Светлана Трушина, дата: 30.07.2015 в 18:01
#35 Внимательно прочла статью,комментарии к ней.Уважаемые коллеги,не забывайте о педагогической этике,проявляйте выдержку,терпение и уважение к друг другу. Наталья Николаевна,Ваш материал вызвал всплеск споров и разных мнений.Это еще раз показывает на актуальность и неоднозначный взгляд на эту болезненную тему.
Александра Андреева, дата: 31.07.2015 в 9:51
#36 Наталья Николаевна, отличная статья. Протестировалась, Не нашла свою степень выгорания. Наверно ещё не выгорела. На трудности и усталость с годами стала смотреть проще. Однажды услышала интервью Петросяна и стала пользоваться его советом. Из любой ситуации есть два выхода. Даже если тебя съели. Вспомню его слова, улыбнусь и мир становится прекрасней.
Елена Крамарева, дата: 31.01.2017 в 13:44
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.