С нами 17167 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Реализация профессиональных компетенций у обучающихся с нарушением зрения в условиях учебной практике"
Автор: Чичинина Ольга Валерьевна,
мастер производственного обучения,
первая квалификационная категория,
ГБПОУ РХ ХКПТЭС, респ Хакасия,г.Абакан 

 
Реализация профессиональных компетенций у обучающихся с нарушением зрения в условиях учебной практике

 
     Сегодня в изменяющихся социально - экономических условиях важно активизировать поиск эффективных путей социализации лиц с ОВЗ, так как они составляют особую социальную группу, испытывая значительные трудности в организации своей учебной коммуникативной деятельности в силу имеющихся особенностей.
     В хакасском колледже профессиональных технологий, экономики и сервиса обучаются дети с ОВЗ, к данной категории относятся дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами: с нарушением слуха, с нарушением зрения, с нарушением опорно – двигательного аппарата и легкая умственная отсталость. Обучение осуществляется по программам профессиональной подготовки по профессии «Рабочий зеленого хозяйства».
  Составной частью учебного процесса является практическое обучение. Цель практического  обучения - это привитие необходимых умений и навыков по профессии, которая осуществляется поэтапно: учебная практика, затем производственная практика. На учебной практике обучающиеся формируют первоначальные умения и навыки. Как же формируют эти умения и навыки обучающиеся с нарушением зрения – тотально слепых? Например, тема урока: создание миниатюрного японского сада из камней. У детей тотально слепых одним из ведущих анализаторов является тактильно - двигательная с помощью, которой познают окружающий мир.
  Для этого нам понадобятся инструменты и оборудования: коробка, пленка полиэтиленовая, песок, камни из песчаника, комнатные растения, малые архитектурные формы, садовая лопатка, мини грабли. Обучающегося тотально слепого ознакомить с материалами и оборудованием, используя прием для обследования предметов. Руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении рук сразу появляется ощущение формы и размера предмета [1,2]. При выполнении японского сада необходимо  вспомнить технику безопасности. Обучающейся проговаривает технику безопасности.
     Рассмотрев используемые предметы приступаем к выполнению задания. На каждом этапе работы использую методику «рука в руке» Это метод физической помощи, когда во время обучения педагог помогает ребенку, сидя около него. Такая позиция дает возможность почувствовать обучающемуся, что он сам выполняет действие и одновременно чувствовать готовность педагогу помочь ему. Педагог помогает обучающемуся физически совершить, направляя и координируя его движения.
Для подкрепления желаемого результата очень важно использовать поощрения.
Последовательность использования физической помощи:
- полная физическая помощь это «рука в руке»
- рука педагога держит запястья руки, направляя ее
- рука педагога держит локоть
- рука педагога находится около руки обучающегося, но не касается к ней.
 -при возникновении паузы или затруднения возвращается к позиции рука в руке.
-совместные действия педагога и обучающегося «рука в руке» сопровождается пошаговой инструкцией или комментарием действий.
- частичная помощь действием (заключительные действия ребенок выполняет сам)
-обучающейся выполняет действие под контролем педагога
- обучающееся выполняет действие самостоятельно, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога
-обучающийся выполняет действие в полном объеме самостоятельно.
  Необходимым условием успешной интеграции, является социальная адаптация обучающегося, активное включение в учебную деятельность его стимуляция, основывающаяся на полисенсорном подходе использование всех анализаторов слухового, обонятельного тактильно – осязательного и зрительного (при наличии остаточного зрения)[2,3].
- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение;
- уважительное отношение к его чувствам и потребностям;
- поддержку обучающемуся в инициативе и самостоятельности в разных видах деятельности (исследовательской, проектной);
-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между обучающемся.
    Также на базе нашего колледжа проходят конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития и совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального мышления обучающихся.

Библиографический список

1.Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор-составитель Н.Д.Шматко) – М.: «Аквариум», 2001.
2.Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., Просвещение, 1999.
3.Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор-составитель Н.Д.Шматко) – М.: «Аквариум», 2001. 
4.Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ