С нами 12601 учитель, 4478 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Наблюдение как диагностический метод в работе классного руководителя"

Онищук Елена Маратовна,
учитель математики, зам.директора по ВР
МОБУ Новобурейской СОШ №1
п.Новобурейского Бурейского района
Амурской области
 
Наблюдение как диагностический метод в работе классного руководителя
 
      Постоянное совершенствование педагогами своих профессиональных навыков позволяет увеличить эффективность воспитательного процесса. Это возможно при овладении учителем новым педагогическим мышлением путем переосмысления и пересмотра технологии работы при планомерном профессиональном росте. Для творчески работающего учителя всегда характерен педагогический поиск, стремление к познанию и передача собственного опыта коллегам. Но особое значение имеют все эти качества для классного руководителя, который связан и с воспитанниками, и с родителями учеников, с коллегами и с администрацией своего учреждения. Все эти связующие нити должны быть тесно переплетены, и, только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат, который будет выражаться в воспитании настоящего гражданина своей страны, способного к самосовершенствованию, самообразованию, состраданию, к самореализации, к умению адаптироваться к различным условиям и нахождению выхода из самых разных ситуаций.  
       Но как определить степень правильности воспитания наших детей? Каким инструментарием и какими критериями пользоваться? С чего и когда нужно начать, чтобы получить лучший результат? Рекомендаций много. Но, все-таки, одним из наиболее эффективных методов являются анкетирование, тестирование. Инструментарием в таких исследованиях служат диагностические методики. И чем раньше начата исследовательская работа, тем у педагога больше времени на непосредственную работу с воспитанником. В этом плане рекомендуется с первых лет обучения ребенка в школе использовать самый простой педагогический метод – наблюдение за поведением ребенка в школе. Само по себе наблюдение – процесс непрерывный, но нужно не забывать о своевременном анализе полученных результатов. После обобщения и анализа полученных данных, внося корректировку в свою воспитательную работу, педагог может составить рекомендации для родителей, порекомендовать учителям-предметникам наиболее эффективный способ работы с тем или иным учеником, т.е. другими словами учесть индивидуальные особенности и способности школьника.
        Специалистами Центра медико-психологических проблем образования ПКиПРО разработана Карта наблюдения за поведением ребенка в школе. Она предназначена для детей 1 – 5 классов и заполняется учителем.
 
Карта наблюдения (1 – 5 кл)
Фамилия, имя ребенка _____________________ класс_____ дата ______
Критерии оценки:
0 – симптомы отсутствуют;
1 – слабо выражены;
2 – умеренно выражены, наблюдаются периодически;
3 – сильно выражены, наблюдаются постоянно.
 
Поведение учащегося 0 1 2 3
1 Беспокойный, неусидчивый, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя, не реагирует на его замечания, часто переспрашивает.        
2 Быстро наступает утомление, становится вялым, рассеянным, ложится на парту, «не слышит» инструкции учителя.        
3 На низкие оценки реагирует плачем, отказом от работы, может вступить в спор с учителем.        
4 На контрольных работах чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, руки становятся холодными или потными, не понимает задания.        
5 В процессе урока не может сконцентрироваться, не понимает и не может выполнить инструкцию, не удерживает ее в памяти или быстро забывает, постоянно отвлекается. Пи выполнении задания имеет много вопросов.        
6 На переменах становится агрессивным, драчливым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит их» (надо сказать несколько раз или держать за руку).        
7 Приходит в школу неготовым – постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал и т.п.)        
  Суммарный балл  
 
Анализ карты
       В карте каждого ребенка определяется суммарный балл по всем показателям.
При сумме баллов до 7 – состояние ребенка не вызывает тревоги.
При сумме баллов от 7 до 14 – следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, степень распределения нагрузки.
При балле от 14 до 21 – нужно обратить внимание на состояние здоровья ребенка, нормализовать режим дня, возможно снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с его родителями. С помощью психолога разработать индивидуальную программу помощи.
 
Литература:
  1. Порохова О.Г., Созончук Е.В. В помощь классным руководителям., Благовещенск, 2006.

Комментарии

#1 Спасибо. Елена Маратовна за статью. Данную карту наблюдения возьму на вооружение.
Наталья Фокина, дата: 14.02.2016 в 10:05  
#2 Подобные карты являются хорошим подспорьем в работе классных руководителей среднего звена
Елена Маратовна Онищук, дата: 14.02.2016 в 14:13  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.