Статья "Духовно - нравственное воспитание на уроках информатики"
Татьяна Образцова
15.06.2015
4728
2
Системно - деятельностный подход в обучении
Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск Московской области
Литература
1.Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001. с. 55-60.
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск Московской области
Духовно - нравственное воспитание на уроках информатики
Духовность - это «устремление человека к тем или иным
высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека
переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу
и внутренне освободиться от обыденности».
В. И. Даль
высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека
переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу
и внутренне освободиться от обыденности».
В. И. Даль
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности обучающегося: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно - полезную, они, в первую очередь, формируют уклад жизни в образовательной организации.
Основная моя задача, как и любого другого преподавателя – способствовать развитию Личности, воспитать Человека. Именно это и следует учитывать, когда речь идёт о процессе обучения и воспитания. Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс. Формирование морального облика происходит в процессе разнообразной деятельности обучающихся: играх, учёбе и т.д., в тех различных отношениях, в которые они вступают со своими сверстниками, с взрослыми. Нельзя забывать о том, что каждый ребёнок, существуя в социуме, является одновременно и отдельной личностью.
На своих уроках я применяю различные формы организации учебно-воспитательного процесса. Для разных ступеней обучения преобладающими могут являться как групповые, так и индивидуальные, парные, коллективные виды работ. Это тесно связано с целями и задачами обучения. Для успешного нравственного развития организацию учебного процесса стараюсь строить так, чтобы лучшие стороны личности обучающегося были осознаны не только им самим, но и его товарищами. Это создаёт благоприятное эмоциональное состояние обучающихся в коллективе.
Не стоит забывать и о том, что похвала – лучший способ закрепить положительные поступки. К тому же, я думаю, что нашим обучающимся техникума вряд ли приходилось часто слышать похвальные слова в школе.
Информатика воспитывает в человеке целый ряд ценных качеств. И одно из них - воспитание мыслящей личности. Выполнение любых творческих работ на ПК способствует выработке внимательности и собранности. Решение поставленных учебных задач требует от обучающихся добросовестной и серьёзной работы, воспитывает настойчивость в преодолении трудностей, оттачивает умственные способности.
На уроках я использую разные виды контроля знаний. Хочется отметить, что очень хороший результат в плане нравственного воспитания дают диктанты, проверку которых по заготовленным ответам тут же производят друг у друга сами обучающиеся группы. Это воспитывает ответственность, самостоятельность, честность.
Современное представление о качественном образовании невозможно без свободного владения информационными технологиями. Применяя на уроках информационно-коммуникационные технологии, используя ЦОР, ЭОР, я преследую цели не только повышения качества знаний, но и привитие интереса к информатике, повышение культуры обучающихся. Важно показать, что компьютер можно использовать не только для игр, но и для учёбы, для своего самообразования. Кроме того, с помощью компьютерных презентаций разбираю темы, показывающие обучающимся прикладное значение изучаемых разделов информатики. В группах всех специальностей нашего техникума показываю прикладное значение информатики в различных сферах деятельности человека: в архитектуре, строительстве, машиностроении, пищевой промышленности, космической промышленности, медицине, экологии и т.д.
В суммарном объёме перед обучающимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без информатики. Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ. На уроках обычно не хватает достаточного времени на знакомство с историей информатики. В связи с этим, обучающимся предлагаю найти дополнительный материал о великих учёных, известных информатиках, программистах, блоггерах, достигших наилучших результатов в своей деятельности, о происхождении информационных терминов и символов, истории появления различных прикладных программ, сайтов и их назначении, используя различные источники информации. Обучающиеся получают за это дополнительную оценку, что является стимулом для самостоятельной познавательной деятельности.
Наиболее активно мы работаем с профессиональными сайтами, на которых используем информацию об истории профессий, описании характеристик профессий, знаменитых и известных профессионалах в своём виде деятельности, берём необходимую информацию для написания отдельных разделов письменных экзаменационных работ, которые ежегодно оформляем на ПК. Кроме того, обучающиеся оформляют на уроках и дома рефераты, доклады, презентации как к занятиям профессионального обучения, так и по предметам общеобразовательного цикла по заданиям преподавателей – предметников. Данные работы используются на уроках и внеклассных мероприятиях.
При этом у обучающегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство, желание улучшить имеющиеся результаты. Учебный процесс в техникуме всё больше сводится к использованию на уроках информационных технологий и сети Интернет. Современный человек практически не может уже обойтись без компьютера, принтера и остальных благ компьютерной техники. Можно сказать, что компьютер и сеть Интернет это главное изобретение XX века. Интернет - «виртуальная реальность», способствующая усилению «человеческого интеллекта». Но какой бы ни была эта среда: виртуальной или реальной – взаимодействуют в ней, общаются живые люди со своими духовными ценностями, своими воззрениями.
Главной целью образования и воспитания в техникуме я считаю: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому преподавателю участвовать в духовном становлении своих обучающихся. На своих уроках я пытаюсь объяснять обучающимся не только законы информатики, но и показывать, что прогресс цивилизации не есть созидание и наращивание материального блага, а постепенное разделение противоположных нравственных начал - добра и зла. Вне зависимости от времени может стоять только нравственная цель, а значит, возможен только нравственный смысл прогресса. Поэтому постоянно напоминаю обучающимся, что применение информационных технологий должно оцениваться и осмысливаться, прежде всего, в духовно-нравственном аспекте.
В заключение хочется сказать, что в решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит семье и образовательной организации.
На своих уроках я применяю различные формы организации учебно-воспитательного процесса. Для разных ступеней обучения преобладающими могут являться как групповые, так и индивидуальные, парные, коллективные виды работ. Это тесно связано с целями и задачами обучения. Для успешного нравственного развития организацию учебного процесса стараюсь строить так, чтобы лучшие стороны личности обучающегося были осознаны не только им самим, но и его товарищами. Это создаёт благоприятное эмоциональное состояние обучающихся в коллективе.
Не стоит забывать и о том, что похвала – лучший способ закрепить положительные поступки. К тому же, я думаю, что нашим обучающимся техникума вряд ли приходилось часто слышать похвальные слова в школе.
Информатика воспитывает в человеке целый ряд ценных качеств. И одно из них - воспитание мыслящей личности. Выполнение любых творческих работ на ПК способствует выработке внимательности и собранности. Решение поставленных учебных задач требует от обучающихся добросовестной и серьёзной работы, воспитывает настойчивость в преодолении трудностей, оттачивает умственные способности.
На уроках я использую разные виды контроля знаний. Хочется отметить, что очень хороший результат в плане нравственного воспитания дают диктанты, проверку которых по заготовленным ответам тут же производят друг у друга сами обучающиеся группы. Это воспитывает ответственность, самостоятельность, честность.
Современное представление о качественном образовании невозможно без свободного владения информационными технологиями. Применяя на уроках информационно-коммуникационные технологии, используя ЦОР, ЭОР, я преследую цели не только повышения качества знаний, но и привитие интереса к информатике, повышение культуры обучающихся. Важно показать, что компьютер можно использовать не только для игр, но и для учёбы, для своего самообразования. Кроме того, с помощью компьютерных презентаций разбираю темы, показывающие обучающимся прикладное значение изучаемых разделов информатики. В группах всех специальностей нашего техникума показываю прикладное значение информатики в различных сферах деятельности человека: в архитектуре, строительстве, машиностроении, пищевой промышленности, космической промышленности, медицине, экологии и т.д.
В суммарном объёме перед обучающимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без информатики. Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ. На уроках обычно не хватает достаточного времени на знакомство с историей информатики. В связи с этим, обучающимся предлагаю найти дополнительный материал о великих учёных, известных информатиках, программистах, блоггерах, достигших наилучших результатов в своей деятельности, о происхождении информационных терминов и символов, истории появления различных прикладных программ, сайтов и их назначении, используя различные источники информации. Обучающиеся получают за это дополнительную оценку, что является стимулом для самостоятельной познавательной деятельности.
Наиболее активно мы работаем с профессиональными сайтами, на которых используем информацию об истории профессий, описании характеристик профессий, знаменитых и известных профессионалах в своём виде деятельности, берём необходимую информацию для написания отдельных разделов письменных экзаменационных работ, которые ежегодно оформляем на ПК. Кроме того, обучающиеся оформляют на уроках и дома рефераты, доклады, презентации как к занятиям профессионального обучения, так и по предметам общеобразовательного цикла по заданиям преподавателей – предметников. Данные работы используются на уроках и внеклассных мероприятиях.
При этом у обучающегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство, желание улучшить имеющиеся результаты. Учебный процесс в техникуме всё больше сводится к использованию на уроках информационных технологий и сети Интернет. Современный человек практически не может уже обойтись без компьютера, принтера и остальных благ компьютерной техники. Можно сказать, что компьютер и сеть Интернет это главное изобретение XX века. Интернет - «виртуальная реальность», способствующая усилению «человеческого интеллекта». Но какой бы ни была эта среда: виртуальной или реальной – взаимодействуют в ней, общаются живые люди со своими духовными ценностями, своими воззрениями.
Главной целью образования и воспитания в техникуме я считаю: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому преподавателю участвовать в духовном становлении своих обучающихся. На своих уроках я пытаюсь объяснять обучающимся не только законы информатики, но и показывать, что прогресс цивилизации не есть созидание и наращивание материального блага, а постепенное разделение противоположных нравственных начал - добра и зла. Вне зависимости от времени может стоять только нравственная цель, а значит, возможен только нравственный смысл прогресса. Поэтому постоянно напоминаю обучающимся, что применение информационных технологий должно оцениваться и осмысливаться, прежде всего, в духовно-нравственном аспекте.
В заключение хочется сказать, что в решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит семье и образовательной организации.
Литература
1.Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001. с. 55-60.
2.Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С. Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечественный ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - с. 31-35.
3.Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика - 2006. -№10 - с 36-42.
3.Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика - 2006. -№10 - с 36-42.
Другие статьи
- Обучение школьников филологическому анализу текста на уроках русского языка
- Школьный дискуссионный клуб на английском языке как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции учащихся
- "Мой опыт работы с документ-камерой"
- Сила чтения вслух на иностранном
- В начале было Слово...
- За что мы любим...
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
- Преемственность при обучении английскому языку в предшкольном и первом классе
- Использование компьютерного моделирования при работе с историческими источниками
- Деятельностный подход в обучении физике
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 В словаре В.И. Даля духовность определяется как единство духа и души, разума и воли. Это и бытие, наполненное Духом, и красота поступков человека, и те ценности, на которые он ориентирован. Если ум характеризует интеллектуальную составляющую духовности, то нравственность – моральную. Здесь синтезируются рациональные и эмоционально-волевые детерминанты поведения, здесь тайны свободы воли личности, высших человеческих ценностей: смысла жизни, истины, добра, красоты, блага, любви и т.п. Душа обладает способностью «стяжать дух» и качественно преображаться через «получаемую Святость».
Валентина Титова, дата: 15.06.2015 в 16:11
#2 Своим студентам, а сейчас ученикам интерната я всегда говорила и говорю: Пусть математику ты не знаешь, может она тебе в будущем не пригодится, Но Человеком Ты Обязан Быть!
Ольга Даниловская, дата: 16.06.2015 в 9:40
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.