С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Использование приема наставничества «ученик-ученик» на уроках производственного обучения в инклюзивной группе по профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства"
Автор: Качина Ольга Сергеевна,
мастер производственного обучения,
первая квалификационная категория,
ГБПОУ РХ ХКПТЭС, респ. Хакасия, г. Абакан
 
Использование приема наставничества «ученик-ученик» на уроках производственного обучения в инклюзивной группе по профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства
 
   У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушением слуха в освоении профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства возникают следующие трудности, обусловленные особенностями нозологии:
- понимание профессиональных терминов;
- понимание и запоминание последовательности этапов технологии, следовательно, низкая скорость выполнения трудовых приемов на стадии обучения;
- неспособность самостоятельно определять причины дефекта выполнения операции и определять технологию устранения дефекта;
- неспособность самостоятельно выбирать путь для решения конкретной производственной задачи с использованием имеющихся умений.
   Работая мастером производственного обучения в инклюзивной группе, главной трудностью в профессиональном обучении ребят с ОВЗ вижу сложность в понимании этапов технологии обучающимся, так как объяснение этапов - показа трудового приема происходит с помощью сурдопереводчика.  Только в процессе индивидуальной работы, при обучении в действии, через многократную отработку этапов технологической последовательности, с поэтапной коррекцией, позволяет мастеру осознать уровень освоения технологии обучающимся с ОВЗ и провести корректировку. Проблема применения на уроках производственного обучения рациональных приемов, позволяющих обучающимся с нарушением слуха эффективно освоить профессиональные компетенции в учебной группе, мастера производственного обучения актуальна. Одним из вариантов решения данной проблемы являются уроки производственного обучения с использованием приема наставничества «ученик – ученик». 
   Использованию на уроках производственного обучения приема наставничества способствовала ежегодная подготовка участников для Регионального и Национального чемпионатов  профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» по компетенции «Ландшафтный дизайн».  В 2019 г. победительницей Регионального и участницей Национального чемпионата «Абилимпикс» стала Красникова Ирина, обучающаяся с нарушением слуха.
   При подготовке участника к выполнению конкурсного задания Национального чемпионата отрабатывали технологии: сборка малой архитектурной формы по чертежу; установка бордюрной ленты; устройство мощения из природного камня; посадка растений согласно схеме; отсыпка пространства свободного от мощения декоративной щепой.  Технологии  отрабатывали в соответствии  критериями оценки, предъявляемыми Чемпионатами профессионального мастерства «Абилимпикс».  В результате участники чемпионатов  профессионального мастерства получили ценный профессиональный опыт и  на уроках производственного обучения могут исполнять роль наставника, эксперта.
   На уроках производственного обучения в инклюзивной группе Квасникова Ирина (участница V Национального чемпионата профессионального мастерства лиц с ОВЗ «Абилимпикс» 2019г.) исполняет роль наставника в работе со слабослышащим обучающимся. Работа в бригаде по принципу «наставник – рабочий» позволяет построить эффективное взаимообучение с использованием жестового языка и отрабатывать технологии в действии с опорой на адаптированные технологические карты, разбирая возможные дефекты и пути их устранения непосредственно при выполнении операции, отводя мастеру контролирующую функцию и оказания помощи по требованию.
   Рассмотрим вариант использование приема наставничества «ученик 
– ученик» на примере урока учебной практики профессионального модуля «Озеленение и благоустройство различных территорий» по теме: «Технология устройства цветника с пошаговой дорожкой». Тип урока: урок по выполнению сложных комплексных работ. Методическая цель: «Организация урока производственного обучения с использованием приема наставничества «ученик – ученик» в работе с инклюзивной группой».
  На этапе организационного момента обучающиеся знакомятся с особенностями работы на уроке в форме бригады, состоящей из наставника и рабочего. Распределение должностей в бригаде  производится в соответствии с условием. Должность наставника получают ребята, которые прошли опережающее обучение выполнения производственного задания, выполнили пробные действия и получили допуск к самостоятельной работе. В соответствии с условием в бригаде обучающихся с ОВЗ с нарушением слуха должность наставника выполняет Квасникова Ирина.
    На этапе вводного инструктажа – мотивация, обсуждение бригадами задания: «Произвести устройство цветника с пошаговой дорожкой. Готовую работу разместить в рабочем коробе согласно схеме и используя обязательные материалы и их расположение. Время выполнения задания 3,5часа». Для подготовки к выполнению задания бригадам необходимо:
- рассмотреть слайды презентации «Цветники, садовые дорожки в ландшафтном дизайне»;
- выбрать из предложенного набора карточки с названиями элементов озеленения, используемых в данных проектах;
- выбрать из предложенных карточки с умениями, необходимыми для выполнения производственного задания;
- распределить необходимые умения в порядке выполнения производственного задания;
- осуществить самооценку готовности к выполнению задания.
   Выполнение задания направлено на осознание обучающимися необходимости приобретения умений грамотной планировки и технически правильного устройства садовых дорожек для проведения качественных работ по озеленению и благоустройству территорий. А также приобретение компетенций, необходимых для будущего квалифицированного специалиста.
   Работа в группе с оформлением результата в виде последовательности карточек, последующая самопроверка выполнения по слайду презентации позволяет бригаде обучающихся с ОВЗ эффективно работать на этапе урока.
     Совместно с обучающимися формулируется тема и цель урока, что способствует осознанному освоению трудового приема. Акцентирование внимания обучающихся на важности приобретения навыков работы с современными материалами для молодого специалиста способствует воспитанию стремления в непрерывном повышении своего профессионального мастерства.
   На этапе актуализации опорных знаний, обучающиеся получают допуск к практической работе через выполнение проверочного задания по вариантам. Бригада обучающихся с ОВЗ выполняет адаптированное проверочное задание 1: «Выбери инструменты и материалы для выполнения этапа работы».
   В адаптированном задании выбор инструментов и материалов представлен  картинками с названиями, что позволяет обучающимся быстро устанавливать связь между зрительным образом, названием, назначением.
Задание 2 – «Дополни предложения инструкции по техники безопасности при выполнении работы». В адаптированном задании слова для работы помогут обучающимся с ОВЗ подобрать правильные формулировки для предложений инструкции по техники безопасности.
Мастер выдает бригаде с ОВЗ  бланки эталонов ответа к проверочному заданию для  взаимопроверки и получению теоретического допуска к работе. Бригады осуществляют взаимопроверку проверочного задания по слайду презентации.
  Демонстрация мастером планирования действий  установки бордюрной ленты осуществляется по  слайдам презентации:
- поэтапное выполнение приема установки бордюрной ленты с акцентированием внимания на критериях самоконтроля и соблюдении техники безопасности при работе с инструментами;
- рефлексия на уровень понимания выполнения этапов работы.
   Этапы выполнения работы проговариваются четко, кратко, сопровождаются схематическим рисунком. В формулировке этапов работы используются глаголы в форме «выкопай, выровняй», более доступные для понимания обучающихся с нарушением слуха.
    Бригады получают практическое задание с инструкционной картой, бригада с ОВЗ получает адаптированное практическое задание с инструкционной картой. Адаптированное практическое задание содержит  инструкционную карту:
- этапы работы;
- критерий самоконтроля на каждом этапе работы;
- наглядная схема к каждому этапу работы;
- необходимый инструмент, материал для работы.
   Этап урока - выполнение пробных действий наставниками проводится в рабочих коробах, определенных жеребьевкой. Перед выполнением работы мастер дает установку: «В результате взаимообучения наставника и рабочего, каждый рабочий освоит прием правильной установки бордюрной ленты».  Демонстрирует результат работы, как должна выглядеть правильно установленная лента, в образце выполненного производственного задания. Мастер четко объясняет план работы наставника и рабочего.
   Наставники выполняют пробные действия по алгоритму: объясняют этап работы; выполняют этапы работы по инструкционной карте; проверяют правильность установки бордюрной ленты строительным уровнем; уточняют у рабочего, какие моменты в работе не понятны (еще раз совместно просматривают инструкционную карту).
  Рабочие выполняют пробные действия, наставники контролируют работу и осуществляют помощь по требованию, проверяют установку бордюрной ленты строительным уровнем.
   Для оценки результата взаимообучения мастер предлагает провести рефлексию: «Если рабочий вашей бригады выполнил установку бордюрной ленты правильно, снимите перчатки.  Рабочие, если вы считаете, что освоили прием установки бордюрной ленты, снимите перчатки».
   Таким образом, проведение уроков производственного обучения с использованием приемов опережающего обучения, наставничества «ученик – ученик» позволяет обучающимся с нарушением слуха эффективно сформировать умения правильного и качественного выполнения технологии в учебной группе.
    В течение урока отрабатываются с обучающимися умения, направленные на формирование не только профессиональных, но и общих компетенций
навыка работы в группе, умение оказывать взаимопомощь друг другу, анализировать свою деятельность. На всех этапах занятия акцентируется значимость приобретаемых умений в будущей профессиональной деятельности, что способствует формированию социальной значимости и положительной мотивации к обучению по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства».
 
Библиографический список
1. Основы психологии детей с нарушением слуха: Учебное пособие/ сост. О.И.Суслова. – Саратов: Исследовательский центр «Наука», 2013.- 92с.
2. Особенности реализации образовательного процесса для обучающихся с нарушением слуха/ Материалы по инклюзивному образованию/ С.Н.Канунников, Г.Е.Воскресенская. – Омск: БПОУ ОКПТ, 2019 г.- 22 с.
3.Значение психолого-педагогической службы в системе профессиональной подготовки детей и подростков с нарушениями слуха/ В. В. Беляков// Дефектология. - 2004. - N 6. - с. 41-43.
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Ольга Сергеевна. В вашей работе очень подробно рассказано как вы работаете с учащимися с ограничениями в здоровье. Многие приемы помогут не только вашим детям, но и просто учащимся по теме, на практике, у вас есть много пособий для демонстрации процесса работы над проектом, можно проводить и онлайн-уроки для всех желающих. Спасибо большое за материал.
Ирина Алексеева, дата: 29.03.2020 в 9:53  
#2 есть фрагмет видио урока демонстрирующий прием наставничества ученик-ученик размещу на страничке очень интересно
Ольга Качина, дата: 29.03.2020 в 15:28  
#3 Спасибо.
Ирина Алексеева, дата: 29.03.2020 в 16:00  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ