С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Речевое сопровождение ребёнка через дистанционную форму обучения"

Карепанова Елена Эдуардовна,
учитель - логопед
высшей квалификационной категории,
МКДОУ детский сад «Рябинка – центр развития ребенка», 
г. Омутнинск,
Кировская область

 

Речевое сопровождение ребенка через дистанционную форму обучения
 

   Современный педагог сегодня – это человек, знающий образовательные возможности сети Интернет, педагогические технологии дистанционного обучения, умеющий преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения. 
  Деятельность педагога дистанционного обучения организационно можно разделить на 2этапа:  I. Разработка дистанционного курса.  II. Реализация дистанционного курса.  В некоторых случаях разработкой дистанционного курса занимаются авторы-разработчики. Но зачастую эта роль отводится самому педагогу, поэтому он должен знать, как методически разрабатывать курс.
  Когда было принято решение помочь детям, часто пропускающим д/с, и организовать дистанционное образование в нашем детском саду, долго обсуждали, как построить этот процесс, как  в рамках предложенного курса выстроить систему речевой поддержки часто болеющего ребенка. На первом этапе выяснили, что дистанционное обучение бывает синхронное и асинхронное [1]. При синхронной модели ребенок  и педагог общаются в реальном времени через виртуальные аудитории (чат-занятия, телеконференции и т.д.). При асинхронном подходе родители, организуя обучение ребенка через дистанционный курс, сами определяют, какую брать информацию и выполнять ли задания по общему или своему личному плану, в какое время лучше организовать знакомство с предложенным материалом. Пришли к выводу, что часто болеющим детям наиболее приемлемо асинхронное обучение.
   Определившись с формой реализации дистанционного обучения, начали осуществлять отбор содержания. Планировалось выстроить этот курс только по разделу «Звукопроизношение». Но д/с пропускают дети, которые могут не иметь дефектов звукопроизношения, а сам процесс коррекции звукопроизношения носит сугубо индивидуальный характер. Остановили свой выбор на включении в эту работу всех других структурных компонентов.
  Мы рассматривали дистанционный курс как новую форму образования. Но из этого следовало, что эта новая форма не может быть совершенно автономной системой. Дистанционное образование строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение, то есть по соответствующим программам образования, с тем же содержанием, но форма подачи материала, форма взаимодействия логопеда и ребенка между собой будут иными. Было необходимо произвести тщательный отбор материала. Решено было начать разработку курса для детей старшего дошкольного возраста на учебный год.
   Используя результаты диагностики на начало года и опыт работы, пришли к выводу: будем выносить на дистанционное обучение такие направления по каждому структурному компоненту речи, в которых дети  данного возраста испытывают трудности чаще всего. Результатом явился следующий вариант планирования работы по речевому сопровождению ребенка через дистанционную форму обучения.


 

Месяц

Содержание

Сентябрь

1. Артикуляционная гимнастика. Сказка «О веселом язычке».
2. Развитие фонематических процессов. Игра «Рифмочки и нерифмушки»1 часть.
3. Развитие грамматического строя речи. Игра «Мой, моя, моё».

Октябрь
 

1. Артик. гимнастика. Сказка «О веселом язычке».
2. Развитие фонем. процессов. «Рифмочки и нерифмушки» 2 ч.
3. Развитие грамм. строя речи.  Игра «Разноцветные слова».

Октябрь

1. Артик. гимнастика  «В гости к бабушке».
2. Развитие фонем. процессов. «Рифмочки и нерифмушки» 3 ч.
3. Развитие словарного запаса. Упр. «Назови одним словом».

Ноябрь
 

1. Развитие фонем.процессов. Игра «Найди слово со звуком».
2. Развитие грамм. строя речи. Игра «Подарки для гномика».
3. Развитие связной речи. Рассказ «Предзимье».

Ноябрь
 

1. Артик. гимнастика «Веселая прогулка».
2. Словарный запас. Игра «Третий лишний».
3. Развитие связной речи. Упр. «Расскажи-ка».

Декабрь
 

1. Артик. гимнастика  «Веселая прогулка».
2. Развитие фонем.процессов. Игра «Звук Л играет в прятки».
3. Развитие грамм. строя речи. Игра «Какой сок?».

Декабрь
 

1. Артик. гимнастика для губ «Слоники».
2. Развитие грамм. строя речи. Упр. «Сказка про двух братьев  ИК и ИЩ».
3. Развитие связной речи. Упр. «Помоги Снеговику».

Январь

  1. Развитие фонем.процессов. Игра «Подбери слово на звук…».

  2. Развитие словарного запаса.  «Подбери слово».

  3. Развитие грамм. строя речи. Упр. «Чей, чья, чье?» 1 ч.

Февраль

1.Развитие фонем. процессов. Игра «Подарки Роме и Рите».
2.Развитие словарного запаса.  Упр. «Кот и пес» (антонимы).
3.Развитие связной речи. Составление рассказа по серии картин «Нашла цыпленка».

Февраль

1.Развитие фонем.процессов. Игра «Помоги Маше украсить воздушные шары» (звуковой синтез).
2.Развитие грамм. строя речи. Упр. «ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД».
3.Развитие св. речи. Рассказ по серии картин «Коты».

Март

1.Развитие фонем. процессов. Упр. «Звуковые часы».
2.Развитие словарного запаса. Упр.  «Слон и жираф» (антонимы).
3.Развитие грамм. строя речи. Игра «Наведи порядок с Машей» (согласование существительных с числительными).

Март

1.Развитие фонем.процессов. Игра «Замени звук» 1 ч.
2.Развитие грамм. строя речи. Упр. «Чей, чья, чье?» 2 ч.
3.Развитие св. речи. Рассказ по серии картин «Рыболов».

Апрель

1.Развитие фонем. процессов. Игра «Замени звук» 2 ч.
2.Развитие словаря. Упр. «Многозначные слова».
3.Развитие св. речи. Рассказ по серии картин «Воробышек».

Апрель

1.Развитие фонем. процессов. Упр. «Собери новое слово»
2.Развитие грамм.строя речи. Упр. «Разложи и собери слово» (образование новых слов способом словосложения).

Май

Логопедические тесты «Незнайкины вопросы».

 

    В основу построения данного плана легли основные принципы логопедической работы.
  1. Принцип системности.  Так как вся работа по речевому сопровождению ребенка опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, где все стороны находятся в тесном взаимодействии, решили выкладывать материал в дистанционный курс 2 раза в месяц блоками. В блоках варьируются задания по структурным компонентам речи.
  2. Принцип комплексности. В процессе осуществления речевого сопровождения в системе дистанционного курса мы так же учитывается темп психического развития (учет сензитивных периодов развития речи и мышления), психическое развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми (включаем в работу ближайших родных ребенка), формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности (используем метод игры, конструирования, моделирования).
 3. Принцип развития предполагает вынесение на дистанционный курс тех задач, трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (то есть все задания разработаны по принципу усложнения материала).
  4. Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность: каждый желающий может при определенных условиях стать «виртуальным участником процесса обучения». Однако, здесь возникает еще одна проблема: как оптимально сочетать доступность с высоким качеством?
   Приняв во внимание, что любое обследование дошкольников с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой), решили, что в процессе дистанционного обучения не исключается возможность использования логопедических игр. Они совершенствуют и активизируют весь процесс, создают положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Разработка логопедических игр с помощью  программы Power Point позволила ярко и интересно подать материал. С помощью программ Word на сервере были размещены текстовые задания, не требующие анимации. Программы Paint и Photoshop помогли создать красочный видеоряд, отвечающий всем требованиям коррекционно - развивающей работы.
  Таким образом, разработанный и реализуемый нами дистанционный курс речевого сопровождения ребенка позволил проводить обучение ребёнка во время его вынужденного нахождения дома (по болезни); повысить качество обучения за счёт применения современных компьютерных технологий; создать единую образовательную среду (детский сад – семья).


Используемые источники:
1.Демяновская Е.В., Кулиш Л.И., Моисеева А.Ю. "Виртуальный детский сад". Организация дистанционного обучения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - открытыйурок.рф/статьи/584250/

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Современный подход к проблеме, логичный. Обязательно будет востребован ответственными, мотивированными родителями. Спасибо, Елена Эдуардовна!
Ольга Турова, дата: 20.01.2019 в 12:25  
#2 Спасибо за подробное освещение важной темы!
Елена Ваторопина, дата: 20.01.2019 в 16:15  
#3 Использование технологии дистанционного обучения в деятельности учителя - логопеда, безусловно - инновация. Вами представлены идеи по организации дистанционного обучения детей в МДОУ. Здорово!! Очень понравилась система работы, отражённая в планировании занятий. Чётко сформулированы задачи по реализации каждого занятия. Но у меня есть к Вам вопрос: А все ли родители находят время для занятия со своим чадом в этом направлении и все ли родители заинтересованны в достижении тех результатов, что и вы ???. Как будет реализовано дистанционное обучение в случае, если не у всех в семьях есть компьютеры, выход в Интернет. Ведь не все семьи благополучные и материально обеспечены?? Какой выход решения этого вопроса вы видите?
Наталья Чубаева, дата: 09.02.2019 в 12:45  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ