С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Лингвистический анализ стихотворения на уроках литературы "
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ «Центр образования»
для детей-инвалидов Забайкальского края
г. Чита, Забайкальский край

Лингвистический анализ стихотворения на уроках литературы

 

Замечательно каждое слово

К. Чуковский

 

     Лирика — от греч. Lira — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни. Стихи — особая реальность, подобная живописи, музыке. Поэтическое творение — это эмоциональная, в образной форме реакция на какие-то жизненные явления, события. Слово обыкновенной речи становится художественным образом. По мере развития темы и идеи поэтического создания изменяется смысловой характер слова, которое рисует картины, озвучивает окружающий мир, воздействует на мысли и чувства и читателя. Взаимодействие формы и содержания отличается неразрывностью, полным слиянием. Красота формы, её эмоциональность привлекает учащихся. Коллизия на уроке возникает только тогда, когда проблемная ситуация оказывается интересной. Вопросы эстетического, художественного характера к образу, к слову, к отдельной детали, к строке...конкретизирует образное видение, развивают воображение, мышление, вызывают разнообразные представления и ассоциации, пробуждают эмоциональное переживание, исследовательский интерес.
    Лингвистический анализ выступает как исходная позиция филолога, как первая ступенька настоящего познания произведения. Лингвистический анализ является важным анализом для правильного восприятия нами художественного произведения, так как многие слова, выражения непонятны нам, они создают помехи в понимании смысла произведения, а многие из этих слов могут являться ключевыми и в идейном, и в образном отношении. Как говорил К. Чуковский: «Замечательно каждое слово». Именно эти слова были взяты эпиграфом к уроку на тему: «Лингвистический анализ стихотворения Б.Корнилова «Лошадь».

Дни — мальчишки,

Вы ушли хорошие.

Мне оставили одни слова,-

И во сне я рыженькую лошадь

В губы мягкие расцеловал.

 

Гладил уши, морду

Тихо гладил

И глядел в печальные глаза.

Был с тобой, как и бывало, рядом,

Но не знал, о чм тебе сказать.

Не сказал, что есть другие кони,

Из железа кони,

Из огня...

Ты б меня, мой дорогой, не понял,

Ты б не понял нового меня.

 

Говорил о полевом, о прошлом,

Как в полях, у старенькой сохи,

Как в лугах, измятых и некошеных,

Я читал свои стихи...

 

Мне так дорого и ме так любо

Дни мои любить и вспоминать,

Как смеясь, тебе совал я в губы

Хлеб, что утром мне давала мать.

 

Потому ты не поймёшь железа,

Что завод деревне подарил,

Хорошо которым землю резать,

Но нельзя с ним говорить.

 

Дни-мальчишки,

Вы ушли, хорошие,

Мне оставили одни слова,-

И во сне я рыженькую лошадь

В губы мягкие расцеловал.

Вопросы к анализу 1 строфы:

-Назовите ключевые слова. Объясните их значение.

-Какие эпитеты использует автор?

-Как они помогают понять идею стихотворения?

-Почему слово хорошие выделяется запятыми?

-Как понимаете смысл предложения дни-мальчишки?

-Почему Б.Корнилов употребляет слово расцеловал, а не поцеловал? Какое значение имеет приставка рас?

-Назовите метафору, с какой целью она употребляется?

-Объясните значение инверсии и антитезы?

Почему автор употребляет слово рыженькая, а не рыжая?

Вопросы к анализу 2 строфы:

-Назовите ключевые слова.

-Как вторая строфа связана с первой?

-Объясните, почему автор повторяет слово гладил? На какое место в строке поэт ставит слово в первом и во втором случае? Зачем?

-Почему автор называет глаза печальными?

Вопросы к анализу 3 строфы.

-Как связана третья строфа со второй? Назовите опорные слова.

-Для чего поэт использует отрицание?

-Почему автор употребляет слово не понял и глагол дан в сослагательном наклонении?

-Каково значение обращения?

-Объясните смысл метафоры?

-Как выражена авторская позиция?

Вопросы к анализу 4 строфы:

-Назовите ключевые слова.

-Почему употребляется слово говорил, а не сказал? Укажите вид глагола.

-С какой целью употребляется анафора, инверсия?

-Объясните употребление однородных членов предложения.

-Поясните эпитеты немятые и некошеные луга, старенькой сохи.

-Объясните фонетику. Назовите ассонанс и аллитерацию. Зачем используются?

-С каким настроением читается строфа?

Вопросы к анализу 5 строфы:

-Проанализируйте первую строчку, объясните значение синонимов дорого и любо. Какие ещё синонимы можно подобрать?

-Назовите контекстные антонимы. Какова их роль?

-С какой целью используется инфинитив?

-Что даёт автору использование деепричастия?

Вопросы к анализу 6 строфы:

-Почему строфа начинается со слова почему?

-Назовите антонимы, укажите их роль.

Вопросы к анализу 7 строфы:

-С какой целью используется кольцевая композиция?

-Попробуйте прочитать стихотворение без последней 7 строфы.

Вывод по стихотворению-определение идеи, авторской позиции.
    Работа, проведённая на уроке, помогла понять, что каждое слово, каждый художественный приём работает на смысл произведения, его идею, то есть в этом стихотворении есть основное качество настоящего искусства — единство формы и содержания.
Лингвистический анализ выявляет неясные и трудные места в тексте, является отправным пунктом исследования произведения.
    Замедленное неспешное чтение литературного произведения лингвистически вооружённым глазом -первая ступенька лингвистического анализа художественного текста. Комментированное чтение как начало анализа и последовательная работа над текстом имеют как образовательный, так и обучающий и развивающий характер. Оно воспитывает и лингвистически, и методически, поскольку не только вырабатываются умения и навыки лингвистического комментирования, но и даются необходимые знания, умения глубокого и всестороннего анализа, исследования текста.
      Работаю с текстами забайкальских поэтов. Дети должны знать истоки и корни свои. Удивительны стихи Б.Макарова, интересны произведения Г. Граубина, М. Вишнякова. Урок внеклассного чтения в 8 классе. Анализируем стихотворение Б.Макарова «Зрелость».

Я думал: зрелость

Это смелость,

С холодным видом знатока

Судить о людях

И умело

Каскады истин изрекать.

Года, как звёзды, гаснут в травах...

И, наконец, приходит миг,

Когда поймёшь,

Что зрелость — право

Держать ответ перед людьми.

-Объясняем постановку двоеточия в 1 строфе

-Что изменится, если двоеточие заменить союзом?

-Подберите синонимы к слову смелость

-Поясните эпитет «с холодным видом»

-Почему наречие «и умело» выделено автором, логически перенесено на следующую строку? В каком значении оно употребляется?

-Раскройте смысл метафоры «каскады истин изрекать»? -

-Назовите сравнение. Чем оно интересно?

-Каккие чувства выражает метафора и приём умолчания? Как читается эта строка?

-Как меняется темп, ритм, интонация в следующей строке? С какой целью используется вводное слово?

-Объясните пунктуацию.

-Проанализируйте предложение «Когда поймёшь» с точки зрения синтаксиса. Что даёт использование определённо-личного предложения для выяснения темы и идеи стихотворения?

-В чём особенность композиции? Докажите, что 2 части стихотворения контрасты и по лексике, и по интонации, ритму, смыслу.
       Таким образом, работая над различными художественно-изобразительными средствами, поэтическим синтаксисом, лексикой, ребята определили идею стихотворения. Они научились не только грамотно читать, анализировать, размышлять, говорить, но и осмысливать нравственные категории и своё поведение в обществе.

     Лирическая позиция и оценочность концентрируются в поэтическом слове, которая обладает ассоциативностью, художественной многомерностью, смысловой насыщенностью, которое качественно формируется в контексте лирического текста. Вопросы и задния, направленные на раскрытие этих качественных особенностей лирического текста, приобщают детей к восприятию оригинального мышления, неповторимого мира чувств и видений, выразившихся в поэтическом слове. И под воздействием магии слова они сами начинают творить, сочинять. Стихи, написанные ребятами, по-своему оригинальны, красивы и выразительны. Работа над анализом текста увлекает, захватывает ребят. Урок проходит оживлённо, интересно. А интересный урок — это поход в библиотеку, это чтение новых произведений, это творческий порыв, это новые стихи, зарисовки...
      Работая с текстами больших художников слова, идёт лингвистическая подготовка. Но анализ должен быть предельно осторожным, чтобы случайно не разрушить очарование текста. Примерные вопросы к анализу произведения на уроке могут меняться, варьироваться. И часто анализируется стихотворение без единого вопроса. После выразительного чтения текста сила авторского слова так захватывает ребят, что они начинают высказывать свои мнения, делясь переживаниями и чувствами. Такой учебный диалог (и анализ произведения в единстве формы и содержания) с поэтом, учителем, ребятами воспитывает положительные эмоции, развивает коммуникативные навыки, пробуждает исследовательский интерес, развивает образное восприятие. У ребят создаётся «твёрдый зрительный образ» слова (Л.В. Щерба). 
   
«Прочтение произведений в единстве содержания и формы преодолевает чистый идеалогизм в истолковании художественного произведения, усматривающий смысл и содержание поэтической вещи где-то вне её, на ней и разбиравшей это содержание независимо от стилистической структуры самого произведения на фоне развития умственных и этических направлений» (В.В. Виноградов)
     Анализ текста приучает ребёнка думать, сопереживать, творить...«Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело — подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя» (М.А. Рыбникова).

 

Литература:

 

1 Браже Т.Г. Искусство анализа художественного текста. М.: Просвещение, 1971

2 Виноградов В.В. О теории художественной речи М: Просвещение, 1971

3 Егоров Б.Ф. Пути анализа литературного произведения. М.: Просвещение, 1981

4 Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. М.: Дрофа, 2003

5 Рез З.Я. Методика преподавания литературы. М.: Просвещение. 1985

6 Тимофеев Л.И, Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1985

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 В вашей статье представлена методика работы учителя по лингвистическому анализу стихотворения. Здесь прослежена и глубоко раскрыты метапредметные и межпредметные связи на уроках. Это очень важно и актуально на сегодняшний день в рамках внедрения ФГОС ООО
Наталья Чубаева, дата: 16.01.2016 в 14:48  
#2 Очень подробно описан лингвистический анализ стихотворного текста. Это обязательно на уроках литературы. Ваша статья - большое подспорье для начинающих. Спасибо Вам. Очень вовремя и четко.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 16.01.2016 в 18:31  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ