Статья "Использование приема наставничества «ученик-ученик» на уроках производственного обучения в инклюзивной группе по профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства"
Ольга Качина
14.03.2020
1623
3
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Качина Ольга Сергеевна,
мастер производственного обучения,
первая квалификационная категория,
ГБПОУ РХ ХКПТЭС, респ. Хакасия, г. Абакан
мастер производственного обучения,
первая квалификационная категория,
ГБПОУ РХ ХКПТЭС, респ. Хакасия, г. Абакан
Использование приема наставничества «ученик-ученик» на уроках производственного обучения в инклюзивной группе по профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушением слуха в освоении профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства возникают следующие трудности, обусловленные особенностями нозологии:
- понимание профессиональных терминов;
- понимание и запоминание последовательности этапов технологии, следовательно, низкая скорость выполнения трудовых приемов на стадии обучения;
- неспособность самостоятельно определять причины дефекта выполнения операции и определять технологию устранения дефекта;
- неспособность самостоятельно выбирать путь для решения конкретной производственной задачи с использованием имеющихся умений.
Работая мастером производственного обучения в инклюзивной группе, главной трудностью в профессиональном обучении ребят с ОВЗ вижу сложность в понимании этапов технологии обучающимся, так как объяснение этапов - показа трудового приема происходит с помощью сурдопереводчика. Только в процессе индивидуальной работы, при обучении в действии, через многократную отработку этапов технологической последовательности, с поэтапной коррекцией, позволяет мастеру осознать уровень освоения технологии обучающимся с ОВЗ и провести корректировку. Проблема применения на уроках производственного обучения рациональных приемов, позволяющих обучающимся с нарушением слуха эффективно освоить профессиональные компетенции в учебной группе, мастера производственного обучения актуальна. Одним из вариантов решения данной проблемы являются уроки производственного обучения с использованием приема наставничества «ученик – ученик».
Использованию на уроках производственного обучения приема наставничества способствовала ежегодная подготовка участников для Регионального и Национального чемпионатов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» по компетенции «Ландшафтный дизайн». В 2019 г. победительницей Регионального и участницей Национального чемпионата «Абилимпикс» стала Красникова Ирина, обучающаяся с нарушением слуха.
При подготовке участника к выполнению конкурсного задания Национального чемпионата отрабатывали технологии: сборка малой архитектурной формы по чертежу; установка бордюрной ленты; устройство мощения из природного камня; посадка растений согласно схеме; отсыпка пространства свободного от мощения декоративной щепой. Технологии отрабатывали в соответствии критериями оценки, предъявляемыми Чемпионатами профессионального мастерства «Абилимпикс». В результате участники чемпионатов профессионального мастерства получили ценный профессиональный опыт и на уроках производственного обучения могут исполнять роль наставника, эксперта.
На уроках производственного обучения в инклюзивной группе Квасникова Ирина (участница V Национального чемпионата профессионального мастерства лиц с ОВЗ «Абилимпикс» 2019г.) исполняет роль наставника в работе со слабослышащим обучающимся. Работа в бригаде по принципу «наставник – рабочий» позволяет построить эффективное взаимообучение с использованием жестового языка и отрабатывать технологии в действии с опорой на адаптированные технологические карты, разбирая возможные дефекты и пути их устранения непосредственно при выполнении операции, отводя мастеру контролирующую функцию и оказания помощи по требованию.
Рассмотрим вариант использование приема наставничества «ученик – ученик» на примере урока учебной практики профессионального модуля «Озеленение и благоустройство различных территорий» по теме: «Технология устройства цветника с пошаговой дорожкой». Тип урока: урок по выполнению сложных комплексных работ. Методическая цель: «Организация урока производственного обучения с использованием приема наставничества «ученик – ученик» в работе с инклюзивной группой».
На этапе организационного момента обучающиеся знакомятся с особенностями работы на уроке в форме бригады, состоящей из наставника и рабочего. Распределение должностей в бригаде производится в соответствии с условием. Должность наставника получают ребята, которые прошли опережающее обучение выполнения производственного задания, выполнили пробные действия и получили допуск к самостоятельной работе. В соответствии с условием в бригаде обучающихся с ОВЗ с нарушением слуха должность наставника выполняет Квасникова Ирина.
На этапе вводного инструктажа – мотивация, обсуждение бригадами задания: «Произвести устройство цветника с пошаговой дорожкой. Готовую работу разместить в рабочем коробе согласно схеме и используя обязательные материалы и их расположение. Время выполнения задания 3,5часа». Для подготовки к выполнению задания бригадам необходимо:
- рассмотреть слайды презентации «Цветники, садовые дорожки в ландшафтном дизайне»;
- выбрать из предложенного набора карточки с названиями элементов озеленения, используемых в данных проектах;
- выбрать из предложенных карточки с умениями, необходимыми для выполнения производственного задания;
- распределить необходимые умения в порядке выполнения производственного задания;
- осуществить самооценку готовности к выполнению задания.
Выполнение задания направлено на осознание обучающимися необходимости приобретения умений грамотной планировки и технически правильного устройства садовых дорожек для проведения качественных работ по озеленению и благоустройству территорий. А также приобретение компетенций, необходимых для будущего квалифицированного специалиста.
Работа в группе с оформлением результата в виде последовательности карточек, последующая самопроверка выполнения по слайду презентации позволяет бригаде обучающихся с ОВЗ эффективно работать на этапе урока.
Совместно с обучающимися формулируется тема и цель урока, что способствует осознанному освоению трудового приема. Акцентирование внимания обучающихся на важности приобретения навыков работы с современными материалами для молодого специалиста способствует воспитанию стремления в непрерывном повышении своего профессионального мастерства.
На этапе актуализации опорных знаний, обучающиеся получают допуск к практической работе через выполнение проверочного задания по вариантам. Бригада обучающихся с ОВЗ выполняет адаптированное проверочное задание 1: «Выбери инструменты и материалы для выполнения этапа работы».
В адаптированном задании выбор инструментов и материалов представлен картинками с названиями, что позволяет обучающимся быстро устанавливать связь между зрительным образом, названием, назначением.
Задание 2 – «Дополни предложения инструкции по техники безопасности при выполнении работы». В адаптированном задании слова для работы помогут обучающимся с ОВЗ подобрать правильные формулировки для предложений инструкции по техники безопасности.
Мастер выдает бригаде с ОВЗ бланки эталонов ответа к проверочному заданию для взаимопроверки и получению теоретического допуска к работе. Бригады осуществляют взаимопроверку проверочного задания по слайду презентации.
Демонстрация мастером планирования действий установки бордюрной ленты осуществляется по слайдам презентации:
- поэтапное выполнение приема установки бордюрной ленты с акцентированием внимания на критериях самоконтроля и соблюдении техники безопасности при работе с инструментами;
- рефлексия на уровень понимания выполнения этапов работы.
Этапы выполнения работы проговариваются четко, кратко, сопровождаются схематическим рисунком. В формулировке этапов работы используются глаголы в форме «выкопай, выровняй», более доступные для понимания обучающихся с нарушением слуха.
Бригады получают практическое задание с инструкционной картой, бригада с ОВЗ получает адаптированное практическое задание с инструкционной картой. Адаптированное практическое задание содержит инструкционную карту:
- этапы работы;
- критерий самоконтроля на каждом этапе работы;
- наглядная схема к каждому этапу работы;
- необходимый инструмент, материал для работы.
Этап урока - выполнение пробных действий наставниками проводится в рабочих коробах, определенных жеребьевкой. Перед выполнением работы мастер дает установку: «В результате взаимообучения наставника и рабочего, каждый рабочий освоит прием правильной установки бордюрной ленты». Демонстрирует результат работы, как должна выглядеть правильно установленная лента, в образце выполненного производственного задания. Мастер четко объясняет план работы наставника и рабочего.
Наставники выполняют пробные действия по алгоритму: объясняют этап работы; выполняют этапы работы по инструкционной карте; проверяют правильность установки бордюрной ленты строительным уровнем; уточняют у рабочего, какие моменты в работе не понятны (еще раз совместно просматривают инструкционную карту).
Рабочие выполняют пробные действия, наставники контролируют работу и осуществляют помощь по требованию, проверяют установку бордюрной ленты строительным уровнем.
Для оценки результата взаимообучения мастер предлагает провести рефлексию: «Если рабочий вашей бригады выполнил установку бордюрной ленты правильно, снимите перчатки. Рабочие, если вы считаете, что освоили прием установки бордюрной ленты, снимите перчатки».
Таким образом, проведение уроков производственного обучения с использованием приемов опережающего обучения, наставничества «ученик – ученик» позволяет обучающимся с нарушением слуха эффективно сформировать умения правильного и качественного выполнения технологии в учебной группе.
В течение урока отрабатываются с обучающимися умения, направленные на формирование не только профессиональных, но и общих компетенций - навыка работы в группе, умение оказывать взаимопомощь друг другу, анализировать свою деятельность. На всех этапах занятия акцентируется значимость приобретаемых умений в будущей профессиональной деятельности, что способствует формированию социальной значимости и положительной мотивации к обучению по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства».
- понимание профессиональных терминов;
- понимание и запоминание последовательности этапов технологии, следовательно, низкая скорость выполнения трудовых приемов на стадии обучения;
- неспособность самостоятельно определять причины дефекта выполнения операции и определять технологию устранения дефекта;
- неспособность самостоятельно выбирать путь для решения конкретной производственной задачи с использованием имеющихся умений.
Работая мастером производственного обучения в инклюзивной группе, главной трудностью в профессиональном обучении ребят с ОВЗ вижу сложность в понимании этапов технологии обучающимся, так как объяснение этапов - показа трудового приема происходит с помощью сурдопереводчика. Только в процессе индивидуальной работы, при обучении в действии, через многократную отработку этапов технологической последовательности, с поэтапной коррекцией, позволяет мастеру осознать уровень освоения технологии обучающимся с ОВЗ и провести корректировку. Проблема применения на уроках производственного обучения рациональных приемов, позволяющих обучающимся с нарушением слуха эффективно освоить профессиональные компетенции в учебной группе, мастера производственного обучения актуальна. Одним из вариантов решения данной проблемы являются уроки производственного обучения с использованием приема наставничества «ученик – ученик».
Использованию на уроках производственного обучения приема наставничества способствовала ежегодная подготовка участников для Регионального и Национального чемпионатов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» по компетенции «Ландшафтный дизайн». В 2019 г. победительницей Регионального и участницей Национального чемпионата «Абилимпикс» стала Красникова Ирина, обучающаяся с нарушением слуха.
При подготовке участника к выполнению конкурсного задания Национального чемпионата отрабатывали технологии: сборка малой архитектурной формы по чертежу; установка бордюрной ленты; устройство мощения из природного камня; посадка растений согласно схеме; отсыпка пространства свободного от мощения декоративной щепой. Технологии отрабатывали в соответствии критериями оценки, предъявляемыми Чемпионатами профессионального мастерства «Абилимпикс». В результате участники чемпионатов профессионального мастерства получили ценный профессиональный опыт и на уроках производственного обучения могут исполнять роль наставника, эксперта.
На уроках производственного обучения в инклюзивной группе Квасникова Ирина (участница V Национального чемпионата профессионального мастерства лиц с ОВЗ «Абилимпикс» 2019г.) исполняет роль наставника в работе со слабослышащим обучающимся. Работа в бригаде по принципу «наставник – рабочий» позволяет построить эффективное взаимообучение с использованием жестового языка и отрабатывать технологии в действии с опорой на адаптированные технологические карты, разбирая возможные дефекты и пути их устранения непосредственно при выполнении операции, отводя мастеру контролирующую функцию и оказания помощи по требованию.
Рассмотрим вариант использование приема наставничества «ученик – ученик» на примере урока учебной практики профессионального модуля «Озеленение и благоустройство различных территорий» по теме: «Технология устройства цветника с пошаговой дорожкой». Тип урока: урок по выполнению сложных комплексных работ. Методическая цель: «Организация урока производственного обучения с использованием приема наставничества «ученик – ученик» в работе с инклюзивной группой».
На этапе организационного момента обучающиеся знакомятся с особенностями работы на уроке в форме бригады, состоящей из наставника и рабочего. Распределение должностей в бригаде производится в соответствии с условием. Должность наставника получают ребята, которые прошли опережающее обучение выполнения производственного задания, выполнили пробные действия и получили допуск к самостоятельной работе. В соответствии с условием в бригаде обучающихся с ОВЗ с нарушением слуха должность наставника выполняет Квасникова Ирина.
На этапе вводного инструктажа – мотивация, обсуждение бригадами задания: «Произвести устройство цветника с пошаговой дорожкой. Готовую работу разместить в рабочем коробе согласно схеме и используя обязательные материалы и их расположение. Время выполнения задания 3,5часа». Для подготовки к выполнению задания бригадам необходимо:
- рассмотреть слайды презентации «Цветники, садовые дорожки в ландшафтном дизайне»;
- выбрать из предложенного набора карточки с названиями элементов озеленения, используемых в данных проектах;
- выбрать из предложенных карточки с умениями, необходимыми для выполнения производственного задания;
- распределить необходимые умения в порядке выполнения производственного задания;
- осуществить самооценку готовности к выполнению задания.
Выполнение задания направлено на осознание обучающимися необходимости приобретения умений грамотной планировки и технически правильного устройства садовых дорожек для проведения качественных работ по озеленению и благоустройству территорий. А также приобретение компетенций, необходимых для будущего квалифицированного специалиста.
Работа в группе с оформлением результата в виде последовательности карточек, последующая самопроверка выполнения по слайду презентации позволяет бригаде обучающихся с ОВЗ эффективно работать на этапе урока.
Совместно с обучающимися формулируется тема и цель урока, что способствует осознанному освоению трудового приема. Акцентирование внимания обучающихся на важности приобретения навыков работы с современными материалами для молодого специалиста способствует воспитанию стремления в непрерывном повышении своего профессионального мастерства.
На этапе актуализации опорных знаний, обучающиеся получают допуск к практической работе через выполнение проверочного задания по вариантам. Бригада обучающихся с ОВЗ выполняет адаптированное проверочное задание 1: «Выбери инструменты и материалы для выполнения этапа работы».
В адаптированном задании выбор инструментов и материалов представлен картинками с названиями, что позволяет обучающимся быстро устанавливать связь между зрительным образом, названием, назначением.
Задание 2 – «Дополни предложения инструкции по техники безопасности при выполнении работы». В адаптированном задании слова для работы помогут обучающимся с ОВЗ подобрать правильные формулировки для предложений инструкции по техники безопасности.
Мастер выдает бригаде с ОВЗ бланки эталонов ответа к проверочному заданию для взаимопроверки и получению теоретического допуска к работе. Бригады осуществляют взаимопроверку проверочного задания по слайду презентации.
Демонстрация мастером планирования действий установки бордюрной ленты осуществляется по слайдам презентации:
- поэтапное выполнение приема установки бордюрной ленты с акцентированием внимания на критериях самоконтроля и соблюдении техники безопасности при работе с инструментами;
- рефлексия на уровень понимания выполнения этапов работы.
Этапы выполнения работы проговариваются четко, кратко, сопровождаются схематическим рисунком. В формулировке этапов работы используются глаголы в форме «выкопай, выровняй», более доступные для понимания обучающихся с нарушением слуха.
Бригады получают практическое задание с инструкционной картой, бригада с ОВЗ получает адаптированное практическое задание с инструкционной картой. Адаптированное практическое задание содержит инструкционную карту:
- этапы работы;
- критерий самоконтроля на каждом этапе работы;
- наглядная схема к каждому этапу работы;
- необходимый инструмент, материал для работы.
Этап урока - выполнение пробных действий наставниками проводится в рабочих коробах, определенных жеребьевкой. Перед выполнением работы мастер дает установку: «В результате взаимообучения наставника и рабочего, каждый рабочий освоит прием правильной установки бордюрной ленты». Демонстрирует результат работы, как должна выглядеть правильно установленная лента, в образце выполненного производственного задания. Мастер четко объясняет план работы наставника и рабочего.
Наставники выполняют пробные действия по алгоритму: объясняют этап работы; выполняют этапы работы по инструкционной карте; проверяют правильность установки бордюрной ленты строительным уровнем; уточняют у рабочего, какие моменты в работе не понятны (еще раз совместно просматривают инструкционную карту).
Рабочие выполняют пробные действия, наставники контролируют работу и осуществляют помощь по требованию, проверяют установку бордюрной ленты строительным уровнем.
Для оценки результата взаимообучения мастер предлагает провести рефлексию: «Если рабочий вашей бригады выполнил установку бордюрной ленты правильно, снимите перчатки. Рабочие, если вы считаете, что освоили прием установки бордюрной ленты, снимите перчатки».
Таким образом, проведение уроков производственного обучения с использованием приемов опережающего обучения, наставничества «ученик – ученик» позволяет обучающимся с нарушением слуха эффективно сформировать умения правильного и качественного выполнения технологии в учебной группе.
В течение урока отрабатываются с обучающимися умения, направленные на формирование не только профессиональных, но и общих компетенций - навыка работы в группе, умение оказывать взаимопомощь друг другу, анализировать свою деятельность. На всех этапах занятия акцентируется значимость приобретаемых умений в будущей профессиональной деятельности, что способствует формированию социальной значимости и положительной мотивации к обучению по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства».
Библиографический список
1. Основы психологии детей с нарушением слуха: Учебное пособие/ сост. О.И.Суслова. – Саратов: Исследовательский центр «Наука», 2013.- 92с.
2. Особенности реализации образовательного процесса для обучающихся с нарушением слуха/ Материалы по инклюзивному образованию/ С.Н.Канунников, Г.Е.Воскресенская. – Омск: БПОУ ОКПТ, 2019 г.- 22 с.
3.Значение психолого-педагогической службы в системе профессиональной подготовки детей и подростков с нарушениями слуха/ В. В. Беляков// Дефектология. - 2004. - N 6. - с. 41-43.
2. Особенности реализации образовательного процесса для обучающихся с нарушением слуха/ Материалы по инклюзивному образованию/ С.Н.Канунников, Г.Е.Воскресенская. – Омск: БПОУ ОКПТ, 2019 г.- 22 с.
3.Значение психолого-педагогической службы в системе профессиональной подготовки детей и подростков с нарушениями слуха/ В. В. Беляков// Дефектология. - 2004. - N 6. - с. 41-43.
Другие статьи
- Работа с документ-камерой на уроках русского языка (из опыта работы)
- Воспитание патриотизма школьников средствами английского языка
- Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях
- В начале было Слово...
- Эстетическое воспитание подростков на медиаматериале
- Признание рождается только тогда, когда привносится ценность
- Использование технологии фасилитации «Мировое кафе» на уроках русского языка
- Форма реализации и стиль ученического самоуправления
- Обратимся к наглядной геометрии
- "Кроха" в Нагатино в Год Российского кино
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ольга Сергеевна. В вашей работе очень подробно рассказано как вы работаете с учащимися с ограничениями в здоровье. Многие приемы помогут не только вашим детям, но и просто учащимся по теме, на практике, у вас есть много пособий для демонстрации процесса работы над проектом, можно проводить и онлайн-уроки для всех желающих. Спасибо большое за материал.
Ирина Алексеева, дата: 29.03.2020 в 9:53
#2 есть фрагмет видио урока демонстрирующий прием наставничества ученик-ученик
размещу на страничке очень интересно
Ольга Качина, дата: 29.03.2020 в 15:28
#3 Спасибо.
Ирина Алексеева, дата: 29.03.2020 в 16:00
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.