С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Ролевые игры как активный метод обучения"
Автор: учитель истории и обществознания
Хайсарова Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нефтеюганск

 
                                                     Ролевые игры как активный метод обучения
 
    Игра - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации. Существует огромное разнообразие игр - спортивные, интеллектуальные, компьютерные и др. [1].
Игра является активным методом обучения, т.к. играя человек активно запоминает и реализует свои знания, при этом если игра интересна, то он может еще и отдохнуть от повседневности.
Из всех существующих игровых методов обучения, ролевые игры в образовательном процессе являются наиболее эффективные в усвоении материала, т.к. ролевая игра - метод обучения, при котором моделируется деятельность какой-либо организации, предприятия, фирмы. Моделироваться могут события, конкретная деятельность людей (совещание, разработка проекта и т.п.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий игры содержит сюжет, описание структуры и назначения моделируемых процессов и объектов. Участники принимают роли различных должностей и профессий и действуют соответственно этим ролям [7].  
Ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включает еще два требования:
  1. В ролевой игре обязательно предполагается наличие организатора игры (общепринятый термин “мастер”).
  2. В ролевой игре основным механизмом “запуска” игры является “роль” – комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре [8].
Таким образом обучающийся, становится актером в образовательном процессе, при этом он познает новый материал с удовольствием и пытается его применить на практике, это может привести повышению учебной мотивации, тем самым возбуждает интерес учащихся к изучаемому предмету, и новые знания и умения приобретаются в ходе игры непроизвольно и лучше усваиваются. К примеру если взять тему «Букет», сама по себе тема довольно широкая и не всегда понятна учащимся, но если эту тему, преподнести в ролевой игре, где обучающиеся на собственном примере смогут понять, какие органы и цвета должны быть, тем самым комплексно изучить эту тему, а при игре закрепить ее же, при этом ученик может узнать где он обладает не полной или не точной информацией. В современном мире из-за доступности получения материала, образовательный процесс лишен творческой направленности. Ролевая игра наоборот же способствует творческих решений для принятия того или иного решения. Говоря уже о правилах игры, где ученик может ошибиться, он так же может самостоятельно устранить ошибку и тем самым повысить свой интеллектуальный уровень. Таким образом задачами ролевых игр является: - применения полученных знаний в решении поставленной задачи; - ролевая игра дает возможность или для получения дополнительных знаний, или для выявления неосвещенных в учебном курсе вопросов; - развиваются творческие способности при решении определенных проблем; - учащиеся учатся занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли; - способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели; - формируется толерантное отношение к другим мнениям.    Ролевая игра должна быть правильно начата и правильно завершена. Любой процесс работы с игрой состоит из двух одинаково важных частей - самой игры и ее обсуждения (рефлексии), которые должны быть направлены на освоение правовых средств непосредственно в ходе игровых занятий. Соответственно игра должна быть построена так, чтобы дать возможность школьникам столкнуться с препятствием, требующим применения правовых средств. Необходимо отметить особенности позиции педагога в занятиях с использованием ролевых игр. Внешне данные занятия похожи на ток-шоу, где есть ведущий, зрители и участники того или иного игрового действия, но на этом аналогия кончается. Ведущий данных занятий (а это, как правило, учитель) создает пространство учебного действия, которое предполагает следующие слои: 1.сюжет, персонажи и сценарий игры; 2.игровые ситуации, где происходит борьба за ставки в игре и столкновение различных стратегий, реализуемых персонажами; 3.групповая рефлексия игровых ситуаций. Важной особенностью ролевой игры в том, что она должна подходить по возрасту, т.е. для школьников среднего звена учитель должен контролировать весь процесс от начала объяснений правил игры, это связано прежде всего с тем, что у обучающихся только начинает складываться правовая культура и поэтому во многих вопросах они не компетентны, но зато они быстрее втягиваются в процесс игры и полностью себя в ней реализуют. Школьники старшего звена на много самостоятельны. Подготовка к игре  для них намного легче для учителя, т.к. учитель может дать на самостоятельную работу изучение например роли судьи или адвоката, конечно, педагог также контролирует весь процесс игры и задает правила. Живое взаимодействие детей в игре, требующее проявления их активности и самоорганизации, необходимо для создания доброжелательной и плодотворной атмосферы в учебном процессе, однако этого мало. Как правило, прекрасно воспроизводя по ходу игры реальную ситуацию, разыгрываемые модели не всегда позволяют дать ответ на вопросы о том, как реализовать правовые принципы, как на основе их действовать и изменять ситуацию. Поэтому важнейшей проблемой проведения занятий по обучению школьников праву является то, что педагог должен представлять правовое поведение как возможность, реализующуюся в будущих действиях ученика. Игровые занятия по правовым дисциплинам при всем разнообразии игровой интриги, сюжетов и персонажей должны быть подкреплены нормативным материалом и представлениями о праве как таковом, о его истоках и необходимости применения правовых конструкций в реальной жизни. Д.Б. Эльконин (1978г) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это сделает в игре в одиночку, и, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, то самостоятельно осуществить такой контроль ребенок не может. Д.Б. Эльконин говорит: "Функция контроля очень слаба, и часто требует поддержки со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функции здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения " [6, 287]. В ходе исследования игры Д.Б. Элькониным было установлено, что всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило и что развитие ролевых игр идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями. Вполне оправдалось положение Л.С. Выготского [1, 14], что в игре "ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий" и что в игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли.  Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свое основание на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.     Учитель организуя образовательный процесс с помощью сюжетно-ролевой игры сталкивается с некоторыми сложностями: подготовка необходимого материала для проведения игры; возрастное соответствие данной игры; заинтересовать всех обучающихся в классе и т.д. При этом педагог в игре может выявить: какой материал учащиеся не усвоили или плохо разбираются, а также повысить интерес к предмету. М.Г. Морозова считает, что интерес к учебному предмету зависит от возможности ученика выделить в своем сознании специфическое содержание данного учебного предмета [4]. Любой предмет достаточно сложный, где чаще всего необходимы жизненные примеры для усвоения учащимися материала. Сюжетно-ролевая игра прежде всего служит практикой полученных знаний, иногда даже служит проявлением интереса к той или  иной профессии.
   Таким образом ролевые игры на уроке права — это эффективный метод обучения практическим навыкам работы «юриста», «Правоохранительных органов» и «должностных лиц», так как они основаны на принципе обучения на практике: обучающиеся предоставляется возможность применить теорию — то, что они изучали на занятиях и по учебникам — на практике.

Литература:
 1. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка [Текст] / Выготский Л.С. // Вопросы психологии. - 1961. -  №2. - С.62-76. 
2. Дьячкова С. Игры по праву в школе [Текст]  / Дьячкова С. // Учитель. - 2001 г. - № 5.
3. Зворыгина Е. В. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры [Текст] / Зворыгина Е. В Комарова Н. // Дошкольное воспитание. - 1989г. - № 5. - С. 31-40. 
4.  Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / Мухина В.С.  - Учебник для студентов вузов. - 6-е изд., стереотип. - М: Издательский центр "Академия", 2000. - 456с. 
5. Певцова Е. А.. Теория и методика обучения праву [Текст] / Певцова Е. А.. - М.: «Владос», 2003. – 214 с.
6. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / Якобсон П.М.  – М., 1969. - 430с.
7. Активные формы и методы обучения. [Электронный ресурс]  сайт. – URL:  http://k67.mskcollege.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=111.
8. Подготовительные материалы к брошюре "Методика ролевой игры" [Электронный ресурс]   сайт. – URL : www.skady.narod.ru/ludi/1/Me_RI.htm#_Toc497201516.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ