С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Сетевые Интернет – проекты как способ формирования информационной культуры и организации внеурочной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации специальных ФГОС НОО"
Автор: Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня
МОУ «С(К)ОШИ №4»
высшей квалификационной категории
город Магнитогорск, Челябинская область


 
Сетевые Интернет – проекты как способ формирования информационной культуры и организации внеурочной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации специальных ФГОС НОО
 
 
    Аннотация. В данной статье представлен опыт работы воспитателя по проблеме формирования информационной культуры и организации  внеурочной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации СФГОС НОО через использование технологии сетевых Интернет – проектов как одного из эффективных способов реализации внеурочной деятельности в условиях круглосуточного пребывания детей. Автором раскрыты как теоретические аспекты использования данной технологии, так и практические, как результаты совместной деятельности педагога и воспитанников класса.
   Ключевые слова: внеурочная деятельность, сетевые образовательные Интернет – проекты, информационная культура.
       В январе 2010 г. впервые прозвучала президентская инициатива «Наша новая школа», среди пунктов которой был не только переход на новые образовательные стандарты, но и развитие системы поддержки талантливых детей.
    С этого момента во всех школах нашей страны началось оснащение кабинетов компьютерами, проекторами, экранами, а педагоги активно повышать свою квалификацию по ИКТ- компетентности и организовывать внеурочную деятельность обучающихся.
     Статистикой доказано, что в наш век информатизации и компьютеризации, с появлением глобальной сети Интернет практически все дети большую часть своего времени проводят за компьютером, ищут развлечения в социальных сетях, играют в ненужные игры, смотрят не по возрасту передачи и фильмы. В связи с этим нам, педагогам, порой бывает трудно организовать свободное время детей так, чтобы им было интересно находиться в школе и мы находимся в постоянном поиске тех способов и форм, которые будут способствовать формированию информационной культуры, направленной на созидательную и творческую виды деятельности.
    Как показывает практика, одним из эффективных способов и форм организации внеурочной деятельности в условиях реализации СФГОС НОО в нашем учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ, является вовлечение их в участие в сетевые  Интернет – проекты. Сетевой Интернет - проект – это то место, где встречаются ученик и педагог для совместной деятельности, где происходит сотрудничество, и где образовываются не только дети, но и их педагоги, где в процессе работы учащиеся обмениваются результатами собственных и совместных разработок, совместно редактируют документы, таблицы, презентации, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты.
      Основным видом деятельности в сетевом Интернет - проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов.
    На сегодняшний день в сети Интернет существуют платформы, предлагающие принять участие в сетевых Интернет проектах различной направленности. Однако особое внимание хотелось бы заострить и рассказать об участии моих ребят в Интернет проектах социальной и гражданской патриотической направленности, так как основной вид моей деятельности в Интернате – организация воспитательного процесса в реализующей модели внеурочной деятельности группы продлённого дня и круглосуточного пребывания детей.
     В прошлом учебном году мои воспитанники приняли участие в ежегодном Всероссийском проекте «Марш красных гвоздик». Нашим общим делом было оформить репортаж и представить фотоотчёт о проведении мероприятий, организуемых в нашем образовательном учреждении и посвящённых 74 годовщине Великой Победы. Дети побывали в роли корреспондентов и проявили невероятные творческие способности в подборке материалов к репортажу и получили сертификат участников Всероссийской акции «Марш красных гвоздик». В этом учебном году мы планируем побывать в роли исследователей и организовать конференцию, на которой будут представлены к защите исследовательские работы по темам на военно-патриотическую тематику.
     Как  воспитатель, отмечу, что участие в сетевом Интернет - проекте способствует формированию личностного «Я» младшего школьника, развитию навыков коллективной работы при обсуждении заданий и уважительное отношение к чужому мнению. При заполнении командных документов, оформления выполненных заданий совершенствуется письменная речь обучающихся, но при этом проявляется индивидуальность и реализуется творческий потенциал.
    Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, ответственность за собственную работу, но и за работу всей группы.
    В настоящее время мы с ребятами класса являемся активными участниками Интернет проекта «Всероссийская школьная летопись».  «Всероссийская школьная летопись» – образовательный Интернет - проект, в рамках которого школьникам под руководством классного руководителя и воспитателя предлагается попробовать себя в роли писателей: создать и издать книгу своего класса.
      Совместный творческий процесс призван объединить ребят на основании общего дела – создания книги класса, а также раскрыть творческие способности каждого из них. Механизм создания книги класса состоит из трёх этапов:
  • знакомство с проектом;
  • создание книги;
  • издание книги.
       На первом этапе «знакомство с проектом» с родителями проведено родительское собрание по теме «От маленького читателя к большому писателю», на котором было проведено анкетирование «Мой ребёнок – талантливый будущий писатель» и обсуждалась идея создания «Летописи класса». По итогам собрания было принято решение написать книгу класса под названием «Наше классное братство, или, перелистывая страницы начальной школы» Основная идея и замысел книги – создать летопись класса в виде воспоминаний о самых ярких и незабываемых событиях в начальной школе.
На период реализации этапа «создание книги» все ученики класса становятся сотрудниками издательского дома печати «Содружество» и делятся на три подгруппы:
- группа «Корреспонденты» - подбирают фотоматериалы для книги, делают репортажи с места событий, а потом представляют эти материалы другим подгруппам
- группа «Писатели» -  придумывает название глав для будущей книги, работают над содержанием каждой главы
- группа «Редакторы и печатники» - классный руководитель и воспитатель работают с текстовыми материалами, делают правки, но, не меняя авторский смысл текста и манеру изложения.
    После того, как книга будет готова, обучающиеся совместно с педагогами класса передают её в издательским дом «Живая классика», который поможет в подготовке оригинал-макетов книг на бесплатной основе.
        Бесплатно издадутся три экземпляра книги, и затем по одному экземпляру каждой, изданной в рамках проекта книги, передается в фонд школьной библиотеки, в Российскую книжную палату и в Российскую государственную детскую библиотеку для формирования Всероссийской школьной летописи.
    Участие во Всероссийской школьной летописи для младшего школьника – это, в первую очередь, возможность зафиксировать самого себя на определенном отрезке времени, лучше понять своих друзей, научиться понимать одноклассников и педагогов класса и школы.
     Подводя итог всему сказанному, хочу отметить, что внеурочная деятельность, организованная на основе работы в сетевых Интернет - проектах, способствует созданию такой среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Дети с большим интересом выдвигают идеи, коллективно находят удачное решение, распределяют обязанности при выполнении общего дела, оказывать и принимать помощь товарищей, оценивать свою деятельность и деятельность других, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выступать перед командой, представляя свою работу, подводить итоги, анализировать результаты. Ребята до такой степени увлечены нужным делом, что им становиться просто некогда бесцельно бродить по просторам Интернета, а они общаются во благо общего дела, своего совершенствования и саморазвития. А для нас педагогов создаются условия профессионального роста, распространения инновационного педагогического опыта, обеспечивается рост ИКТ- компетенций и проектной культуры.
 

  Источники:
  1. Мультиурок [Электронный ресурс]. Дюньдик С.В. Сетевые учебные проекты как способ организации внеурочной деятельности младших школьников. - 19.03.2017, Режим доступа: https://multiurok.ru/files/sietievyie-uchiebnyie-proiekty-kak-sposob-orghaniz.html
  2. Платформа «Навыки будущего» [Электронный ресурс]. Всероссийская школьная летопись. – Режим доступа: https://навыкибудущего.рф/program/11019-vserossiiskaya-shkolnaya-letopis
  3. Школа проектов [Электронный ресурс]. Макарова О. В. Сетевые проекты. – 20.11.2015., Режим доступа: https://www.sites.google.com/a/labore.ru/kcp/distancionnye-proekty-dla-ucasihsa
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Наталья Николаевна, ваши дети под чутким руководством специалистов легко освоятся в интернете и смогут получить всю необходимую информацию. Дети в надежных руках.
Ирина Алексеева, дата: 03.01.2020 в 23:24  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ