С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Приемы повышения эффективности урока английского языка"
Автор: Лях Наталья Валерьевна,
учитель английского языка высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 95 им. Н. Щукина» Амурская область, п. Архара

 

 
 
Приемы повышения эффективности урока английского языка
 
      Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Именно на уроке обучающиеся получают основную часть знаний. Важнейшей проблемой, волнующей всех учителей является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания обучающихся. Для каждого ребенка в классе учителем должна быть сформирована положительная мотивация к изучению иностранного языка.
 
     Как известно, если обучающийся чувствует себя комфортно на уроке, не боится отвечать на вопросы учителя, высказывать свою точку зрения, то он испытывает  уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Это помогает ему добиваться успеха в учебной деятельности. Чтобы на моих уроках для обучающихся создавалась ситуация успеха и урок был эффективным я применяю различные подходы в обучении, методы и приемы вовлечения учеников в активную деятельность.
   В своей практике я создаю условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в различных учебных ситуациях на примере технологии «обучения в сотрудничестве» (cooperative learning).  Ученики в классе  разные – одни быстро усваивают учебный материал, другим необходимо больше времени на осмысление или дополнительное объяснение. Бывает, что некоторые ребята стесняются задать вопрос учителю, если что-то не понятно по теме. Таким детям легче всего попросить своего одноклассника о помощи в усвоении материала. Поэтому для организации совместной деятельности  я объединяю ребят в  небольшие группы  и даю им одно общее задание, предварительно оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания.  В каждой группе должен быть  сильный ученик (эксперт)   и ученики со средними и низкими способностями к обучению. Эксперт объясняет материал и помогает в выполнении заданий другим участникам группы. Учитель в конце работы может провести контрольный срез, выборочно проверить выполненное задание или в ряде случаев может предоставить самостоятельное оценивание работы. Оценка ставится не каждому члену группы, а, в общем, и зависит от каждого в группе.   Например, при изучении грамматического материала «Past Simple. Простое прошедшее время» (4 класс) членам группы предлагается заполнить таблицу с колонками  «Употребление», «Слова помощники», «Схемы», «Предложения».  Группам  выдаются карточки подобранные так, чтобы одна группа выявляла случаи употребления времени;  другая находила слова – помощники; следующие группы – составляли схемы и объясняли, как образуются утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения. По окончании работы в группах, таблица совместно заполняется   под контролем учителя и обучающиеся узнают новое правило.  На следующем уроке предлагаются различные упражнения для проверки знаний  по изученной теме.
       Большую роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности принадлежит нестандартным формам урока. В своей практике я использую уроки – соревнования, путешествия, викторины, праздники, интегрированные уроки.  Во втором классе в конце первого полугодия с обучающимися мы проводим для родителей праздничный концерт «Happy English», на котором ребята демонстрируют уже имеющиеся знания по предмету, инсценируют сценки, читают стихи, поют песни, играют совместно с родителями. В 4 классе в течение года обучающиеся заполняют плакат «About myself», в котором красочно оформляют колонки «Food»,  «My room»,  «My family», «Мy friends», а в конце учебного года каждый ученик составляет рассказ о себе, используя приготовленный материал.
  Современный компетентностный подход в обучении английскому языку требует особых методов и приемов подачи материала. Активные методы обучения – это методы, которые стимулируют познавательную деятельность обучающихся. К таким методам относятся: самостоятельная работа с источниками (работа с учебником и книгой, пользование справочной литературой, игровое проектирование).
    Я уверенна, что каждый педагог в своей практике использует проектный метод, который  включает учеников в организованною учителем  совместную активную поисковую учебно – познавательную деятельность. При составлении проекта ребята подыскивают информацию в справочниках, журналах, интернете, делают презентации, плакаты, доклады.  Большинство проектов выполняются моими учениками в ходе заключительных уроков (например:  «My beautiful flat»,  «My dream clothes»,  «My favourite season» и другие).
     Нельзя забывать, что интернет создает уникальную возможность для изучающих английский язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть он создает естественную языковую среду. Интернет, мультимедийные средства, подготовленные мной помогают ученикам пополнять словарный запас, знакомиться с культуроведческими знаниями.
Чтобы урок получился личностно – ориентированным в своем опыте я использую технологию интерактивного обучения. К ним относятся такие формы обучения во взаимодействии как диалогические, групповые, игровые. Использование ролевой игры и игровой ситуации на уроке усиливает эмоциональное восприятие материала, в процессе игры обучающиеся приобретают опыт речевого общения. Распределение ролей – важная педагогическая задача: нужно учесть не только интересы ученика, но и  психологические особенности.  При групповой и парной работе часто использую  ролевые игры. Приведу пример ролевой (диалогической) игры по теме «Спортсмены».  Класс  заранее разделен на две группы. Первая подгруппа – иностранные журналисты, вторая – знаменитые спортсмены России. Каждый ученик из первой группы должен узнать о   жизни спортсменов, подготовить вопросы. Обучающиеся второй подгруппы рассказывают о себе. Затем проводится итоговая  международная телепередача с интервью наших спортсменов. «Интервью с Евгением Плющенко. What is your name? My name is Evgeniy. Where are you from? I am from Solnechny (Khabarovsk). Is your family big? No, it is not. I have got a mother, a father and a sister. Do you live in St Petersburg? No, I don’t. I live in Moscow. When I was a little boy I lived in the USA. Ect…» «Информация о  Марии Шараповой. My name is Mariya. I was born in Nyagan. My birthday is on the 19th of April, 1987. Maria first starting playing tennis when she was just 4 years old.  Maria Sharapova is  the famous tennis player. Maria Sharapova lives in Bradenton, Florida, United States of America».
    Очень важно помнить об индивидуализации процесса обучения речевой деятельности. При этом я учитываю, как ученик подготовлен для беседы, обращаю  внимание на его настроение в  данный момент, знаю о его увлечениях. Не стоит заставлять ребенка  рассказывать о его семье, если вы знаете, что в ней не все благополучно. Способным обучающимся я даю индивидуальные задания на уроке или перед уроком: подготовить рассказ, продумать вопросы и т.д.  Слабым ученикам даю карточки с индивидуальным заданием, например по теме «Путешествие»: I went to  Belogorsk (Khabarovsk…) in summer. I went there by (train bus). The trip was (enjoyable interesting). В течение нескольких  уроков после такой проделанной работы ученик со слабыми способностями составляет рассказ о путешествии самостоятельно.   
     В условиях перехода к компетентностному подходу в обучении мне, как современному учителю, необходимы новые методы и технологии, позволяющие выявить имеющиеся у обучающегося знаний, добавлять то, чего не хватает, структурировать учебный материал, учить не просто запоминать и воспроизводить, а применять их на практике. Моя задача – не преподносить знания ученикам, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Процесс обучения должен происходить в условиях постоянного взаимодействия всех учеников, где учитель и обучающийся являются равноправными субъектами обучения. Это учит гуманному и демократическому подходу в обучении.
 
 
Литература:
 
1.  Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ, № 6,2000, №7 –С.16-18
2. . Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004.
3. Pedsovet.su. Повышение качества обучения английскому языку. 18.12.2018. Режим доступа https://pedsovet.su/index/8-295064.
4. Образовательный портал EduContest.Net: интернет-библиотека
учебно-методических материалов. Коршунова С.Н. 23.04.2017г. Режим доступа educontest.net/ru/166244/методическая-статья-повышение-качества/



 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ