С нами 13972 учителя, 4949 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Будни преподавателя Правил дорожного движения"
Андрей Лютоев   22.02.2019   359   3   Эссе

Лютоев Андрей Борисович,
преподаватель специальных дисциплин
высшей квалификационной категории,
КОГПОАУ КПиАС,
г. Киров, Кировская область,
2019
Будни преподавателя Правил дорожного движения
 
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
(А.С.Пушкин)
 
Николаю Евгеньевичу и Валерию Владимировичу посвящается.
 
-Не люблю два праздника, Новый год и день рождения.
-Почему?
-Потому что очень часто.
                                                                        ( А. Лютоев)
     Что подвигло это написать? Да просто аттестация скоро, нужно «вышку» подтверждать, а без публикации сейчас никак. Согласно «порядка» каждый преподаватель должен иметь публикацию, т. е. чего-нибудь сочинить и где-нибудь напечатать. И какая тут личная жизнь? Приходишь домой и, некоторые думают, что преподаватель или учитель четыре пары языком нёбо почесал и всё, домой и ноги в потолок, ага, сейчас. А кто КТП напишет? А ФГОС новый сочинили, кто будет старые рабочие планы переделывать? Приходишь домой с ребенком повоюешь насчет домашнего задания, спать его уложишь, и вот тут начинается  иная, ночная жизнь простого «работяги языка и мела». Поспал чуток, и утром опять на работу. Дни пролетают согласно распорядка:
Снова-понедельник,
Пока-вторник,
Еще-среда,
Уже-четверг,
Опять-пятница,
Выходной,
Снова-понедельник
и т.д.
Поэтому и не люблю я эти праздники.
-Как всё начиналось?
-Как, как, наперекосяк.
     Первый блин всегда комом выходит. Окончил педагогический университет. Уехал на родину. Поступил работать в СПТУ. Был принят сначала мастером п/о, потом переведен преподавателем. Первая группа, которую учил Правилам, из  тридцати человек теорию завалили трое. Старший мастер долго делал внушение, о том, что раньше, до меня, теорию сдавали все 100%.  Начал анализировать, в чём дело, ведь они у меня на уроках всегда билеты отлично решали, почти без ошибок. Оказывается, как потом признался один из учеников, они просто переписали коды ответов и, на контрольной, когда отвернусь, тихо и спокойно списывали. А я радуюсь и нахваливаю их. Ладно, думаю, позабавились и хватит. Купил два комплекта билетов, распотрошил их. Раньше билеты были удобные, на одном листе как-то умудрялись уместить все двадцать вопросов. Один комплект все билеты разрезал вдоль, скотчем склеил, новый номер поставил, коды переписал, нате получите сюрприз. На первой проверочной половина группы засыпалась. Сидят, глазами хлопают, понять ничего не могут. Этим способом и сейчас пользуюсь. Всегда комплект с сюрпризом есть. Особенно перед экзаменом в ГИБДД, когда допуск проводишь, считаю лучше пусть письменно решают, а листочки, на которых они выпускной экзамен пишут, минимум год храню. Для чего? Был случай, когда злой родитель прибежал, кричит, возмущается:
- Почему моего сына на экзамен не пустили?! Он у меня ночами сидел, решал.
А я только и могу сказать, что решал он плохо, школьный экзамен не сдал. А доказательства где? Отец кричал, кричал. В общем, пришлось заново давать билет, он возьми и реши без ошибок. Отец доволен, я краснею. Парня допускают на экзамен, на экзамене пять ошибок (тогда еще письменно сдавали, да и были времена, когда на экзамене в ГАИ отсечки после трёх ошибок не было). Сейчас, вот Вам доказательства.
     Проблема еще в том, что некоторые ученики, наслушавшись своих «друзей», которые им говорят:
- Зачем ты ходишь на занятия, посидишь перед экзаменом недельку порешаешь и всё сдашь.
Так и делают, и на занятия перестают ходить, появляются только перед школьным экзаменом. Вот для таких-то, и приготовлен письменный сюрприз и плюс дополнительно объяснение вопроса, почему именно так он ответил, а не по-другому. И только так можно понять по-настоящему человек выучил и понял или просто зазубрил ответы. Может он на занятии не ходил из-за командировки или заболел, но учил и разбирался. Есть еще один тип учеников, которые ходят на все занятия, но только для того чтобы быть на занятиях в надежде опять на «прорешивание» за недельку дома. Для таких этот же сюрприз, и поверьте, никого никогда не жалел.
 
     Не доверяю я этим компьютерам. Даже работая, по вечерам в автошколе и то мы школьные экзамены всегда письменно проводили, а все листы хранили. Да и не любая автошкола может позволить себе большой компьютерный класс. У нас была возможность купить это железо, но мы решили, что не надо, да и Шеф автошколы очень хороший человек, бывший сотрудник ГИБДД, сказал:
- На компьютерах пусть дома кнопки нажимают. Вы зачем? Чтобы разжевать так чтобы они поняли, потому что железо как человек объяснить не может.
Спросите: Зачем всё это?
Я должен отвечать за тех, кого научил, им в этой дорожной каше вариться. И, не секрет, что некоторые автошколы допускают до экзамена всех, без контрольно, а почему? Потому что нет сейчас контроля ГИБДД по качеству обучения и лицензии они отозвать не могут, да  и Мин. обр. как-то особо не тревожит.
 
     Иду после занятия по Правилам на перемену, навстречу старший мастер, тот который ругался, спрашивает:
- Какая пара была?
- ПДД.
- Почему руки чистые?
Я в замешательстве.
- Я спрашиваю, почему руки не в мелу? Придешь ко мне на занятия посмотришь.
Сказал Николай Евгеньевич и пошел дальше. Спасибо Евгеньич (царство тебе небесное) ты был первым моим настоящим Учителем по Правилам (а про ошибку, которую я совершил, описано далее). Вот тут-то я посмотрел, что значит ЧИТАТЬ Правила. Тема была запрещающие знаки. Все знаки, в процессе пары, были аккуратно нарисованы на доске сначала по группам, потом по отдельности, и аккуратно занесены студентами в конспекты  вместе с комментариями и дополнительными поясняющими рисунками, которых в книжке по Правилам нет. Пришел домой взялся писать конспекты. Кстати разница между словами прочитать, читать и ЧИТАТЬ очень большая. Некоторые сейчас ухмыляясь, скажут XXI век уже, какой мел? Да, у меня тоже сейчас в классе интерактивная доска, но рисую постоянно. Это дает возможность изобразить практически любую ситуацию, которую на плакатах Вы не найдете. Можно разрисовать любой участок Вашего населенного пункта, и разобрать вместе с учениками, а они очень любят задавать вопросы как проехать там-то или там-то. Когда посыпались такие вопросы, пришлось совершать долгие прогулки по городу. Смотреть запоминать, дома зарисовывать. Цифровых фотоаппаратов тогда еще не было, про мобильники вообще речи нет. Сейчас у меня в кармане цифровик маленький всегда. Зачем!? А вдруг что интересное, знак или ситуация, мне что, на пальцах это показывать? В общем-то, сейчас и ходить особо никуда не надо, зайдите на сайт с картами, где панорама вашего города, да и посмотрите нужный участок, удобно, если в классе есть выход в интернет. Да, панорамы старые иногда ну и что, дать задание студентам сравнить, добавить чего не хватает. Самому прогуляться, прогулки по свежему воздуху очень полезны, после 10 часов в помещении. Сейчас живу в другом городе и тоже ходил, смотрел, фотографировал.Если не лень можно поиграть в машинки. Есть очень хорошая программа, где можно так смоделировать ситуацию, например на перекрестке и она будет двигаться, машины ехать, пешеходы идти.
 
     Некоторые «преподаватели» до сих пор грешат тем, что заставляют учеников заучивать разделы Правил наизусть. Объясните в чем смысл этого заучивания? Меня сейчас спроси цифровое значение какого-либо знака, не отвечу. Считаю это абсолютно лишней информацией. Когда за рулем пока вспомнишь номер знака, он уже будет в километрах от тебя, а инспектор в пределах прямой видимости. Знак ты должен узнать в лицо и действовать так, как он тебе говорит, т.е. помнить его фамилию – группу, имя – название, и отчество – что нужно делать. Толку что ученик будет помнить наизусть, что говорится в п.12.4 Правил.  А как это выглядит, почему нельзя, это задача преподавателя нарисовать и объяснить. У многих «преподавателей» есть еще привычка читать с книжки Правила и спрашивать всё ли понятно? Так они и сознались, что не поняли им бы пару отсидеть и домой скорей. Представьте, вечером после работы пришел уставший человек в автошколу на занятия, а вы ему голосом проповедника: «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх…..». Да он заснет уже на первом предложении. Плюс – человек выспался, отдохнул, дома сделает больше полезных дел. Минус – сами знаете. Должно быть живое общение. Мне не лень помахать руками, показывая сигналы поворотов или регулировщика, разминка никому еще вреда не приносила. А где собственные примеры?! У каждого водителя, преподавателя всегда найдутся примеры из личного опыта, или знакомых, или видел, или прочитал. Особенно хорошо если есть смешной случай, ну и без грустных тоже не обойтись, чтобы жизнь мёдом не казалась. Проблема в том, что преподаватели в автошколах в большинстве случаев люди приходящие. Они на своей основной отговорили положенное количество часов, а здесь «шабашка».
 
     Отсюда сама по себе возникает еще одна проблема, Мы вступили в эру инновационных компьютерных технологий. Это хорошо? Да как сказать. Многие автошколы, накупив компьютеры, сажают учеников перед ними, вот сидите, решайте. Потом удивляются, почему плохая сдача в городе?  Вернитесь к предыдущему абзацу и прочитайте его заново. Представьте, едет ваш ученик и вспоминает, что такую ситуацию на перекрестке он видел в  20 билете в вопросе 13 и еще ответ надо вспомнить. Пока он вспоминал, всё поменялось уже  12 билет вопрос 13. Да компьютер и программы вещь конечно хорошая, но только если правильно пользоваться. Своим ученикам сразу говорю:
- На компах будете решать дома. Здесь будете слушать меня, и писать, писать и рисовать. Не надо стесняться задавать вопросов. Если один не понял эту тему, постеснялся спросить и еще кто-нибудь, как потом понимать будете-то. Лучше переспросить сразу, расскажу другими словами, Вы поймете, остальные еще лучше знать будут. Да, в интернете есть хорошие сайты, где можно решать билеты. Насчет этих сайтов всегда говорю, какие лучше (сам опробовал), даю ссылки, но всегда прошу, нет, требую, чтобы первые два месяца занятий решали только по темам, закрепляли, то, что мы изучали на занятии. Повторение – мать учения. 
 
     Как-то ученики задали вопрос, на который с трудом ответил. Подошел к другому преподавателю и поинтересовался, правильно я объяснил или нет. Он мне вопрос в лоб:
-Ты когда Правила последний раз ЧИТАЛ?
-Только что?!
-Иди и ещё раз ЧИТАЙ.
Пошёл, сел ЧИТАТЬ, рисовать, и понял! Спасибо Ильич, ты меня многому научил. Мы должны постоянно что-то читать, искать информацию, где только можно, мы должны быть готовы ответить почти на все вопросы, которые могут задать пытливые головы учеников, а они вопросы задавать умеют.
 
     Скучно!! Скучно человеку сидеть на занятиях и еще после работы что-то писать. С другим преподавателем, Валерием Владимировичем (хороший был человек), мы вспомнили, что когда-то в школах были так называемые ЛОСы (листы опорных сигналов), не помню, чья методика, и потихоньку тоже разработали свои. По сути те же Правила, только в одних картинках. Перед началом занятия раздаём каждому, во время занятия объясняем, ученики берут их домой, т.е. это шпаргалка по ПДД.  На занятиях не должно быть игры в одни ворота ученикам скучно просто так сидеть.
 
     Про презентации молчу, у меня они по всем разделам еще в 2008 г. сделаны были, не одну ночь на это потратил. А когда еще? Сейчас только сиди поправки вноси.Да, еще презентации помогают быстро провести опрос в начале занятия. И тут еще одна особенность. Нашел как-то старые открытки с заданиями по ПДД (были и такие), подумал, ведь их можно использовать. Берем сканер и аккуратненько рисуночки в презентацию вставляем. Еще Спасибо журналу «За рулём», там тоже вопросы печатают, загоняем на сканер, вставляем и упс, ученик попадает в нестандартную ситуацию, а нам только этого и надо, на дороге никто не будет его спрашивать, видел он это в билетах или нет.  Сейчас в библиотеках учебных заведений списывают литературу старше пяти лет. Зачем? Считаю что лучше, старых, добрых советских учебников ничего нет. Это, к сожалению Правил, не касается, меняются часто. А старые плакаты, всё что нашёл, оцифровал и показываю, и объясняю.
 
     Ещё одна проблема века технологий, появились так называемые «автошколы» Онлайн. Честно, извините за выражение, полная  фигня. Да удобно, не надо ехать через весь город  на занятия, сиди дома ковыряй в носу и смотри, как перед тобой чешет языком нёбо «учитель», захотел, нажал паузу, кофе попил, опять послушал. Ага, а контролировать их как? А где прямое общение, без него никак? Согласен, сейчас вводится повсеместно дистанционное обучение. Так давайте тогда летчиков или врачей через интернет учить. Попадёт этот же «учитель» к своему «выпускнику», которого ни разу в глаза не видел, и он ему будет аппендицит, вырезать, который только на картинках или по видео смотрел как выглядит. Ведь есть список профессий, на которые обучаются только очно и не дистанционно. Почему водителей там нет?! Спросите, причем тут это, а что водитель это не профессия, которой если не правильно научить, может стоить много жизней? Сколько человек в год в России на дорогах погибает, знаете? Равносильно тому, что каждый день по самолёту падает.
 
     Очень важен прямой контакт преподавателя с инструкторами по вождению. Они работают индивидуально с каждым и всегда подскажут мне, на что стоит еще раз обратить внимание. Инструктора иногда конкретно называют фамилию ученика провинившегося на занятии, то он знаки не знает или не помнит проезд перекрестков. Но раз жалоба поступила, на одного, значит, и другие где-то тоже ошибаются. Повторяют все без исключения, и тут опять помогает мел или маркер и доска. Главное для инструкторов не натаскивать их на маршрут сдачи экзамена, а возить по всему городу, даже туда, куда ученик захочет, ему будет интереснее. И только сообща мы приходим к единой цели, подготовить настоящего Водителя.
 
     Проблемы в подготовке водителей есть и их много. Это и сокращение часов на практическое вождение и теоретическая подготовка, по непонятно как составленным программам, бесконтрольный рост числа автошкол. И когда задумываюсь над этим всегда прихожу к мнению, может не правильному, но раньше было лучше. Система подготовки Водителей в СССР была на Высоте, а сейчас просто конвейер
 
Удачи всем на дорогах!
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Так прикольно и весело написали о своих буднях. Кажется, меня совсем не интересует обучение на водителей, и сама я машину не вожу, а с интересом Ваше рассуждение прочитала до конца. Поддерживаю Ваше мнение о том, что не всегда компьютер нам в помощь, бывает и во вред. Полностью отказываться от старых методов работы никак нельзя. Читала и думала: повезло тем, кому такой ответственный преподаватель попался. Ведь это не просто - сдал и забыл, это на всю жизнь. Своим отношением к делу Вы спасаете жизни людей на дорогах. Спасибо Вам!!!
Любовь Хабарова, дата: 25.02.2019 в 15:40  
#2 С интересом прочитала статью о буднях преподавателя. У каждого из нас свои сложности и особенности в преподавании, как у автора статьи Материал статьи показывает, что автор неравнодушный человек, ищущий пути решения проблем и стремящийся к хорошим результатам.
Светлана Жарикова, дата: 27.02.2019 в 18:04  
#3 Интересная статья! А самое главное - очень жизненная! И написана "интересным стилем". С удовольствием познакомилась с Вашим, Андрей Борисовичем эссе.
Юлия Пасынок, дата: 15.04.2019 в 12:25  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.