Статья "Профессиональное самоопределение студентов с ограниченными возможностями здоровья через реализацию учебного проекта «Oткрытое сердце»"
Ольга Качина
06.12.2019
1881
0
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Качина Ольга Сергеевна,
мастер производственного обучения,
первая квалификационная категория,
ГБПОУ РХ ХКПТЭС, Республика Хакасия, город Абакан
мастер производственного обучения,
первая квалификационная категория,
ГБПОУ РХ ХКПТЭС, Республика Хакасия, город Абакан
Профессиональное самоопределение студентов с ограниченными возможностями здоровья через реализацию учебного проекта «Oткрытое сердце»
В педагогике профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни. [1]
Едиханова Г. Г. В статье «Профессиональное самоопределение как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ» определяет главную цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у обучающегося с ОВЗ внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать свое развитие: профессиональное, жизненное и личностное. Профессиональное самоопределение играет важную роль в жизни подростка с нарушением интеллекта и оказывает большое влияние на их состояние и самочувствие. Правильно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью. Поэтому важно для подростка с ОВЗ, в процессе получения профессионального образования сформировать готовность к будущей трудовой деятельности.[2]
В Хакасском колледже профессиональных технологий, экономики и сервиса цель профессионального обучения детей с нарушением интеллекта - расширение рамок коррекционной работы, создание благоприятных условий для профессионального самоопределения молодого специалиста к будущей трудовой деятельности.
На основе опыта работы мастером производственного обучения в группах профессиональной подготовки «Садовник» (на базе коррекционного образования), можно сказать, что процесс формирования готовности к будущей трудовой деятельности происходит через включение в профессиональное обучение практико-ориентированных проектов. В работе с группой «Садовник» 2016-2017 учебного года реализован практико-ориентированный проект «Открытое сердце».
Идея проекта: Привлечение к работе в рамках проектной деятельности по озеленению и благоустройству г.Абакана студентов с ограниченными возможностями здоровья. Цель проекта: Разработка и реализация проекта цветочного оформления фасадной части «Центра Живой Природы» г. Абакана.
Работая в рамках реализации учебного проекта «Производственная бригада по озеленению и благоустройству территорий различного назначения» с группой студентов, решили посетить с экскурсией «Центр Живой Природы». И были удивлены, что буквально в квартале от нашего учебного заведения расположен один из старейших культурных центров города.
В результате проведенного студентами исследования территории объекта ограниченного пользования «Центр Живой Природы», получили следующую информацию. Общая площадь территории составляет 5 га. Ландшафт зоопарка выполнен в регулярном стиле, представлен традиционными аллеями из ели и лиственниц, сохранившимися с момента создания зоопарка. Невысокие живые изгороди из ильма разделяют территорию парка на отдельные участки, вдоль которых проложены тротуарные дорожки. Природная растительность зоопарка небогатая, но практически отсутствуют элементы цветочного оформления.
Преклоняясь пред трудом работников зоопарка, конечно, хотелось, чтобы территория «Центра Живой Природы» была местом отдыха горожан. Поэтому, одной из самых актуальных предпосылок создания проекта «Открытое сердце» являлось участие в благоустройстве территории и создание эффектного цветочного оформления, вписывающегося в общий ландшафтный дизайн и привлекающий внимание посетителей центра, где они могут познавательно провести время и сделать памятные фотографии о посещении.
Для реализации проекта создана производственной бригада из творческих и просто неравнодушных студентов, преподавателей колледжа. В бригаду вошли не только студенты мастера садово-паркового и ландшафтного строительства, но ребята с ограниченными возможностями здоровья, обучающееся по профессии «Садовник». Девиз нашей бригады: «Хочешь изменить мир – оглянись вокруг……..»
Планируемый результат:
1. Реализация проекта цветочного оформления фасадной части «Центра Живой Природы» г.Абакана.
2. Социальная адаптация и трудовое самоопределение студентов с ограниченными возможностями здоровья.
3. Вовлечение представителей организации заказчика в процесс работы над проектом.
4. Формирование профессионально важных качеств будущих молодых специалистов через работу в производственной бригаде.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап. Организация производственной бригады «Открытое сердце» из студентов и преподавателей колледжа, интересы «Центра Живой Природы» представляла методист Е.Н. Межова. Работа производственной имела свою специфику, в разделении профессиональных обязанностей, так как в ее деятельность были включены студенты с ОВЗ. Разногласий в работе коллектива не было, так как каждый осознавал важность своей работы в воплощении проекта в жизнь.
2. Проектировочный этап. В результате совместной творческой деятельности каждого члена бригады разработаны рабочие варианты эскизов цветника. На заседании творческого совета, куда был приглашен представитель «Центра Живой Природы» утвержден дизайн - проект клумбы «Бабочка, парящая над зеленым лугом». Ребята составили и представили смету на посадочный материал в двух вариантах: с расчетом приобретения рассады и закупом семян и самостоятельным выращиванием посадочного материала. Подвили итог, если проект реализуется через покупку рассады, то затраты составят 33 950 рублей, а если приобретем, семена потратим- 3 465 рублей. На основании данных расчетов определили экономическую эффективность самостоятельного выращивания рассады- 30485 рублей. Администрация «Центра Живой Природы» дала согласие на приобретение семян для оформления фасадной клумбы.
3.Практический этап. В марте обучающиеся группы профессиональной подготовки по профессии «Садовник» посеяли семена и производили уход за рассадой. С начала июня коллективно трудились на объекте, готовили клумбы к высадке цветочной рассады: выровняли поверхность клумбы, перекапали землю, нанесли узор на клумбу согласно дизайн проекту. А 4 июня высадили рассаду на клумбу, представили календарный план по уходу за цветником.
4. Заключительный этап. Произвели оценку цветочного оформления фасада «Центра живой природы». Обсудили и спланировали перспективы дальнейшей работы по благоустройству « Центра живой природы».
Таким образом, использование практико–ориентированных проектов в профессиональном обучении детей с нарушением интеллекта, безусловно, оказывает положительное влияние на личность ребенка, способствует развитию самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты работы, развивает интерес к выбранной профессии, способствует развитию коммуникативных навыков, взаимодействию в коллективе, а значит, содействует профессиональному самоопределению, социализации в обществе, готовит молодого специалиста к трудовой деятельности.
Едиханова Г. Г. В статье «Профессиональное самоопределение как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ» определяет главную цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у обучающегося с ОВЗ внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать свое развитие: профессиональное, жизненное и личностное. Профессиональное самоопределение играет важную роль в жизни подростка с нарушением интеллекта и оказывает большое влияние на их состояние и самочувствие. Правильно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью. Поэтому важно для подростка с ОВЗ, в процессе получения профессионального образования сформировать готовность к будущей трудовой деятельности.[2]
В Хакасском колледже профессиональных технологий, экономики и сервиса цель профессионального обучения детей с нарушением интеллекта - расширение рамок коррекционной работы, создание благоприятных условий для профессионального самоопределения молодого специалиста к будущей трудовой деятельности.
На основе опыта работы мастером производственного обучения в группах профессиональной подготовки «Садовник» (на базе коррекционного образования), можно сказать, что процесс формирования готовности к будущей трудовой деятельности происходит через включение в профессиональное обучение практико-ориентированных проектов. В работе с группой «Садовник» 2016-2017 учебного года реализован практико-ориентированный проект «Открытое сердце».
Идея проекта: Привлечение к работе в рамках проектной деятельности по озеленению и благоустройству г.Абакана студентов с ограниченными возможностями здоровья. Цель проекта: Разработка и реализация проекта цветочного оформления фасадной части «Центра Живой Природы» г. Абакана.
Работая в рамках реализации учебного проекта «Производственная бригада по озеленению и благоустройству территорий различного назначения» с группой студентов, решили посетить с экскурсией «Центр Живой Природы». И были удивлены, что буквально в квартале от нашего учебного заведения расположен один из старейших культурных центров города.
В результате проведенного студентами исследования территории объекта ограниченного пользования «Центр Живой Природы», получили следующую информацию. Общая площадь территории составляет 5 га. Ландшафт зоопарка выполнен в регулярном стиле, представлен традиционными аллеями из ели и лиственниц, сохранившимися с момента создания зоопарка. Невысокие живые изгороди из ильма разделяют территорию парка на отдельные участки, вдоль которых проложены тротуарные дорожки. Природная растительность зоопарка небогатая, но практически отсутствуют элементы цветочного оформления.
Преклоняясь пред трудом работников зоопарка, конечно, хотелось, чтобы территория «Центра Живой Природы» была местом отдыха горожан. Поэтому, одной из самых актуальных предпосылок создания проекта «Открытое сердце» являлось участие в благоустройстве территории и создание эффектного цветочного оформления, вписывающегося в общий ландшафтный дизайн и привлекающий внимание посетителей центра, где они могут познавательно провести время и сделать памятные фотографии о посещении.
Для реализации проекта создана производственной бригада из творческих и просто неравнодушных студентов, преподавателей колледжа. В бригаду вошли не только студенты мастера садово-паркового и ландшафтного строительства, но ребята с ограниченными возможностями здоровья, обучающееся по профессии «Садовник». Девиз нашей бригады: «Хочешь изменить мир – оглянись вокруг……..»
Планируемый результат:
1. Реализация проекта цветочного оформления фасадной части «Центра Живой Природы» г.Абакана.
2. Социальная адаптация и трудовое самоопределение студентов с ограниченными возможностями здоровья.
3. Вовлечение представителей организации заказчика в процесс работы над проектом.
4. Формирование профессионально важных качеств будущих молодых специалистов через работу в производственной бригаде.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап. Организация производственной бригады «Открытое сердце» из студентов и преподавателей колледжа, интересы «Центра Живой Природы» представляла методист Е.Н. Межова. Работа производственной имела свою специфику, в разделении профессиональных обязанностей, так как в ее деятельность были включены студенты с ОВЗ. Разногласий в работе коллектива не было, так как каждый осознавал важность своей работы в воплощении проекта в жизнь.
2. Проектировочный этап. В результате совместной творческой деятельности каждого члена бригады разработаны рабочие варианты эскизов цветника. На заседании творческого совета, куда был приглашен представитель «Центра Живой Природы» утвержден дизайн - проект клумбы «Бабочка, парящая над зеленым лугом». Ребята составили и представили смету на посадочный материал в двух вариантах: с расчетом приобретения рассады и закупом семян и самостоятельным выращиванием посадочного материала. Подвили итог, если проект реализуется через покупку рассады, то затраты составят 33 950 рублей, а если приобретем, семена потратим- 3 465 рублей. На основании данных расчетов определили экономическую эффективность самостоятельного выращивания рассады- 30485 рублей. Администрация «Центра Живой Природы» дала согласие на приобретение семян для оформления фасадной клумбы.
3.Практический этап. В марте обучающиеся группы профессиональной подготовки по профессии «Садовник» посеяли семена и производили уход за рассадой. С начала июня коллективно трудились на объекте, готовили клумбы к высадке цветочной рассады: выровняли поверхность клумбы, перекапали землю, нанесли узор на клумбу согласно дизайн проекту. А 4 июня высадили рассаду на клумбу, представили календарный план по уходу за цветником.
4. Заключительный этап. Произвели оценку цветочного оформления фасада «Центра живой природы». Обсудили и спланировали перспективы дальнейшей работы по благоустройству « Центра живой природы».
Таким образом, использование практико–ориентированных проектов в профессиональном обучении детей с нарушением интеллекта, безусловно, оказывает положительное влияние на личность ребенка, способствует развитию самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты работы, развивает интерес к выбранной профессии, способствует развитию коммуникативных навыков, взаимодействию в коллективе, а значит, содействует профессиональному самоопределению, социализации в обществе, готовит молодого специалиста к трудовой деятельности.
Библиографический список
1.Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 224.; Режим доступа : niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/index.htm
2.Едиханова Г. Г. Профессиональное самоопределение как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание. - 2016. -№5. - С. 127-130.
2.Едиханова Г. Г. Профессиональное самоопределение как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание. - 2016. -№5. - С. 127-130.
Другие статьи
- Рейтинговый контроль как компонент модульного обучения
- Молодежное добровольчество
- «Краеведение - один из источников патриотического воспитания»
- Методические основы профессионально ориентированного анализа хорового произведения
- Проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы
- Обучение, развитие и исправление недостатков чтения
- Развитие соуправления в начальной школе (из опыта работы)
- Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы
- Социализация детей средствами физической культуры и спорта, в условиях коррекционного образования в рамках Международного Движения “Special Olympics”
- Профилактика асоциального поведения учащихся в образовательных учреждениях
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.