Статья "Наблюдение как диагностический метод в работе классного руководителя"
Онищук Елена Маратовна,
учитель математики, зам.директора по ВР
МОБУ Новобурейской СОШ №1
п.Новобурейского Бурейского района
Амурской области
Критерии оценки:
0 – симптомы отсутствуют;
1 – слабо выражены;
2 – умеренно выражены, наблюдаются периодически;
3 – сильно выражены, наблюдаются постоянно.
Анализ карты
В карте каждого ребенка определяется суммарный балл по всем показателям.
Литература:
учитель математики, зам.директора по ВР
МОБУ Новобурейской СОШ №1
п.Новобурейского Бурейского района
Амурской области
Наблюдение как диагностический метод в работе классного руководителя
Постоянное совершенствование педагогами своих профессиональных навыков позволяет увеличить эффективность воспитательного процесса. Это возможно при овладении учителем новым педагогическим мышлением путем переосмысления и пересмотра технологии работы при планомерном профессиональном росте. Для творчески работающего учителя всегда характерен педагогический поиск, стремление к познанию и передача собственного опыта коллегам. Но особое значение имеют все эти качества для классного руководителя, который связан и с воспитанниками, и с родителями учеников, с коллегами и с администрацией своего учреждения. Все эти связующие нити должны быть тесно переплетены, и, только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат, который будет выражаться в воспитании настоящего гражданина своей страны, способного к самосовершенствованию, самообразованию, состраданию, к самореализации, к умению адаптироваться к различным условиям и нахождению выхода из самых разных ситуаций.
Но как определить степень правильности воспитания наших детей? Каким инструментарием и какими критериями пользоваться? С чего и когда нужно начать, чтобы получить лучший результат? Рекомендаций много. Но, все-таки, одним из наиболее эффективных методов являются анкетирование, тестирование. Инструментарием в таких исследованиях служат диагностические методики. И чем раньше начата исследовательская работа, тем у педагога больше времени на непосредственную работу с воспитанником. В этом плане рекомендуется с первых лет обучения ребенка в школе использовать самый простой педагогический метод – наблюдение за поведением ребенка в школе. Само по себе наблюдение – процесс непрерывный, но нужно не забывать о своевременном анализе полученных результатов. После обобщения и анализа полученных данных, внося корректировку в свою воспитательную работу, педагог может составить рекомендации для родителей, порекомендовать учителям-предметникам наиболее эффективный способ работы с тем или иным учеником, т.е. другими словами учесть индивидуальные особенности и способности школьника.
Специалистами Центра медико-психологических проблем образования ПКиПРО разработана Карта наблюдения за поведением ребенка в школе. Она предназначена для детей 1 – 5 классов и заполняется учителем.
Специалистами Центра медико-психологических проблем образования ПКиПРО разработана Карта наблюдения за поведением ребенка в школе. Она предназначена для детей 1 – 5 классов и заполняется учителем.
Карта наблюдения (1 – 5 кл)
Фамилия, имя ребенка _____________________ класс_____ дата ______Критерии оценки:
0 – симптомы отсутствуют;
1 – слабо выражены;
2 – умеренно выражены, наблюдаются периодически;
3 – сильно выражены, наблюдаются постоянно.
| № | Поведение учащегося | 0 | 1 | 2 | 3 |
| 1 | Беспокойный, неусидчивый, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя, не реагирует на его замечания, часто переспрашивает. | ||||
| 2 | Быстро наступает утомление, становится вялым, рассеянным, ложится на парту, «не слышит» инструкции учителя. | ||||
| 3 | На низкие оценки реагирует плачем, отказом от работы, может вступить в спор с учителем. | ||||
| 4 | На контрольных работах чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, руки становятся холодными или потными, не понимает задания. | ||||
| 5 | В процессе урока не может сконцентрироваться, не понимает и не может выполнить инструкцию, не удерживает ее в памяти или быстро забывает, постоянно отвлекается. Пи выполнении задания имеет много вопросов. | ||||
| 6 | На переменах становится агрессивным, драчливым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит их» (надо сказать несколько раз или держать за руку). | ||||
| 7 | Приходит в школу неготовым – постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал и т.п.) | ||||
| Суммарный балл | |||||
Анализ карты
В карте каждого ребенка определяется суммарный балл по всем показателям.
При сумме баллов до 7 – состояние ребенка не вызывает тревоги.
При сумме баллов от 7 до 14 – следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, степень распределения нагрузки.
При балле от 14 до 21 – нужно обратить внимание на состояние здоровья ребенка, нормализовать режим дня, возможно снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с его родителями. С помощью психолога разработать индивидуальную программу помощи.
При сумме баллов от 7 до 14 – следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, степень распределения нагрузки.
При балле от 14 до 21 – нужно обратить внимание на состояние здоровья ребенка, нормализовать режим дня, возможно снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с его родителями. С помощью психолога разработать индивидуальную программу помощи.
Литература:
- Порохова О.Г., Созончук Е.В. В помощь классным руководителям., Благовещенск, 2006.
Другие статьи
- Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом введения ФГОС НОО в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната № 4
- Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
- Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку
- Своеобразие преподавания иностранного (английского) языка в условиях среднего профессионального образования (презентация тематического сборника по специальности «Технология продукции общественного питания» 260502)
- Приоритетное направление развития информационной среды в системе образования
- Разработка учебной программы модульного типа по информатике и ИКТ в 8 классе (базовый уровень)
- Оценка результатов обученности студентов колледжа по учебной дисциплине «Анализ музыкальных произведений»
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- «Формирование культуры здоровья педагога»
Комментарии
#1 Спасибо. Елена Маратовна за статью. Данную карту наблюдения возьму на вооружение.
Наталья Фокина, дата: 14.02.2016 в 10:05
#2 Подобные карты являются хорошим подспорьем в работе классных руководителей среднего звена
Елена Маратовна Онищук, дата: 14.02.2016 в 14:13
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

09.02.2016
5006
2