С нами 14637 учителей, 5114 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития и возможности освоения этими детьми ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
 
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития и возможности освоения этими детьми ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

        Задержка психического развития (ЗПР) есть вариант психического дизонтогенеза. К ЗПР относятся различные по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики состояния интеллектуальной недостаточности. Такие состояния занимают промежуточное положение между интеллектуальной нормой и незначительной умственной отсталостью.
    Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. К.С. Лебединская разработала классификацию детей с ЗПР по этиологическому принципу (то есть по принципу происхождения). Детей с данным нарушением автор дифференцирует на 4 группы:
ЗП ЗПР психогенного происхождения
ЗПР конституционального происхождения (гармонический психофизический инфантилизм)
ЗПР соматического происхождения
ЗПР церебрально-органического происхождения
Представим краткую характеристику ЗПР различного генеза (происхождения).

   ЗПР психогенного происхождения. Дети имеют нормальное физическое развитие. Соматически здоровы. У большинства – мозговая дисфункция. Интеллектуальная мотивация снижена. Эмоции поверхностны. Отмечается несамостоятельность поведения, инфантильность отношений. Низкий уровень анализирующего наблюдения. Интеллектуально пассивны. Внимание неустойчиво. В поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность. Часто воспитываются в неблагополучных семьях (асоциально-попустительских или авторитарно-конфликтных). При индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения дети могут заполнить пробелы в знаниях в обычном (массовом) классе.
В качестве примера представлю одну из характеристик ребёнка с ЗПР психогенного происхождения.
Веремчук Кирилл, ученик 4 «Д» класса МОУ «С(К)ОШИ №4». Кирилл физически развит, усиленно занимается спортом, посещает спортивные секции. Воспитанием мальчика родители не занимаются, ведут асоциальный образ жизни, родительские собрания не посещают. На вызов в школу администрацией школы не реагируют. В классном коллективе не может ужиться с одноклассниками. Провоцирует их на конфликты, постоянно дерётся. Считает, что всегда прав. Мнение окружающих людей  его не интересует Кирилл часто самовольно с уроков и группы продлённого дня. На замечания взрослых реагирует агрессивно, неадекватно, может применить физическую силу (укусить, ударить).
В процессе выполнения домашнего задания на самоподготовке «не слышит воспитателя, тяжело включается в деятельность
. В результате при списывании с доски или из учебника пропускает буквы, слоги, целые слова, часть примера. Допущенных ошибок не замечает. В общении груб, использует в речи часто нецензурную лексику. Культура поведения не сформирована: не здоровается, не прощается, не извиняется за совершённые проступки. Графические навыки сформированы недостаточно: выходит за границы строки, затрудняется проводить длинные прямые линии, некоторые элементы букв пишет неверно. После ухода из семьи отца стал более резким и грубым.

     ЗПР соматического происхождения. Дети рождаются у здоровых родителей. Причина ЗПР – перенесённые в раннем детстве заболевания, влияющие на развитие мозговых функций. Психический тонус ребёнка резко снижен. Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности в адаптации. Со взрослыми вежливы. Без руководящего воздействия неорганизованны. Трудности в обучении обусловлены сниженной мотивацией достижения. Не хотят преодолевать трудности. Часто отмечается аффективное торможение. Дети вялые, склонны к повышенной фиксации на своём самочувствии. Состояние соматического дискомфорта ребёнка может быть как истинным, так и ложным. Дети критичны к своим неуспехам. Часто пропускают школу по болезни. Нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи, охранительном режиме.
Представим одну из характеристик ребёнка с ЗПР названного генеза.
Чикова Анна, ученица 4 «Д» класса МОУ «С(К)ОШИ №4». Аня физически ослаблена, низкий иммунитет. Часто болеет бронхитом, развита аллергия. Ребёнок пассивен, часто жалуется на плохое самочувствие. Особую сложность для ребёнка представляют уроки математики, языкового цикла, но с программой мальчик справляется, хоть и с большим трудом. Ребёнок не освоил особенностей написания всех букв, часто путает их элементы. При списывании текстов, выполнении диктантов у девочки  быстро устаёт рука. Она перестаёт писать, жалуется на головную боль. Чтение послоговое, в замедленном темпе. Читать не хочет, учебная мотивация снижена.
Девочка  вялая, инициативу не проявляет. Однако любит, когда читают ей, проявляет интерес к содержанию сказок, повествовательных рассказов. Стихи не запоминает. Не может выучить таблицу умножения, быстро забывает усвоенный ранее материал. Аня очень переживает, что у неё в классе нет подруг. Сама знакомства заводить не решается. Диалог со сверстниками не поддерживает. Постоянно испытывает тревогу из-за боязни опоздать в школу, получить плохую отметку или порицание учителя. Из-за неудовлетворительных отметок плачет.

 ЗПР конституционального происхождения. Состояние определяется наследственностью. Отмечается незрелость телосложения, отставание психического развития от паспортного возраста.
   Ребёнок быстро находит друзей и покровителей, которые его опекают. Основной фон настроения преимущественно положительный. Эмоциональные реакции поверхностны. Учебная мотивация не сформирована. Превращает учебную деятельность в доступную ему игровую. Не принимает новых требований к поведению. Непоседлив, болтлив. Легко вливается в новый коллектив. Быстро привыкает к новому учителю. Отмечается недостаточный уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности. С первых месяцев обучения стойко не успевает.
   Представлю одну из характеристик ребёнка с ЗПР конституционального происхождения.
Алексей Царьков, ученик 4 «Д» класса  пришёл в МОУ «С(К)ОШИ №4» в ноябре. До этого времени мальчик учился в гимназии, где испытывал трудности в усвоении программы. Уже с первых дней пребывания в новом коллективе Алёша подружился со всеми ребятами. Особенно он тянулся к Никите, который всегда заступался за Алёшу, когда мальчики из других классов старались его обидеть, отобрать принесённые из дома игрушки, обозвать «двоечником». После уроков Алексей оставался в ГПД. Мне, как воспитателю с большим трудом удавалось организовать работу мальчика в ходе самоподготовки. Алексей постоянно вставал с места и, не обращая внимания на мои замечания, пытался вовлечь ребят в игру. На родительском собрании было  рекомендовано педагогами родителям дополнительно заниматься с сыном в отработке каллиграфических навыков, так как Алексей плохо прописывает элементы многих письменных букв. 

    ЗПР церебрально-органического происхождения. У детей отмечается грубое и стойкое локальное нарушение созревания мозговых структур. У всех детей – явления церебральной астении (повышенная переутомляемость, непереносимость духоты, жары, езды на транспорте, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти). Мыслительные операции несовершенны. Знания усваивают фрагментарно. Отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Дети не критичны, несамостоятельны, внушаемы, быстро пресыщаются деятельностью. Нечувствительны к собственным промахам. Долго усваивают правила поведения. Ведущий мотив – игра.
   В качестве примера приведём одну из характеристик ребёнка с ЗПР церебрально-органического происхождения.
Ангелова Ангелина, ученица 4 «Д» класса «С(К)ОШИ №4». Родители Анеглины  прилагают много усилий в повышении успеваемости и обучении дочери. Это помогает девочке, но она по-прежнему испытывает трудности в усвоении программного материала. Во втором полугодии 4 класса у девочки отмечалось послоговое чтение даже несложных по слоговой структуре слов. Слабая концентрация внимания приводила к тому, что при списывании простых текстов девочка пропускала не только слоги и слова, но и целые фразы. Списывая с доски примеры, Ангелина ошибается в знаках: вместо «минус» записывает «плюс». Либо знаки записывает верно, но вместо вычитания выполняет сложение, и наоборот. Отмечается фрагментарность в усвоении знаний: запоминает содержание только наиболее ярких отрывков из детских художественных произведений. Обучаясь в 3 классе, Ангелина не освоила элементарные операции табличного умножения. Стихи не запоминает, передать их содержание не может. Из диалога с мамой:
М: - Света, ты прочитала стихотворение?
А: - Да.
М: - О чём оно?
А: - Как о чём? Ни о чём… Это же стихотворение!
Следует отметить, что девочка бывает агрессивна при получении дополнительного задания, выполнять его не хочет.
  Особые образовательные потребности детей с ЗПР церебрально–органического происхождения можно охарактеризовать следующим образом:
- Формирование высших психических функций, познавательной активности, развитие интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
- Обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью.
- Коррекция поведения, компенсация дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.
- Обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью.
  Значительная часть детей, в том числе детей с ЗПР церебрально-органического происхождения, имеет психолого-педагогические показания к инклюзивному образованию, что предусматривает освоение ФГОС начального общего образования для указанной категории обучающихся. Как следует из содержания ФГОС, вариант А рекомендован тем учащимся с ЗПР, которые к моменту поступления в школу достигли уровня психофизического развития, близкого возрастной норме. При этом одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения. Основная образовательная программа, осваиваемая обучающимися с ЗПР в условиях инклюзии, должна дополняться программой коррекционной работы.

   Основными направлениями коррекционной работы являются следующие:
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- коррекция нарушений устной и письменной речи.
   Перечисленные выше направления коррекционной работы определили разработку и реализацию программы по развитию и коррекции познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер личности младших школьников с особыми образовательными потребностями «У пульта собственного «Я»». Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта и напряжения у младших школьников с ОВЗ VII вида, создание ситуации успеха в процессе формирования и становления личностного «Я», а так же на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических функций в процессе учебной – игровой внеурочной деятельности.
 В соответствии с требованиями ФГОС программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения детей. Варьируются  содержание, совершенствуются формы работы, повышаются уровень и степень участия специалистов сопровождения.
     В механизме реализации программы отражены основные этапы и собственная методика работы воспитателя ГПД.

Этапы реализации программы:
Предварительный этап. Включает подготовку и проведение диагностики, обработку диагностического исследования совместно со службами психологического сопровождения, комплектование малых подгрупп, индивидуальные беседы и анкетирования родителей.
Основной этап. Предполагает на основе диагностических исследований планирование, организацию и проведение коррекционно-развивающих занятий 2 раза в неделю.
Заключительный этап. Он направлен на проведение повторной  психолого-педагогической диагностики в конце учебного года.
     Методика работы с младшими школьниками представляет собой систему занятий, направленных на лично-ориентированное взаимодействие с ними, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих детей, побуждая их к творческому подходу при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастной категории в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования жизненно-важных навыков учащихся; развития самореализации и самоадаптации.
    На занятиях используются разнообразные воспитательные инновационные технологии, сочетающие формы и методы коррекционно-развивающего воздействия. Наряду с традиционными формами и методами воспитания нашли своё применение нетрадиционные методы и формы. К таковым относятся:
Изотерапия;
Танцетворчество;
Сказкотерапия;
Релаксация;
Музыкотерапия;
Музыкоцветотерапия.
    Сочетание на занятиях аналитических, активных и диагностических методов работы позволяет детям заинтересованно работать на занятиях , а воспитателю - отслеживать эффективность формируемых на занятиях умений.
   Каждое занятие проводится в соответствии со структурой и отвечает следующим требованиям:
1. Необходимо в конце занятия проводить рефлексию, используя её разнообразные приёмы, такие как «Поделись улыбкой своей», «Спрашиваю – отвечай» и другие. Очень эффективными вопросами при использовании приёма «спрашиваю – отвечай» являются:
- какое впечатление у вас от сегодняшнего занятия?
- Что вам особенно понравилось?
- В чём испытывали затруднения?
- Где полученные знания Вам могут пригодиться?
2. Следует уметь гибко отвечать на вопросы детей, быть готовым обсуждать то, что их интересует в настоящий момент больше всего. В тоже время, отвечая на вопросы детей, необходимо иногда оставлять некоторые вопросы нерешёнными, тем самым, побуждая детей к собственному принятию решений, оставляя некоторое эмоциональное и интеллектуальное напряжение.
3. Для успешной работы на занятиях важна положительная  психологическая атмосфера. Для её осуществления вводятся основные правила поведения на занятиях:
- внимательно слушая говорящего;
- не критикуй собеседника, чтобы он не сказал;
- если не хочешь говорить, то можешь промолчать;
- относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
   Структура занятий предусматривает  этапы, в некоторой степени, отличающие от структуры урока:
1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3.Основная часть: фронтальная работа и  самостоятельная работа
Рефлексия
Ритуал прощания.
Методический материал по реализации программы содержит:
- Фрагменты текстов, стихов из литературных произведений, которые используются как иллюстрации анализа жизненных ситуаций в ходе группового обсуждения;
- Пословицы используются для стимулирования высказываний детей, формирования их собственной точки зрения, собственных взглядов и убеждений по обсуждаемой теме занятия;
- Сказки способствуют развитию творческому моделирования детьми субъективного отношения к жизни;
- Шпаргалки используются на занятиях как форма составления алгоритмов своих действий;
- Игры, упражнения, элементы тренинга, релаксации способствуют  закреплению в сознании детей успешных способов действий.
      Используемый мною материал на практике часто не является особо новым для ребёнка. Однако новой является цель обращения к нему. Этот приём позволяет одновременно опираться на опыт детей, и обогащать его социальным знанием.
Внедрение этой программы и уровень усвоения её воспитанниками моего класса привели к тому, что дети с ОВЗ могут обучаться не только в специализированных учреждениях, но и инклюзивно.
 
Источники
1. Ишимова, О. А. Примерное содержание программы коррекционной работы основной образовательной программы начального общего образования / О. А.
2. Ишимова,, А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - № 4. - С. 3-11
3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. И: Москва, 2015 год.
4. Родичкина В.В./Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР http://defectolog.edusite.ru/p16aa1.html
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 В специальных (коррекционных) образовательных организациях должны быть созданы специальные условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ, работать с детьми должны подготовленные кадры.
Татьяна Образцова, дата: 14.03.2016 в 17:47  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.