
Статья "Развиваем творческое мышление детей"
Все мы разные, и креативные способности у каждого ребёнка развиты по-своему. Но можно пробовать разные способы для отработки навыка — обязательно найдётся то, что сработает у вас. Предлагаем вам несколько игр для развития творческого мышления. Со стороны взрослого потребуется лишь заботливое внимание и некоторая помощь.
Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Так, скажем, стандартный (но перегоревший) электрический чайник может стать лейкой для цветов или аквариумом. Во что еще можно превратить чайник? А блюдце, половник, мясорубку? Сейчас у детей очень много игрушек, каждая из них может выполнять только определенную функцию, а ведь раньше для детей простая палочка была и ложкой, и ружьем, и карандашом. Целенаправленное «превращение» предметов способствует росту активности воображения.

На листе нарисованы произвольные фигуры (полные или недорисованные геометрические фигуры, частичные изображения предметов), ребёнку нужно дорисовать каждый элемент. Или наоборот, нарисованы одинаковые фигуры (например, овал), ребенку нужно дорисовать их так, чтобы каждый раз получалось новое изображение.
Ребенку завязывают глаза. Вместе с родителем он должен «попутешествовать» по квартире, ощупывая встречающиеся предметы и называя их.
Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать.
Еще одна возможность раскрытия удивительного и необычного в самых простых и известных вещах возникает тогда, когда мы можем дать этим вещам яркие и остроумные названия. Недаром маленькие дети часто делают это спонтанно. Например: лопатка — копалка, утюг — гладюг, кастрюля — варилка.
Родители могут попросить ребенка придумать, как иначе можно назвать такие предметы, как молоток, зеркало, ключ от дверного замка, сережка, магнитофон, велосипед, компьютер, ложка и т.д. Вещей, которым можно дать новые оригинальные и забавные названия, много в любой квартире. Можно поиграть с ребенком так: по очереди предлагать друг другу предметы для придумывания нового названия.
Корней Чуковский написал целую книгу, в которой не только приводит примеры «лепых нелепиц», но и рассуждает о неосознанном мастерстве каждого ребёнка, усваивающего огромное количество новых слов. В одной из глав автор описывает ситуацию, в которой мальчик, слыша слова "Царь дрожащего творенья", совершенно естественно для себя понимает её как "Царь, дрожащий от варенья".
Мама просит ребенка представить, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что в таком случае они могли бы увидеть, а что оказалось бы недоступно для их наблюдения? Важно помочь малышу сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы он представил себе места, видимые воображаемому гномику или великану, но недоступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа).
Желательно, чтобы ребенок объяснил, почему тот или иной предмет «не видит» какую-то часть комнаты и другие предметы. Умение поставить себя на иную пространственную точку зрения способствует не только развитию воображения, но и пониманию позиций (точек зрения) других людей, помогает преодолению эгоцентризма, характерного для многих дошкольников.
Ребенок закрывает глаза, а потом по команде мамы открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание — найти что-то необычное в этом обычном предмете. Например, назван стул. Задание — найти новый, необычный способ использования этого обычного предмета. На стуле можно сидеть. А еще как можно использовать стул? Стоит предложить ребенку придумать несколько способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка из-под газировки, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.
Малыша просят назвать любые семь слов, которые, по его мнению, могут встретиться в сказке. Мама их записывает, а затем ребенку нужно сочинить сказку, в которой эти семь слов должны обязательно встретиться. В простом варианте слов может быть три.
Пусть мама и папа независимо друг от друга назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Ребенку нужно придумать и рассказать короткую историю, в которой действовали бы оба эти героя.
Игра с мамой в сочинение общих сказок. Один «кусочек» сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ребенок продолжает. Если в семье есть еще братья и сестры — тем интересней. Тогда можно сочинять сказку по кругу. При этом совсем не обязательно останавливаться на одном круге. Можно пройтись три-четыре раза.
Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения:
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана...»; «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик...»; «...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу...»; «...поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
Возможно, для придумывания связного рассказа ребенку не обойтись без помощи родителей. Эту помощь можно оказать, задавая наводящие вопросы (например, ко второму заданию: «Как ты думаешь, куда ехал грузовик? Что он вез?» и т.д.) или вставляя в рассказ ребенка фразы, продолжающие его мысль и подталкивающие его к следующему логическому ходу.
Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удастся объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.
Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в тигра, робота, орла или инопланетянина и изобразить это персонаж, не называя его. Остальные должны угадать, что показал ребенок.
Сегодня такие качества, как креативность, умение генерировать идеи и нестандартно мыслить ценятся особенно высоко.
Именно поэтому их так важно развивать с детства.
Ребенок, который с ранних лет привыкает смотреть на мир широким взглядом и создавать вещи своими руками, всегда сможет найти место в жизни и добиться успеха.
- Образовательный проект "Школьный журнал на английском языке" как средство развития познавательного интереса обучающихся к изучению иностранного языка
- Затруднения начинающего преподавателя при подготовке открытого урока
- Метод проектов
- Психологические особенности учителя и учеников при изучении учебных дисциплин
- Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников
- Использование проектных технологий на дистанционных уроках русского языка, литературы
- Методы лингвистического анализа прозаического текста на уроках литературы
- Всероссийская Акция "День короткометражного кино"
- Электронное портфолио учителя
- Проведение экологических акций как одно из условий работы по достижению личностных результатов